Конспект занятия по речевому развитию "Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по речевому  развитию в рамках методической недели Тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starshaya_kot_varyuga_paustovskiy.docx404.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»

        

Конспект занятия по речевому  развитию в рамках методической недели

Тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Столетова Н.А.

г. Канск   2023 г.

Цель: Создание условий для воспитания гуманного отношения к животным, через ознакомление с рассказом К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Задачи:

1. Образовательные:

- продолжать формировать умение оценивать поступки героев произведения,   помочь детям, понять смысл рассказа;

-совершенствовать умение восстанавливать события рассказа при помощи иллюстраций.

2. Развивающие:

- развивать связную речь, умение пересказывать содержание рассказа;

-развивать творческое воображение, внимание , память, фантазию ;

 3. Воспитывающие

-воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе, доброту;

- воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;

Образовательная область: речевое развитие

Предварительная работа: знакомство с творчеством и биографией писателя К.Г. Паустовского;  разбор значения новых слов в тексте, которые могут быть непонятны детям: отчаяние, кукан, заросли, плотица, лаз, шиворот, подпалины, бухало, припадок; чтение с рассказов Паустовского"Заячьи лапы", слушание аудиозаписи "Барсучий нос", просмотр мультфильма "Растрепанный воробей".

Используемые технологии:

технология продуктивного чтения-слушания, здоровьесберегающая, игровая, работа с иллюстрациями, пересказ, беседа.

Материалы и оборудование: портрет К.Г Паустовского, д/у "Размышлялки", иллюстрации к рассказу, для восстановления событий, картинка  рыжий Кот с рыбой в зубах.

Ход  занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Дети приветствую гостей.

Воспитатель: Ребята , проходите на свои места.

2. Проблемная ситуация (или мотивация)   

Воспитатель: Ребята, на доске картинка, попробуйте догадаться кто там спрятался.

Разгадайте загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка,

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.              Дети: Кот

3. Показ картинки Рыжего кота

Воспитатель: В каком рассказе мы встретились с этим котом?

Дети : в рассказе "Кот - Ворюга"

Воспитатель: кто написал этот рассказ?

Дети: К.Г.Паустовский

4.Работа с названием

Воспитатель: Как вы думаете, почему автор так назвал произведение?

Дети: размышления детей

Воспитатель: Скажите, как вы понимаете слово «ворюга» (это тот, кто крадет, берет чужое без разрешения).

Воспитатель: Ребята, мы вчера прочитали рассказ К.Г Паустовского "Кот - ворюга". А мы знаем,  чем закончилась эта история?

Дети: Нет.

5. Работа с иллюстрациями, пересказ рассказа (дети проходят к столу)

Воспитатель: Давайте вспомним и восстановим события, а в этом нам помогут картинки из рассказа. Проходите к столу . С чего начался рассказ, Выберете картинку.

В:как звали кота?https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1166764/main_IMG_20180424_074017_016.jpg

Д: "ворюгой"

В:почему его так назвали?

Д: он воровал все: рыбу, колбасу,

В: А что еще сделал, но есть не стал?

Д: разрыл банку с червями, а червей склевали куры.

В: Зачем забрался кот на березу?

Д: он украл ливерную колбасу

В: как он спустился с березы?

Д: он упал с дерева , как футбольный мяч.

В:куда забрался кот , когда упал с березы?

Д: в лаз под домом

В:Что решили сделать дети с котом?https://funart.pro/uploads/posts/2021-07/1625701156_10-funart-pro-p-kot-voryuga-paustovskii-zhivotnie-krasivo-12.jpg

Д:Поймать его ?

В.для чего они ловили кота?

Д:чтобы он не воровал,

В:а чей это кот?

Д: кот был бездомный, беспризорник.

В: к кому за помощью обратились дети?

Д: к Леньке , это сын деревенского сапожника.

В: Почему именно этот мальчик стал ловить кота

Д: Леня, был смелый и решительный

В: как ловил Леня кота?

Д: взял шелковую леску, забросил в лаз с привязанной на конце с рыбой и когда кот вцепился зубами в рыбу, вытащил кота .

В: почему кот не отпускал рыбу?

Д: хотел есть

В: Когда Ленька вытащил кота, каким его увидели дети? https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2020/07/feat-kot-vorjuga11.jpg

Д: Рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно – рыжий с белыми подпалинами на животе.

В: почему кот постоянно выл, упирался, прижимал уши и зажмуривал глаза?

Д: он боялся людей

В: что решили сделать с ним мальчики после того , как Леня вытащил кота?

Д: выдрать, отлупить?

В:  а как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом?

Д: наказали, приласкали, накормили, оставили у себя.

В: что предложил Леня?

Д: надо его накормить как следует.

В: а мальчики послушали Леню?https://fs00.infourok.ru/images/doc/310/309600/img13.jpg

Д: да

В: чем же они накормили кота?

Д:мы последовали этому совету, вытащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жаренную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

в: как вы думаете понравился ли ужин коту? как он себя вел после ужина?

Д: да, он умывался, фыркал и терся головой об пол

В: что сделал кот после того, как он поел?

Д: растянулся у печки и захрапел.

        

        

6. Воспитатель: Ой, ребята, а на этой картинке нет ничего. Стоит знак вопроса. А мы с вами знаем как  закончился рассказ?

Дети: нет

Воспитатель: А давай те мы подумаем, как он мог  бы закончиться?

Д\и "Размышлялки!"  

Дети: кот перестал воровать, он выспался и убежал, он по прежнему воровал, мальчики его оставили у себя и он стал им другом и т.д.

Воспитатель: а хотите узнать, как закончилась история  у автора?

Дети: да

Воспитатель: но перед тем как узнать, я предлагаю вам отдохнуть.

7.Физминутка

Рыжий котик потянулся,

Раз - нагнулся, два -нагнулся,

Лапы в стороны развел,

И как будто бы пошел,

Головою повертел.

И на коврик тихо сел.

8. чтение концовки рассказа

Воспитатель: Ребята,  послушайте внимательно   и тогда  поймете, правильно ли вы думаете. Вы готовы слушать ?    

Дети : да

Воспитатель: Можем мы сейчас рассказать как закончился рассказ?

Д: да

9.обсуждение прочитанного. .... возьми картинку с вопросом, переверни.

В: перестал кот воровать?https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0347/0013b256-b4ca938c/hello_html_m71001737.jpg

Д: да

В: как отблагодарил кот людей за их доброту, какой поступок совершил кот?

Д:он совершил благородный поступок, он наказал петуха и кур, которые воровали гречневую кашу.

В: почему куры опасались воровать?

Д: боялись кота.

В: как ходил кот по саду?

Д: как хозяин, сторож

В : ребята, хорошо или плохо закончился рассказ

Д: хорошо

Вос: скажите каким кот был в начале рассказа?

Дети: злой, на всех шипел, всего боялся, воровал.

Вос: Почему он таким был?

Дети : потому что был голодный, бездомный, бродяга, беспризорник.

Вос:, какие чувства вызывал у вас кот в начале рассказа?

Дети: негодование, желание наказать.

Вос: А сейчас какие чувства вызывает  кот?

Дети: Восхищение, гордость

Вос:  Каким он стал?

Дети: добрым, престал воровать , у него появились хозяева

Вос: кто или что помогло измениться коту?

Дети: дети, которые не стали обижать его, а накормили  и он стал им другом.

10. Итог.

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ?

Дети: да

Воспитатель: чему может научить этот рассказ?

Дети: быть добрыми, любить животных, помогать и не обижать их.

Воспитатель: кому можем рассказать эту историю?

Дети: родителям и детям, которые не знают чем закончилась история про кота.

Воспитатель: Да, ребята, в этом рассказе произошло чудесное превращение.

Воспитатель: какое у вас настроение от занятия, выберете для себя котика.

11. Продуктивная деятельность

Воспитатель: ребята, я предлагаю нарисовать кота, пофантазируйте, каким будет ваш кот?

Давайте поиграем в игру «Правда - неправда». 

Я задаю вопрос, а вы приседаете, если это  правда, а если  неправда – прыгаете.

1. Правда ли, что мы читали сказку?

2.Правда, что Паустовский писал свои рассказы о природе?

3.Правда ли, что мы переживали за кота?

4.Правда ли, что у Лёньки было доброе сердце?

5.Правда, что кот остался ворюгой?

6.Правда ли, что добро изменило кота?

Константин Георгиевич Паустовский

(1892 —1968)

hello_html_7f721a0d.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?"

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитател...

Конспект занятия по составлению рассказа по картине "Ледоход на реке" в подготовительной группе

Составление рассказа по картине очень сложный вид работы. В нашем саду подготовка к сотавлению рассказа по картине проводиться целый месяц. Сначала картину рассматривает тифлопедагог ( у нас сад компе...

Конспект занятия по составлению рассказов по картине «Купание медвежат» в старшей группе.

Цель: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над ее содержанием...

Конспект занятия по составлению рассказа по картинке "Купание медвежат" в подготовительной группе.

Цель данного занятия: продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; формировать умение составлять рассказ п...

Конспект занятия "Составление описательного рассказа по картине "На стройке""

«Составление описательного рассказа по картине «На стройке» (Для подготовительной к школе группы). Рассчитан на два занятия.Программное содержание.Уточнить и систематизировать зна­ния детей о строител...

В помощь родителям ОО "Развитие речи" ООД Тема:"Чтение рассказа "Кот - ворюга"" К. Г. Паустовского

Атмосфера юмора, доброты, наполняет сказки  и рассказы Константина Георгиевича Паустовского.Прошлое, настоящее и будущее объединяются в писательских писаниях, призывают поверить в ...

2021. Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского Старшая группа

Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. ПаустовскогоСтаршая группа...