Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Оксана Анатольевна Соколова

конспект содержит игры, задания, физкульминутки для работы с детьми 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей к комментированию ответов других детей. 

   

Дидактический материал: игрушка Ежик; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы»; листочки; дидактические игры: «С какого дерева листок», «Назови листок».

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, составление описательных рассказов на тему «Осень». Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия:

Воспитатель  –  Ребята, сегодня  у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем –

Дети – Здравствуйте! Добрый день! Мы рады вас видеть.

Воспитатель –  А сейчас давайте мы немного поиграем.

Игра «Собери  картинку».

(2 команды, на столах у каждой команды лежат картинки – пазлы, которые нужно собрать. На доске образцы этих картин).

Воспитатель – Молодцы, все команды справились с заданием.  А  какое время года изображено на картинках?

Дети – Осень! Золотая Осень.

Воспитатель – Да, ребята, сегодня мы будем говорить об осени.   Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель – Как называют осень в сентябре? (Ранняя осень) А в октябре? (Золотая осень) Какой сейчас наступил месяц? (Ноябрь). Как называют осень в ноябре? (поздняя осень). Опишите раннюю осень.

Дети – Сентябрь переходный период от летнего тепла к осенней прохладе. Иногда сентябрь бывает очень теплым. Этот период называют «бабье лето». Ранней осенью деревья только начинают желтеть, некоторые деревья сбрасывают листву, например ясень. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель – опишите золотую осень.

Дети – самая яркая пора осени - золотая осень. Все деревья желтеют, одеваются будто в золото. Листья деревьев окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвета. Это очень красивая пора осени. И в тоже время с каждым днем становится холоднее, чаще идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края, т.к. происходят первые заморозки и даже может выпасть первый снег, который потом тает.

Воспитатель – опишите, что происходит в природе поздней осенью.

Дети – Всё реже светит солнце, становится еще холоднее, дуют холодные ветра, в воздухе стоит туманная дымка, а по утрам лужи покрываются корками льда.  Деревья почти все сбрасывают листву. Земля остывает и постепенно покрывается снегом. Он тает и снова ложиться от перепадов температуры воздуха, которая с каждым днем понижается.

Воспитатель – Ребята, осень очень красивое время года, очень живописное, оно вдохновляет многих художников, поэтов и композиторов для создания художественных произведений. Я предлагаю вам послушать очень красивую композицию «Осень», автором которой является великий итальянский композитор Вивальди, который написал серию музыкальных произведений «Времена года».

Прослушивание отрывка муз. произведения «Осень».

 – Очень красивая музыка. Вам понравилась?

Дети – да.

Воспитатель – Как вы думаете, какой видит осень автор этого музыкального произведения?

Дети – теплой, солнечной, весёлой, красивой….

Воспитатель – Об осени написано много прекрасных  стихов, послушайте, как описывает позднюю осень великий русский поэт А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

 – Я знаю, что вы тоже читаете стихи об осени, давайте послушаем их.

( Дети читают стихи)

Воспитатель – молодцы, ребята. О том какая разная бывает осень, мы рассказали. А сейчас давайте немного поиграем.

Игра с мячом «Осень, ты какая?»

Воспитатель –  Молодцы! А сейчас разгадайте  загадки   про осень.

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

 

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

 

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

Дыхательная, пальчиковая гимнастика «Мы в лесу»

Воспитатель – Ребята, к нам пришел гость, отгадайте, кто это:

Он похож на маленькую горку.

Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый черный,

А характер тихий, но упорный.

По траве он бродит без дорожек.

Ты его не бойся. Это … (ежик)

      Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Это ёжик! Сколько разных листиков он собрал в лесу на свои колючки. Но  он совсем запутался -  с каких деревьев эти листики. Давайте поможем ёжику разобраться.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?».

(Каждый подходит по-очереди берет листик, называет  с какого он дерева).

Воспитатель – Сейчас я  предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина – осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина –  калиновый

липа – липовый

каштан – лист каштана

Воспитатель –  А каких зверей можно встретить в лесной чаще?

Дети – лиса, волк, медведь, заяц, лось, белка, барсук, еж.

Воспитатель – давайте посмотрим, как лесные жители готовятся к зиме.

Инсценировка «Как лесные звери готовятся  к зиме»

Ведущий (Настя Б): Вот и белка, и зайчишка,

Колючий ежик, бурый мишка.

Сейчас мы их сказать попросим,

Как все они встречают осень.

Появляется зайчик. (Дима)

Зайчик: Пора мне, зайчику линять,

Пора мне шубу поменять.

Зимой быть серым не могу-

Меня заметят на снегу.

Появляется белка.(Алия)

Белка: А я спешу, спешу, спешу,

На сучках грибы сушу,

Орешков делаю запас.

Ведущий (Настя Б): Ну что ж, старайся,

                        В добрый час!

Появляется медведь.(Дима К)

Медведь: В берлогу скоро лягу спать,

За осенью – зима опять.

Пусть мне во сне приснится мед,

Проснусь, когда весна придет.

Ведущий (Настя Б): А ты что хочешь, еж колючий?

Появляется Ежик (Арсений)

Ежик: Я тоже буду спать, как мишка,

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил.

Мне надо отдохнуть за это –

Устал я, выбился из сил.

Ведущий (Настя Б): Ну что же, все у вас толково,

К холодным дням вы все готовы!

Воспитатель – С наступлением осени все лесные жители готовятся к зиме. Давайте вспомним, кто делает запасы на зиму и какие?

Дети – белки, ежи, барсуки, кроты, полевые мыши. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

  – Кто укладывается спать на всю зиму? (медведь, ёж)

  – У кого из животных шерсть меняет свой цвет? Для чего?

Дети – У зайца, белки происходит линька. Старая шерсть меняется на новую серебристо – белого цвета и более густую. Мех становится гуще, пышней и цвет более подходит к зимней природе.

Воспитатель –  Молодцы, ребята. Поздней осенью не слышно звонких птичьих голосов. Как вы думаете почему?

Дети – многие птицы улетают в теплые края.

Воспитатель –  Правильно. А какие птицы улетают, почему и как их называют?

Дети – скворец, ласточка, жаворонок, журавль, гуси, утки, стрижи улетают в теплые края. Их называют перелетные птицы. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг — отсутствие еды и холод. 

Воспитатель – Какие птицы остаются в городе на зимовку?

Дети –  Ворона, сорока, синица, воробей, голубь, щегол, снегирь, дятел, чиж.

Воспитатель – Как мы помогаем перезимовать птицам?

Дети – делаем кормушки, подкармливаем птиц хлебом, семечками, разными зернами.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

(Дети встают около стульчиков. Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, снегирь, утка, скворец, синица, жаворонок, сорока).

 

Воспитатель – перелетные птицы улетели на юг, зимующие остались рядом с нами, но ведь и мы тоже готовимся к зиме. А как люди готовятся к зиме?

Дети – Осенью мы собираем урожай на полях, в садах и огородах. Собираем фрукты и овощи. Делаем заготовки помидор, огурцов, капусты, варим варенье, компоты, храним картофель, морковь, свеклу в погребах.

Воспитатель  –

По дороге золоченой

Осень в гости к нам идет.

Для мальчишек и девчонок

Щедрый дар она несет

Что за дар? (урожай)

- Тише, тише, тишина.

Осень  в гости к нам пришла.

Щедрая осень дары принесла…..

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель – Осень щедро дарит нам каждый год урожай вкусных овощей и фруктов. И сегодняшний год не исключение. Посмотрите, какие красивые и ароматные яблочки, виноград подарила нам осень. Угощайтесь сами и наших гостей!

Звучит музыка песенки «Собирай урожай!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Магазин игрушек».Образовательная деятельность направлена на развите связанной речи, используя схемы....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием ЭОР. Тема "Цветы".

Занятие направлено на развитие связной речи, обогащение словаря, формированию умения общаться, слушать друг друга, воспитанию бережного отношения к природе...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности По развитию речи в старшей группе Тема: «Этот День Победы».

Конспект образовательной деятельностиПо развитию речи в старшей группеТема: «Этот День Победы»....