Автоматизация звука Р
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куликовская Анастасия Дмитриевна

«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]

 

Оборудование: фетр, декоративные пуговки.

Список: ракушка, рыба, рукавица, мухомор, марка, динозавр, коробка (подарок), роза, паровоз, гитара, карандаш, жираф, парусник, баран, веер.

 

Задания и упражнения:

 

1.Назови картинки, «нажимая» на каждый предмет пальчиком. Четко произноси звук [Р] в словах.

   Предметы расположены столбиками (рядами), поэтому можно по инструкции определять предмет, с которого необходимо начинать (Назови предметы в первом столбике сверху вниз и т.д.)

- Отхлопай слова по слогам (ры-ба, ка-ран-даш).

- Назови в словах только гласные звуки. Ры-ба: Ы-А.

- Угадай слово по гласным звукам. Взрослый произносит только гласные звуки в слове, например О,А (при этом также можно выделить голосом ударный гласный звук). Ребенок угадывает слово и произносит его «РОЗА».

- «Путаница»- взрослый называет слово, меняя слоги местами, например: ЗА,РО ребенок находит на коврике соответствующий предмет и называет правильно «РОЗА».

- Назови слова, которые начинаются на звук [Р] (слова, в которых звук [Р] стоит в начале, середине или в конце слова..).

2. Закончи чистоговорку нужным словом.

Если ребенок читающий, можно сначала прочитать слоги, которые написаны на бусинах слева, и подобрать слова, начинающиеся на данный слог. Затем повторить чистоговорку  полностью.

- на начальный слог: ра-ра-ра – это .. (ракушка), ро-ро-ро – это ...(роза) и т.д.

Затем можно предложить ребенку подобрать признак к предмету. Розовая роза, морская ракушка и т.д.

3.Послушай и запомни цепочку слов. Повтори слова в том же порядке. Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет и произносит слово (или только показывает пальцем предмет, на последующих этапах находит только глазами). После прослушивания целой цепочки, ребенок произносит слова, «нажимая» на каждый предмет. Постепенно увеличивайте цепочку слов (начиная с трех слов), учитывайте возможности ребенка.

4. Упр. «Чего не стало?» Закройте предмет фишкой (увеличивайте количество предметов)

5. Упр. На развитие пространственной ориентировки. Кто находится под карандашом? Под карандашом- баран. Что находится над карандашом? Над карандашом - роза...Что находится справа от розы? Справа от розы – паровоз. Добавляем слова-признаки: Справа от морской ракушки- пестрая рыбка…

6. Назови слова, которые отвечают на вопрос "Кто"? ("Что?").

7. Дидактическая игра: «Мой-моя»: моя рыба, мой карандаш и т.д.

8. Дополнительные вопросы. Что общего между жирафом и динозавром? Что общего между розой и мухомором? Что общего между парусником и паровозом?

Ребенок отвечает на вопросы полными предложениями.

9. Посчитай предметы: Ребенок одновременно работает двумя руками. Например: левой рукой показывает цифру, правой рукой предмет. Варианты счета могут быть различные:

По инструкции ребенок находит нужную цифру (в верхнем правом углу), или же используются все предложенные цифры по порядку.

- счет по рядам, например: одна корона, одна ракушка, одна рыба, одна рукавица и т.д.

- счет по столбикам: одна ракушка, один мухомор, одна коробка, одна гитара, один парусник и т.д.

- счет предметов по порядку (в прямом и обратном порядке).

10. Угадай на ощупь. Ребенок закрывает глаза, кладет ладонь правой или левой руки на коврик. На какой предмет попадет ладонь ребенка, тот предмет он ощупывает и угадывает (взрослый контролирует действия ребенка, направляет его руку по необходимости). Попросите ребенка составить предложение с данным словом.

Можно также попросить ребенка составить предложение, в котором будут содержаться два угаданных слова.

Угадывать на ощупь также можно одновременно цифру и предмет.

11. Упр. на развитие памяти. Необходимо закрыть поле с предметами и цифрами, оставить открытыми только столбики с разноцветными сердечками-бусинами. Ребенку предлагается вспомнить предметы определенного цвета (оранжевая гитара, розовый карандаш, красный мухомор…). Также предлагается ребенку самостоятельно подобрать и назвать еще дополнительно предметы определенного цвета.

Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть такого цвета.

Цветные пуговки-бусины также можно использовать при работе с чистоговорками (назвать первый /последний слог в слове, «нажимая» пальчиком на каждую пуговку, назвать слово, показывая предмет).

12. Знакомство с буквой. Чтение слогов в левом и правом столбиках. Найти бусины с одинаковыми буквами. Сравнить их. Провести звукобуквенный анализ слогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звукотаблица на звук Р

Слова – подсказки:

баРан,

аРбуз,

воРона,

сыР,

 

баРабан,

зебРа,

веРтолет,

жиРаф,

 

носоРог,

кРовать,

коРова,

гРуша,

 

кРужка,

Рыба,

Роза,

Рак

http://900igr.net/datai/skazki-i-igry/CHto-lishnee.files/0006-021--Najdi-lishnee-Obezjana-tigr-avtomobil-baran.pnghttp://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=566429140-57-72&n=21http://www.ohotnik.net/images/crow.jpghttp://www.allpolus.com/uploads/posts/2012-08/1345453087_hbku5cdwe3wtdfy.jpeg

http://www.megakot.ru/pictures/muzykalnaya_igrushka_baraban_00044269_large.jpg http://www.spielland.ch/Thumbnails/LightBox/SAF-111489.jpghttp://sp2all.ru/images/products/592169_vertolet.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6413/16969765.6a/0_6976b_67afc41d_XL

http://www.megashop2000.de/images/product_images/info_images/sl14183.jpghttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=30449275-01-72&n=21http://akak.ru/recipes/pictures/000/019/535_big.jpg  http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=217756000-58-72&n=21

http://www.engine.ru/img/big/01900015475.jpg http://i.i.ua/prikol/thumb/5/4/196045.jpg  http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=56193786-15-72&n=21http://www.nnover.ru/data/uf/3379333/3/13/31310.rak.gif

1. Назови все предметы по порядку «змейкой (баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, зебра, барабан и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
«пРыг» : 
п
Рыг на баРана
п
Рыг на аРбуз
п
Рыг на воРону и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у ба
Рана – аРбуз, у воРоны – сыР и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые красивыми, а неживые - хорошими : ба
Ран – кРасивый, а аРбуз – хоРоший, воРона – кРасивая, а сыР – хоРоший и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один баРан, два баРана, пять баРанов и т.д. 
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : ба
Ран - баРашек, аРбуз - аРбузик и т.д.
7. Назови живые  и неживые предметы
8. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).
9. С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ба
Ран и аРбуз – БаРан ест аРбуз)

Звукотаблица на звук Р в сочетании ТР, ДР

Слова – подсказки:

сТРаус,

асТРа,

сТРекоза,

осТРов,

инсТРументы,

сТРоитель,

касТРюля,

Кот МаТРоскин,

ПеТРушка,

ТРон,

ДРакон,

веДРо,

ТРоллейбус,

поДРужки,

ДРова,

выДРа

http://u-baby.ru/images/img4dca5c46af200.jpg  http://cs302203.userapi.com/v302203787/c76/buu261B0b6U.jpg   http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=114316444-57-72&n=21 http://forumnov.com/uploads/monthly_04_2009/post-26471-1241114629_thumb.jpg

http://www.v3toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/a8ebb22bbea0734b3671f94c5997c274.jpg http://www.karavanuslug.ru/files/04-2013/ad1832/large_1364919288811533678.jpg http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/625b39239e5a60f22f344018f15ebdba.jpghttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=292592817-55-72&n=21http://www.e1.ru/afisha/events/img/75322-ss.jpg http://classica-mebel.ru/image/cache/data/it/C38E-ASD-500x500.jpg http://content.foto.mail.ru/mail/komsalova/_answers/i-8824.jpg http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=313117035-41-72&n=21

http://img01.chitalnya.ru/upload2/434/790203341282904192.jpg http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=445349990-13-72&n=21 http://ticant.ru/imgobj/2078.jpg http://www.spielzeug-world.de/images/gross/8000262929.jpg

1. Назови все предметы по порядку «змейкой» (страус, астра, стрекоза, остров, Кот Матроскин, кастрюля, строитель, инструменты, Петрушка...)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и проговаривай : 
я смоТРю на… 
Я смо
ТРю на сТРауса
Я смо
ТРю на асТРу
Я смо
ТРю на сТРекозу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у с
ТРауса – асТРа, у сТРекозы – осТРов , у МаТРоскина – касТРюля и т.д. (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
живой – неживой: сТРаус – живой, асТРа – неживая и т.д. 
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один сТРаус, два сТРауса, пять сТРаусов и т.д. 
6. Живой предмет называй с числом 
ТРИ, а неживой предмет с числом ТРИДЦАТЬ ТРИТРи сТРауса, ТРидцать ТРи асТРы, ТРи сТРекозы и т.д.
7. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету... ; между , над ... , под ... и т.д. (задание может быть любой сложности).
8. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(
усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сТРаус и асТРа – СТРаус съел асТРу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....