Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий
статья по развитию речи

Анастасия Гришина

Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №25 «Рябинушка»

г. Мичуринск Тамбовская область

 «Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий»

Автор-составитель:

Педагог-психолог

Гришина Анастасия Алексеевна

В законе об образовании в РФ четко определены категории лиц с ОВЗ. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья  это  физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.  

К группе детей с ОВЗ относят детей:

  • с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата,  с задержкой психического развития (ЗПР); 
  • с нарушениями интеллектуального развития, вследствие органического    поражения мозга; 
  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического спектра (РДА); 
  • с комплексными (сложными) нарушениями развития, а также детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование именно компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом, обеспечить взаимодействие ДОУ с семьей на современном уровне.

В настоящее время мной накоплена достаточно некоторая база презентаций по лексическим темам, а также разработаны занятия по развитию грамматического строя и фонематического слуха в программе Power Point. На занятиях детям интересно, дается материал в красочном виде, а применение компьютерных мультимедийных технологий значительно повышает интерес к занятиям.

Помимо общепринятых корреционно-развивающих методик в работе с детьми, классическими формами взаимодействия с педагогами и родителями, современному воспитателю необходимо применять в своей работе новые, современные, интерактивные практики.

XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры, что является неотъемлемой частью современного образования.

Всё больше и больше педагогов используют в различных направлениях своей деятельности ИКТ-технологии:

  • информационные сети Интернет;
  • ведение электронной документации;
  • создание электронного портфолио;
  • использование мультимедийной техники;
  • различных графических редакторов;
  • создание и оформление текстовых и графических документов средствами Microsoft Office;
  • использование программы для создания видеофильмов, обучающих видеорядов, компьютерных тестов;
  • образовательные порталы для создания интерактивных игр и др.

В своей практике мне приходилось сталкиваться со множеством развивающих интернет сайтов, компьютерных программ, но качество предлагаемых материалов различно и не всегда соответствует требованиям ФГОС, особенностям речевой патологии, возрастным и психологическим особенностям дошкольников, эстетическим и техническим требованиям.

Применение ИКТ в работе воспитателя охватывает всех участников образовательных отношений. 

Мной были выделены основные направления:

  • применение ИКТ в методической деятельности воспитателя;
  • во взаимодействии воспитателя с родителями;
  • в коррекционной работе с детьми.

Применение ИКТ-технологий в методической деятельности воспитателя облегчает организацию работы. Стало возможным:

  • оформление документации по организации коррекционно-образовательного процесса средствами Microsoft Office (планирование, рабочая программа, аналитические отчёты, конспекты, презентации к занятиям).
  • создано большое количество презентаций к технологическим картам образовательной деятельности по коррекции фонетико-фонематического строя речи, обучению грамоте, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания для старшей и подготовительной групп.
  • использование различных графических редакторов и программ (Pinnacle Studio Plus, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видео и фотоматериалов дает возможность презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ.

Применение ИКТ во взаимодействии воспитателя с родителями.

Эффективность работы воспитателя с родителями зависит от того, какие формы и методы выбирает педагог. Важным направлением работы воспитателя является информирование и консультирование родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.

Проведение педагогических мероприятий (консультаций, родительских собраний, мастер-классов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее.

В настоящий момент медиатека содержит практические консультации- презентации: «Развитие фонематических процессов у дошкольников», Что такое дизартрия», (для родителей), «Скоро в школу» (для родителей); мастер классы: «Язычок пошел гулять», «Тренируем пальчики, развиваем мозг».

Самой быстрой формой взаимодействия с родителями считаю общение и мини-консультирование через messenger whatsapp.

Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов позволяет наладить более тесный контакт, такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка за какие – либо достижения), оперативно организовать обратную связь. Для некоторых родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.

Применение ИКТ в работе с детьми.

У дошкольников с нарушениями речи зачастую присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее оптимальных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИКТ-технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса. Компьютерные средства не заменяют основных методов коррекции, а служат одним из средств оптимизации воздействия при условии соблюдения норм СанПин.

Работа воспитателя с детьми включает в себя коррекционно- профилактический блок.

Использование ИКТ-технологий в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи возможно как во фронтальной, так и в индивидуально-подгрупповой формах работы.

Фронтальное занятие сопровождается мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. Используется как часть занятия.

Очень результативным считаю применение ИКТ на индивидуальных занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует много времени и сил, как от ребенка, так и от педагога. Основной прием коррекционной работы – это повторяющиеся упражнения. В результате таких повторений возникает нужный навык. Но, если не проводить специальную психологическую работу, интерес к занятиям с воспитателем и логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия носят монотонный характер, вследствие чего падает результативность коррекции. Использование компьютерных средств на занятии позволяет создать дополнительную мотивацию ребенка к коррекционному процессу, поддерживать ее длительное время, что приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта.

Активно использую ресурсы развивающего портала mersibo.ru. Интерактивные игры распределены по разделам:

  • артикуляционная гимнастика,
  • развитие воздушной струи,
  • автоматизация, дифференциация звуков,
  • развитие лексико-грамматического строя речи и связного высказывания,
  • игры на логику, внимание и память и многое другое.

Применение ИКТ-технологий в коррекционной работе позволяет усилить самоконтроль ребенка через анализ собственной звучащей речи. Для этого провожу аудиозапись голоса ребенка на начальном этапе занятий, а затем, в процессе автоматизации звука, повторяем. Ребенок может услышать и исправить свои ошибки. Данная технология позволяет в более быстрые сроки формировать самоконтроль за правильным звукопроизношением.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:

  • разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения;
  • оптимизировать процесс коррекционной работы;
  • повысить мотивацию дошкольников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно:

  • значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс;
  • стимулировать индивидуальную деятельность;
  • стимулировать развитие познавательных процессов у детей;
  • расширить кругозор ребенка;
  • воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредствам здоровьесберегающих технологий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3708027","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"324","width":"480"}}]]...

Формирование комуникативной компетенции у детей с ОНР посредством дидактических игр в стихотворной форме.

Презентуемый материал показывает преимущество использования  в коррекционной  работе дидактических игр в стихотворной форме. Представлен в двух презентациях....

Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологий

Помимо общепринятых корреционно-развивающих методик в работе с детьми, классическими формами взаимодействия с педагогами и родителями, современному воспитателю необходимо применять в своей работе новы...

Консультация на тему «Формирование речевых и звуковых компетенций у детей с ОВЗ посредством ИКТ-технологии»

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст в...