Рекомендации для педагогов по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста посредством словесных игр
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Зинаида Васильевна Афанасьева

Дети среднего дошкольного возраста продолжают пополнить словарный запас, обозначающий социально – нравственные представления; слова приветствия, благодарности, извинения, сочувствия, сострадания и др. тем самым приобретают навыки в речевом общении с взрослыми и сверстниками, обучаются типам монолога. Обогащают словарь названиями предметов и материалов, разновидностью живых существ и средой их обитания. Некоторыми трудовыми процессами, связанных с уходом за животными, выращиванием овощей и прочее. Закрепляются в словаре и входят в повседневную речь слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений и их свойства и качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_dlya_pedagogov_doo.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов ДОО по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста посредством словесных игр

Дети среднего дошкольного возраста продолжают пополнить словарный запас, обозначающий социально – нравственные представления; слова приветствия, благодарности, извинения, сочувствия, сострадания
и др. тем самым приобретают навыки в речевом общении с взрослыми
и сверстниками, обучаются типам монолога.

Обогащают словарь названиями предметов и материалов, разновидностью живых существ и средой их обитания. Некоторыми трудовыми процессами, связанных с уходом за животными, выращиванием овощей и прочее. Закрепляются в словаре и входят в повседневную речь слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений и их свойства и качества.

Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря названиями предметов, качеств, признаков, свойств, действий и процессов.

Основными источниками развития словаря являются:

2        Наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, трудовой деятельностью людей, игр деятельностью детей и т.д.);

3        Общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность);

4        Речь взрослых - дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо правильно,
и подражают всему, что слышат;

5        Художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.

Словарная работа проводится на основе учета возрастных
и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом,
а также текущих воспитательных задач.

Принципы словарной работы, определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы:

1        Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

2        Опора на активное и действенное познание окружающего мира;

3        Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

4        Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

5        Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи,
с развитием связной речи;

6        Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Словесная игра дает большие возможности для развития умственной деятельности детей, в частности для развития словаря, так как взрослый может сам варьировать условиями этих игр в зависимости
от образовательной задачи.

Словесные игры для детей среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться
в пространстве.

Разделяют словесные игры без опоры на наглядность
и с использованием картинок и предметов. Некоторые словесные игры можно подкрепить наглядностью, предметными или сюжетными картинками, чтобы повысить заинтересованность детей, сделать игру более яркой, насыщенной, понятной. Среди таких игр можно отметить: «Похож
– не похож», «Чье это жилище», «Чья мама?», «Найди картинку». Когда дети в достаточной мере овладеют необходимыми для игры навыками, наглядные пособия можно перестать использовать. Среди таких игр можно отметить: «Четвертый лишний», «Много – один», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Угадай по описанию», «Хорошо или плохо». Многие словесные игры требуют от дошкольника активной мыслительной деятельности. Словесные игры не только развивают и обучают ребёнка,
но и помогают наладить контакт с взрослыми и сверстниками, учат искусству общения, умению выслушать собеседника.

Чтобы детям было интересно и легче усвоить новые слова, мы разработали авторские словесные игры с использованием информационно
– коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии активно входит в нашу жизнь. Компьютеры стали необходимым и важным атрибутом для взрослых и средством обучения для детей. Использование информационно – коммуникационной технологий в игровой деятельности развивает у детей мышление, воображение, познавательную активность и самостоятельность. Такая форма обучения вызывает у детей огромный интерес и внимание. Дети быстрее и легче усваивают учебный материал. Для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста нами были разработаны следующие авторские словесные игры.

Словесная игра «Путешествие Буратино».

Цель: обогащение словаря новыми словами, развивать внимательность и память.

Материалы: Ноутбук и интерактивная доска, колонка, картинки, изображающие музыкальные инструменты.

Героя сказки и путешествие героя можно поменять по теме, например, «Путешествие доктора Айболита», «Путешествие Фиксиков» и т.д.

Ход игры. На экране представлен герой сказки – Буратино. Он рассказывает детям о стране музыкантов. Показывает музыкальные инструменты и описывает каждый музыкальный инструмент (на экране представлены музыкальные инструменты). Дает послушать, как звучат инструменты (на экране появляется музыкальный инструмент

и одновременно включается звук инструмента). А затем предлагает детям играть в игру. Воспитатель кладет картинки с изображением музыкальных инструментов на полу и под музыку дети бегают вокруг картин. Когда музыка останавливается, дети становятся на картинках
и называют их. Игра повторяется 2-3 раза. Буратино благодарит их за игру
и прощается с ними.

Словесная игра «Дойти до игрушки».

Цель: Цель: Обогащение словаря новыми словами, развивать память

и речь.

Материалы: ноутбук, интерактивная доска, колонка, игрушка

и картинки по теме (животные, насекомые, инструменты, посуда и др).

Ход игры. На экране появляется загадка. Дети отгадывают, например посуду. Воспитатель начинает показывать на экране посуды и рассказывать для чего используют эти посуды. Для закрепления названия посуд, детям предлагается игра «Что исчезло». Затем воспитатель предлагает детям отдохнуть и играть в игру «Дойти до игрушки. Воспитатель  картинки кладет на пол друг за другом одной линией с расстоянием один шаг. Между ними положить игрушку. Дети идут к игрушку с конца называя картинки
по очереди. Кто дошел до игрушки быстрее тот и победил. Если ребенок затрудняется называть предмет, то воспитатель просит помочь другим детям.

Словесная игра «Встаньте в круг».

Цель: развивать словарь детей новыми словами, развивать внимательность, память и правильно назвать предмет.

Материал: ноутбук, интерактивная доска, колонка, картины по теме (животные, космос, птицы, времена года).

Ход игры: На экране появляется один из героев сказки
или мультфильма (Например, Крош из мультфильма «Смешарики»). Здоровается с детьми и рассказывает, что он увидел по дороге в детский сад. (На экране появляются картины разного вида транспорта). Он рассказывает про каждого транспорта, что они делали. Затем детям предлагается играть
в игру. Дети встают круг и им раздают картинки с изображением видов транспорта. Внутри круга остается один ребенок. Воспитатель называет, например, грузовик, а ребенок стоящий внутри круга должен найти грузовик

на картинке, где держат другие дети, и принести воспитателю. Затем называет грузовик и встает в круг. Тот ребенок у кого взяли картину, заходит внутри круга. Игра продолжается 4-5 раз. Если ребенок затрудняется называть предмет, то воспитатель просит помочь другим детям. После игры сказочный герой хвалит детей и прощается.

Словесная игра «Назови слово»

Цель: Упражнять детей в умении называть предметы, животные, растении, необходимые людям определенной профессии. Активизировать мышление и речь детей.

Атрибуты: стаканы одинакового  цвета и один стакан красного.

Правила игры: передавать стаканы во время считалки. Называть животных, растений, предметы необходимые людям данной профессии
и т.д

Описание игры: Дети садятся за столом и передают друг другу стаканы, при этом все читают считалку (по выбору). Например,

Над горою солнце встало,

С неба яблоко упало,

Покатилось прямо к нам»

В речку мостиком свалилось

Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец,

Ведь считалочке конец!

(дети останавливаются).

Воспитатель говорит, например, животное. А тот ребенок, у кого оказался красный стакан называет одно животное (медведь, заяц, волк и т.д). Игра продолжается. Если ребенок не может быстро говорить, то другие дети могут ему помочь.

Словесная игра «Волшебная коробка».

Цель: Найти разные значения многозначного слова

Материал: игрушки, коробка (мешочек)

Ход игры. Дети внимательно слушают загадки и разгадывают их:

Ежику служит как защита

У елочки вместо листьев

А с ниткой лучшие друзья (иголка)

По дороге лихо мчит

Это чудо аппарат

 постирает всю одежду

И всю грязную посуду (машина)

Дети отгадывают загадку, и вытаскиваю из коробки правильно названный предмет.

Словесная игра «Угадай»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Материал: картинки, музыкальное сопровождение

Ход игры. На экране Дети стоят по кругу. Внутри круга лежат картинки (например, животные) Один ребенок делает круг, пока остальные дети считают считалку (по выбору).

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Когда считалка заканчивается ребенок выбирает среди детей одного ребенка. Выбранный ребенок должен делать круг, а в это время другой ребенок, который сделал круг  называет картинки животных (медведь, заяц, волк и т.д).

Словесная игра «Остановись и назови».

Цель: Активизировать словарь у детей, развивать память внимательность, речь у детей.

Материалы: Ноутбук, интерактивная доска, колонка, картинки по теме.

Ход игры: На экране появляются загадки по теме (например, птицы). Дети отгадывают загадки. С каждым правильным ответом на экране появляется правильный ответ к загадке. Затем воспитатель предлагает детям играть.  Кладет картинки на полу хаотично. Вместе с детьми считают считалку и ходят вокруг картин. По окончании считалки дети встают
на картинках  и называют. Кто не смог называть, тот садится
на стульчик. Игра продолжается до одного последнего ребенка.

Словесная игра «Опиши предмет».

Цель: закреплять новые слова, развивать связную речь, уметь составлять простое предложение.

Материал: ноутбук, интерактивная доска, колонка, картинки.

Ход игры: На экране появляется загадка на тему уже пройденного материала, например, животные Якутии. Воспитатель показывает на экране животных, которые живут в Якутии. На экране один за другим появляются картины животных. Воспитатель описывает каждого животного. Затем детям предлагается играть в игру. Дети встают в круг. И на спине у них картинки
с изображением животных Якутии. Один ребенок ходит по кругу и выбирает одно животное, изображенный в картине. Он описывает животное, а дети, стоящие в круг должны отгадать. Если ребенок затрудняется описать,
то воспитатель задает наводящие вопросы. Например, какой формы? Какого цвета? Что с он делает? И т.д.

Словесная игра «Угадай, что исчезло».

Цель: закреплять новые слова, развивать речь, память у детей

Материалы: Ноутбук, интерактивная доска, колонка, картинки
с изображением предмета либо игрушки заместители.

Ход игры: На экране появляется герой сказки «Колобок». Он начинает рассказывать, что он убежал от бабушки, от дедушки, от зайца, от волка
и от медведя. И вот он катился, катился и пришел неизвестную ему в страну. Он начинает рассказывать, кто живет в этой стране. На экране появляется картины птиц. И он спрашивает у детей: «Знаете ли вы этих странных существ?». На экране один з другим появляются картины с изображением птиц. Колобок каждый раз спрашивает у детей: «Кто это?». Дети называют название птиц. Колобок благодарит их и приглашает играть. Воспитатель кладет картинки на стол и убирает одну картину. Ребенок должен называть все птицы, изображенные в картинке и угадать птицу, который не хватает. Если ребенок затрудняется, то ему могут помочь другие дети. После окончания игры «Колобок» прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

 Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...

Опыт работы по теме:«Обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста пространственными понятиями».

проведение работы с детьми среднего возраста по обогощению словарного запаса словами обозначающее пространственные понятия...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...

Методическая разработка на тему: «Сказка, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают ...

«Использование сказок Чуковского, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.Ребенок п...

«Использование сказок Чуковского, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Использование  сказок  К.И.Чуковского как средства обогащения словаря детей  среднего дошкольного возраста»Актуальность темы : Овладение родным языком, его словарным богатс...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...