Д/игра " Он, Она, Они, Оно"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа)

Ксения Дмитриевна Мусияк

Д/игра по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_igry_po_razvitiyu_rechi_on_ona_oni_ono.docx585.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад № 10»  города Новосибирска

ПАСПОРТ

Дидактическая игра

«ОН, ОНА, ОНИ, ОНО»

Воспитатель МКДОУ № 10: Мусияк Ксения Дмитриевна

2020 г. г. Новосибирск

Актуальность:

В настоящие время наиболее часто встречаются проблемы с развитием речи у детей она связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще очень однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.

Поэтому, ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение.

Методическая ценность:

Дидактическая игра является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи, развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора.

Область применения:

 В домиках «он»«она»«оно»«они» живут слова мужского, женского. среднего рода единственного и множественного числа. Задача заключается в том. что нужно расселить слова (карточки) по домикам. Для этого нужно определить род и число, для этого ребенка предлагается подсказка на первую карточку. Например, «ЧАЙНИК ОН МОЙ». Ребенок повторяет и подбирает соответствующий домик. Далее ребенок уже сам должен сам проговорить предложение с другими карточками. и найти нужный домик.

Эту игру лучше использовать в индивидуальной работе с ребенком. так как она требует максимального внимания и сосредоточенности.

Возраст детей: Подходит для детей возраста с 3 до 7 лет.

Оборудование: «Он, она, оно, они», четыре домика сделаны из мягкого флиса с кармашками, и карточки плотные за ламинированные с разными изображениями.

Цель: Создать условия для формирования и совершенствования грамматический строй речи.

Задачи: 

- способствовать пополнению и активизации словаря у детей.

- развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику, речь.

- обогащать речь детей существительными и местоимениями»

- упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица

- развивать  умения  общаться  с  детьми  и педагогом.

- научить определять существительное мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно. они.

Варианты  игр:

Игра: «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, «кожаные». Затем бросала мяч другому ребенку, говорит: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: меховые и т. д.

Игра: «Разноцветный сундучок» (по  лексическим  темам)

Цель: учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Оборудование: волшебный  сундучок, игрушки

Ход  игры: Предложим детям вынимать игрушку  по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое?», «Какая?», «Какие?», «Какой?»  И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

Игра: «Скажи, что делает и что будет делать»  

Цель: обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.

Ход игры: Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.

Игра: «Один – много» Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных. Ход игры: Карточки с изображением в единственном и множественном числе. Ребенок рассматривает карточки и образовывает.

Игра: «Бабочка и гриб» Цель: изменение глагола с помощью приставки. Ход игры: Бабочка к грибочку… (подлетела).

Бабочка вокруг гриба... (облетела).

Бабочка через гриб… (перелетела).

Бабочка от гриба… (отлетела) и в лес …(улетела).

Игра: «Кто живёт во дворе?» Цель: учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

 Ход игры: От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

Игра: «Подбери нужное слово» Цель: развивать образное мышление, речь. Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Воспитатель: В аквариуме плавают... Кто плавает?

Дети: Рыбки.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)

На лугу пасется ... (корова).

На огороде вырос большой зеленый ... (огурец).

У Вовы лопнул красный ... (шар).

Хорошо водит машину ... (шофер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...