Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему: «Путешествие по русскому народному фольклору»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Знакомить детей с малыми формами фольклора. Учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, считалки, хороводные песни. Повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в отгадывании загадок. Обогащать словарный запас, работать над интонационной выразительностью речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи в средней группе
на тему:
«Путешествие по русскому народному фольклору»
Воспитатель: Белоусова Е.В.
Цель: развитие интереса и приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора. Учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, считалки, хороводные песни. Повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в отгадывании загадок. Обогащать словарный запас, работать над интонационной выразительностью речи.
Развивающие:
Содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений. Обеспечивать развитие любознательности, речи, мышления.
Воспитательные:
Побуждать детей ценить культурное наследие русского народа. Способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Методы и приемы: словесный, практический, наглядный.
Формы работы: показ, объяснения, вопросы, загадки, литературное слово.
Предварительная работа: заучивание утреннего приветствия, чтение пословиц, поговорок, загадок, народных сказок, правильное произношение чистоговорок, слушание музыкальных произведений русского народного творчества.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, слайды, русские народные мелодии, сундучок, платок, картинки, обруч с лентами.
Ход НОД
Дети заходят в группу под русскую народную песню, встают в круг. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме.
Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. (Встают в круг)
Доброе утро всем, кто проснулся!
Доброе утро всем, кто улыбнулся!
Доброе утро светлому солнцу! - (поднимают руки вверх)
Доброе утро небу в оконце! – (чуть разводят руки вверху)
Доброе утро певчим синичкам, - (руки опускают, машут внизу кистями рук)
Доброе утро нашим гостям! – (поворачиваются к гостям)
Будем все нежны! Будем все дружны! – (держаться за руки, слегка размахивают)
Воспитатель: Давайте сядем рядком (дети садятся), вот теперь можем поговорить ладком.
Воспитатель: «Ребята, на меня все посмотрите!
Я сегодня не проста, а загадочно ярка!
Превратилась я в бабушку-загадушку!
К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.
Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.
Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Вот платочек расписной, да загадочный какой,
узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.
Узелок я развяжу, вам задание скажу...»
Воспитатель:
«Поговорки, пословицы, загадки, считалки, да заклички».
Ребята, а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.
Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.
Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.
А сможет его повторить Сережа, Мила?
Спасибо, молодцы!
Воспитатель: А скажите мне, ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: А какой месяц? (Дети отвечают)
Воспитатель: Если мы посмотрим в окошко, то увидим, что весной много солнца, все рады теплу, зеленеет травка. Есть такая поговорка: «Апрель с водой, а май - с травой».
/Воспитатель несколько раз детьми повторяет поговорку/
Воспитатель: А вы знаете поговорки?
Дети:
1.Весна красна - да голодна»
2.Что посеешь – то и пожнёшь.
3. Делу время – потехе час.
4. Хлеб всему – голова.
Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».
Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.
А вы знаете пословицы?
Дети:
«Весенний день год кормит»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
« Не сиди сложа руки, тогда не будешь знать скуки»
«Труд человека красит, а лень портит»
«Весна – днём красна!».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня мы познакомимся с новой пословицей: «Дождь в мае - хлеба поднимает (проговаривает с детьми несколько раз, объясняет значение пословицы). Нашим росточкам еще нужно солнышко, чтобы вырасти побыстрее. Зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.
/Воспитатель с детьми повторяет закличку/
«Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошко, ждут тебя детки,
ждут малолетки, солнышко ведрышко!
Выгляни в окошко, твои детки плачут,
по камушкам скачут.
Солнышко, покажись! Красное появись!
Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»
Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам, и весна будет солнечной и тёплой.
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Узелок я развяжу и задание скажу:
«Скороговорки и чистоговорки»
Ребята, чтобы научить детей говорить чисто, правильно - народ придумал много скороговорок и чистоговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?
Дети: «Галка села на забор, грач завел с ней разговор»
«Проворонила ворона Вороненка».
/Скороговорку произносит воспитатель/
«Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы»/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте чистоговорку:
На – на – на – вновь пришла весна
Од – од – од – все сажают огород (Слайд с картинками)
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?
В сундучке-то непростом, есть картинки (дождь, солнце, листочки)
/Воспитатель показывает слайд с картинками и предлагает детям придумать чистоговорку самим/
Дети:
Ди- ди- ди – идут весенние дожди
Це – це – це – весной греет теплое солнце
Чки – чки – чки – на деревьях появляются листочки.
Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!
Воспитатель: На платочек посмотрю, узелок я развяжу:
«Игры народные, любые хороводные!
Дети встают в круг. Воспитатель проговаривает правила игры и предлагает одному из детей выбрать водящего с помощью считалки.
1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…
«Игра с колокольчиком»
/Звучит музыка, выбранный ребёнок с колокольчиком проговаривает/
Воспитатель и Дети: «С колокольчиком хожу, на ребяток я гляжу,
колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?
/Музыка останавливается, где заканчиваются слова «кто плясать пойдёт со мной» - ребёнок с колокольчиком останавливается, и берет другого ребёнка за руку, выводит в круг, двое детей пляшут под музыку, выбранный ребёнок, становится ведущим/
/Игра повторяется/
Воспитатель: Ай, какие молодцы!
Воспитатель заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»
Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?
Дети: /называют свои варианты сказок/
Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…
«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,
там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
угадайте, что за сказка? (Три медведя)
«А дорога – далека, а корзина нелегка,
сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)
«На сметане мешон на окошке стужён,
круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)
«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,
он залезть в него не смог, это сказка... (Теремок)
Воспитатель развязывает последний узелок –
«Игра «Хоровод»
Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.
Эй, девчонки! Эй, мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!
/Дети водят хоровод произнося слова:/
«Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!»
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили пословицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?
/Ответы детей/
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? О чем бы вы рассказали своим мамам и папам?
Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народное творчество полно мудрости и доброты.
Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё, про всё узнали. Напоследок я скажу: «Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»
Вот такая мудрость народная!
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Комплексное занятие по развитию речи в средней группе на тему "Моделирование русской народной сказки "Теремок"
Материал занятия знакомит детей с новым видом пересказа русских народных сказок посредством моделирования, учит подбирать заместителей персонажей сказки, развивает речь детей....
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам»
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:-закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;-прививать любовь к устному народному творчеству;Воспита...
Речевой досуг по развитию речи в средней группе детского сада. "Калейдоскоп русских народных сказок ".
quot;Калейдоскоп русских народных сказок ".Речевой досуг по развитию речи в средней группе детского сада.Задачи:- Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывк...
Конспект по развитию речи в средней группе.Тема: Чтение детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк"
Задачи: Образовательные: - закреплять умение внимательно слушать сказку;- формировать умение понимать содержание сказки;- отвечать на вопросы полным ответом.- Закреплять умение обыгрывать сказку.- Зак...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Заучивание русской народной песенки "Тень - тень- потетень".
Заучивание русской народной песенки...
Открытое занятие по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап....
Занятие по развитию речи в средней группе на тему "Чтение русской народной сказки Колобок"
Занятие по развитию речи в средней группе на тему "Чтение русской народной сказки Колобок"...