педагогический проект "В театр играем-речь развиваем"
проект по развитию речи

Самойленко Ольга Ивановна

педагогический проект составила Самойленко Ольга Ивановна

 

Л. С. Выготский писал:

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_v_teatr_igraem-_rech_razvivaem.docx56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «детский сад № 10 общеразвивающего вида»

Введение

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из насущных и важных в образовании. До сих пор не достигнут, тот психологический уровень, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей может пересесть из-за стола в детском саду за школьную парту. Поступление ребенка в школу, адаптация его к новым условиям – очень тяжелый период, как для ребенка, так и его родителей.              Одним из важных условий для решения проблемы социализации дошкольников в новых условиях является уровень речевого развития ребенка, так как его объем и характер являются главными показателями успешной коммуникативной, учебно-познавательной и других видов деятельности.                                                                                              

 Необходимость успешного решения задач, направленных на развитие способностей каждого ребенка, формирование творческого воображения и развитие коммуникативности, определенный уровень развития которых способствует улучшению социального статуса ребенка в коллективе, его успешной социализации, адаптации к новым школьным условиям, натолкнули меня на выбор темы самообразования: «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности».    

          Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.  Театр занимает особое место в организации образовательного процесса ДОУ. Благодаря театру ребенок приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения. Эти идеи и послужили толчком разработки проекта «В театр играем - речь развиваем!». В результате систематической работы по театрализованной деятельности,         достигнуты         значительные         успехи         в         развитии коммуникативных и речевых навыков детей. Театрализованная деятельность позволила раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках в детском саду.

Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«В театр играем – речь развиваем!»

 

Сроки: сентябрь 2020г. – май 2021г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Место проведения: МКДОУ «Детский сад №10»

Актуальность проекта.

Ориентиры освоения программы дошкольного образования предполагают, что у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Развитие речи детей – одна из приоритетных задач в обучении и воспитании.  Речь ребенка развивается постоянно:  

  • в быту;  
  • на занятиях;  
  • в игре;
  • в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.  

Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

 

Новизна моей работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.

Проблема:

С каждым годом статистика нам показывает рост речевых нарушений у дошкольников, в моей группе 12 детей со статусом ОВЗ, имеющие диагноз ОНР

Цель: Создать условия для речевого развития детей через театрализованную деятельность в условиях взаимодействия всех участников образовательного процесса.

 

Задачи:

  • расширять представления детей о театре, театральных профессиях, атрибутах, костюмах;
  • пополнять предметно-пространственную среду;
  • развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
  • содействовать         развитию         творческих         способностей         и коммуникативных навыков детей.
  • способствовать формированию эстетического вкуса,
  • воспитывать умение сотрудничать, общаться в творческом коллективе;
  • приобщать родителей к театрально-культурной жизни города.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Соответствие развития речи возрастной норме у 80% детей.
  2. Постановка спектаклей детьми.
  3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития речи.
  4. Сформированные знания о театре и театральных профессиях.
  5. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
  6. Пополнение развивающей среды для занятий театрализованной деятельностью.
  7. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх-драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т.д.
  8. Воспитание нравственных качеств.

 

Этапы реализации проектной деятельности I подготовительный.

  • Изучение литературы по теме;
  • Составление словаря театральных терминов;
  • Составление перспективного плана по теме;
  • Подбор театральных, пальчиковых игр, этюдов;
  • Разработка сценария спектакля «Путанница», подборка атрибутики и музыкального сопровождения.
  1. основной.
  • Создание различных видов театра «своими руками»;
  • Консультации для родителей по теме театра;
  • Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы работы со сказкой»;
  • Привлечение родителей к изготовлению костюмов для постановки спектаклей, некоторых видов театра (пальчиковый, вязаные шапочки, ложковый, теневой, настольный. Би-ба-бо);
  • Экскурсия в Новосибирский театр кукол совместно с родителями.
  1. заключительный. 
  • Мониторинг развития речи детей;
  • Постановка спектакля «Путанница»
  • Показ детям младших групп

 

Литература:

  1. Программа         воспитания         и         обучения         в         детском         саду         под.ред М.В.Васильевой.
  2. Авторская программа Г.Ф. Шангиной «Воспитание театром».
  3. Додокина Н.В, ЕвдакимоваЕ.С. «Семейный театр в детском саду - Москва: Мозаика-Синтез, 2008
  4. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5лет» - Москва: ВАКО 2007
  5. Маханѐва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - Москва:

Сфера 2003

  1. Щѐткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» - Москва:

Мозаика-Синтез 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Планирование и организация проектной деятельности «В театр играем – речь развиваем»

п/п

 

Мероприятие

 

 

Цели

 

Ответственные

 

Сроки

 

 

I этап – подготовительный (сентябрь, октябрь)

1

Изучение         методической

литературы

 

Повысить уровень компетентности по теме.

Воспитатели

1-я – 3-я недели

2

Составление перспективного плана по теме

 

Организация деятельности проекта.

Воспитатели

4-я неделя

3

Составление картотеки театрализованных игр и упражнений

 

Пополнить методическую базу.

Воспитатели

5-я неделя

4

Подготовка презентации «История театров г.

Барнаула»

Расширение знаний детей об истории родного города.

Родители

6-я неделя

5

Разработка сценария по сказке «Путанница», подбор атрибутики, музыкального сопровождения

Создать условия для реализации проекта.

Воспитатели

7-я – 8-я недели

 

 

 

II этап – основной (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

 

6

 

Создание различных видов театра:

 

Пальчиковый

Познакомить с различными видами театров.

Совместное изготовление различных видов театра родителями и детьми.

Расширять кругозор детей и родителей  

Воспитатели, родители, дети

9-я неделя

 

Настольный

10-я неделя

 

 

Кукольный

11-я неделя

 

Плоскостной

12-я неделя

 

Театр вязаных шапочек

13-я – 14я недели

 

Театр из клубков.

15-я неделя

 

7

Проведение этических бесед

 

 

 

«Поведение         у         театральной кассы»

Ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые в ситуации приобретения билета.

Воспитатели, дети

16-я неделя

 

«В театре»

Объяснить         детям         элементарные         правила поведения в театре.

Просмотр презентации «Как вести себя в театре»

Воспитатели, дети.

17-я неделя

8

Экскурсия в Новосибирский театр  

Знакомить детей с театральными профессиями.

Воспитатели, родители, дети.

18-я неделя

 

9

Подготовка детей к показу сказки «Волк и семеро козлят»

Чтение         сказки         и

распределение ролей

Познакомить детей со сказкой  

Воспитатели

19-я неделя

Изготовление костюмов

Совместная работа родителей и детей.

Воспитатели, родители

20-я неделя

Репетиция сказки

Изучение танцевальных движений, развитие выразительности речи, пластики, мимики, жестов.

Воспитатели, дети, родители.

19-я – 22я недели

 

 

III этап – заключительный (февраль, март)

 

Участие в конкурсе театральная весна

10

Беседа «История театров г. Барнаула»  

Знакомить с историей родного города

Воспитатели, дети

23-я неделя

11

Продолжать изготавливать костюмы и атрибутику к

спектаклю

Вызвать интерес детей в участии приготовлении спектакля

Воспитатели, родители, дети.

24-я – 26я недели

12

Рисование         афиш         и

пригласительных билетов

13

Показ спектакля «Волк и

семеро козлят»

 

 

27-я неделя

14

Подведение итога

Рефлексия

Педагоги

28-я неделя.

Приложение № 2

Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности

 

 

«Чуткое ухо».

(3-7 лет)

 

Цель: развитие творческого внимания, наблюдательности, слуха.

 

Ход: Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал, т.е. издавал характерные  звуки.

  

«Кто подходил».

(3-5 лет)

 

Цель: развитие творческого внимания, наблюдательности.

 

Ход: Эта игра рассчитана на смекалку детей, умение догадываться по определѐнным признакам и чертам. Она предназначена для детей младшего и среднего возраста.

 Дети образуют круг. Один из играющих становится в середину круга и закрывает глаза (лучше завязать ему глаза платком). Кто-либо из детей по договоренности или по указанию воспитателя тихо подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча и подает голос, имитируя какого-либо животного, или, изменив свой голос, называет водящего по имени. Затем он возвращается на свое место. Необходимо угадать, кто подходил? Ведущий, открыв глаза, должен ответить правильно. Если угадал, то меняется местами с тем, кто к нему подходил. Не угадал – продолжает водить.  

 

«Музыкальные игрушки»

(3-5 лет)

 

Цель: развитие музыкальности, чувства ритма и такта.

 

Ход: Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с песенным текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик Динь – слушай колокольчик Бам-бам-бам-бам –барабанчик

Бам-бам-бам-бам -барабанчик Бам – слушай барабанчик

 

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши Хлоп – хлопаем в ладоши!

 

«В машине».

(3-5 лет)

 

Цель:         развитие         творческого         воображения,         голосовых         данных, музыкальности, чувства ритма и такта.  

 

Ход: Сидим с шофѐром рядом. Поѐм, имитируем звуки  машины.

Би, би, би.

Помочь шофѐру надо!

Би, би, би.

Машинам всем и людям -

Би, би, би,

Бибикать громко будем - Би, би, би.

 Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки».

 Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал, ритмично стучим , по центру бубна - кольца пирамиды).

                                                         «Обезьянки». 

                                                            ( 3-5   лет)

 

Цель: игра на  развитие творческого внимания, координации движений, зрительной памяти.

 

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

 

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят».  Ведущий складывает конструкцию из цветных кирпичиков (или из того материала,  который предложен). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, (форму), но и все его движения.

 Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

 

 

Не урони мяч.

(3-5 лет)  

Цель: развитие быстроты движений.

 

Ход: Дети встают у нарисованной в центре зала линии (или шнура). Даѐтся задание: бросить мяч вверх, поймать его, ударить о землю и поймать его, подбросить вверх, сделать хлопок и поймать. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперѐд (если мяч не упал). Если мяч падает, ребѐнок возвращается к центральной линии и снова начинает выполнять упражнения.

 Каждый ребѐнок должен дойти до финиша (флажок). Расстояние от линии до финиша - 5-8 метров.  

 

 

Замри

(3-5 лет)

 

Цель: развитие творческого внимания, спонтанность реакции.  

 

Ход: По сигналу воспитателя (хлопку) дети должны замереть в той же позе, в которой находились в данный момент. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон, он выбывает из игры.  

 

 

Снеговик

(3 – 5 лет)

 

Цель: развитие ритмопластики, творческого воображения, физического самочувствия.

 

Ход: Детям предлагается встать в круг и превратиться в снеговиков, представляя, что на них светит солнышко.  Постепенно расслабляя мышцы тела, начать «таять». В конце упражнения необходимо оказаться на полу, и полностью расслабить тело. Игра повторяется 2-3 раза.

 

 

Приложение № 3 Консультация для родителей

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей»

 

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.  Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.  Театрализованная игра является средством         самовыражения         и         самореализации         ребенка.         Участвуя         в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всѐм его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребѐнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную         с         трудностями         общения,         неуверенностью         в         себе.            

 Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссѐрские игры и игры – драматизации

                 К режиссѐрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:            

-плоскостной;                                                                                                                                  

-теневой;                                                                                                                                          -настольный;                                                                                                                              

- театр на фланелеграф.  

                 В этих играх ребѐнок или взрослый не являются действующим лицом, они

создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объѐмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребѐнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой.    

  Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребѐнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.              В играх – драматизациях слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чѐткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Игра-обсуждение «Взаимоотношения» Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:

Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром.                                                    

У входа висит колокольчик,                                                                                                

Украшенный серебром.                                                                                                          

И если ты ласково, тихо                                                                              

    В него позвонишь, то поверь,                                                                                              

Что в доме проснется старушка,                                                                                

Седая-седая старушка,                                                                                                            

И сразу откроет дверь.                                                                                                        

Старушка приветливо скажет:                                                                                              

- Входи, не стесняйся, дружок.                                                                                              

На стол самовар поставит                                                                                                      

В печи испечет пирожок.                                                                                                       И будет с тобою вместе                                                                                                          

Чаек распивать дотемна.                                                                                                       И старую добрую сказку                                                                                                        

Расскажет тебе она.                                                                                                              

Но если, но если, но если                                                                                                      

Ты в этот уютный дом                                                                                                            

Начнешь кулаком стучаться,                                                                                              

Поднимешь трезвон и гром,                                                                                                  То выйдет Баба-яга,                                                                                                                И не слыхать тебе сказки,                                                                                                      

И не видать пирога.

 После прочтения стихотворения обсудите его с ребенком и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе. Задайте следующие вопросы:

— Почему во второй части стихотворения вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-яга?

— Почему старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4 Консультация для педагогов

«Нетрадиционные методы работы со сказкой»

Дети очень любят сказки. Они черпают из них множество удивительных позиций: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Не смотря на это, сказки, равно, как и многие художественные произведения не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Сказки подаются дошкольникам не разнообразно, в основном, это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театров, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Д. Родари утверждает: «Много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление и другие негативные моменты». В этом мы убеждаемся, рассказывая о том, что лиса съела колобка, как сѐстры издеваются над Золушкой, как тяжело живѐтся Иванушке-дурачку, и т.п.  

Мы привыкли традиционно относится к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, Иванушка-дурачок всегда оказывается умнее всех. Одна из главных задач, стоящих перед взрослым, - познакомить ребѐнка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать…

Лариса Борисовна Фесюкова, автор книг «От трѐх до семи», и «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Для этого ею разработана специальная универсальная схема, которая выглядит следующим образом.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

Необходимо отметить, что предложенные разделы выбраны условно, это всего лишь модель, образец и исходя из этого, их может быть меньше, может быть и больше. Кратко рассмотрим методику работы над каждым разделом.

  1. Нравственный урок. Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намѐк, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намѐк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача. Нетрадиционный подход даѐт возможность воспитателю и детям уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправлялся, добро восторжествовало. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всѐ можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребѐнка. Например в сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывается следующей поговоркой «В тесноте, да не в обиде». Да не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их и творчески решить вот главная задача в системе образования дошкольников. Так в чѐм же противоречие в сказке, которого не замечают дети, да и зачастую и многие взрослые. Всѐ внимание читателей приковано к рукавичке и к еѐ гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Очень важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо.
  2. Воспитание добрых чувств. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание, лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: самоотверженность, сопереживание. В этой связи следует обратить внимание на следующие моменты:
  • Учить детей сравнивать, сопоставлять;
  • Формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе;
  • Ставить ребѐнка на место положительного или отрицательного героя, давая ему возможность выбора собственной позиции;
  • Упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубоко сопереживать действиям и поступкам героев.

К примеру:

  • «Докажи, что Алѐнка лучше всех»;
  • «Кого тебе жалко в этой сказке»;
  • «Как бы ты поступил на месте…»;
  • «Как движениями похвалить петушка»

Здесь используется игра «Хорошо – плохо», т.е. развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления.

  1. Речевая зарядка. Она направлена на решение следующих проблем: расширять словарный запас, верно строить диалоги, развивать связную и логическую речь, делать нашу устную и письменную речь эмоциональной,         образной,         красивой.         Этому         будут         способствовать перечисленные ниже методы и приѐмы.
  • «Задай вопрос…». Например, Курочке Рябе деду, бабке, мышке и т.д.
  • «Придумай несколько однокоренных слов» (лес, лесник, лесовичок).
  • «Найди рифму…» (Мышка – Книжка).
  • «От каждого по словечку». Составить достаточно длинное распространѐнное предложение.
  • «Напиши письмо (записку, телеграмму)» при этом важно совместно с детьми решить, кому оно будет адресовано. Ребѐнок говорить, взрослый записывает, затем вместе читают, обсуждают написанное, корректируя и и совершенствуя его по стилю и содержанию.
  • Воспитателю можно предложить подобрать к каждой сказке, если это возможно, фразеологизм, или пословицу и побеседовать по его содержанию, раскрывая смысл.  «Как бы ты назвал эту сказку?», «Как ещѐ можно назвать эту сказку?».
  • Метод введения частицы «не»: «Не репка выросла на грядке, а…», «Не Красная Шапочка, а…». Т.е. вместо привычного персонажа, главного героя придумать нового.
  • «Найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова».
  • «Сочини длинное и в то же время смешное слово».
  • Разобрать слова с одинаковым написанием, но разных по значению (мука – мука), или различных по контексту (собачий хвост – собачий характер).  Объяснить этимологию слова. И др.
  1. Развитие мышления и воображения. Здесь особо обращается внимание на развитие ребѐнка до такого уровня воображения, который помогает ему различить реальную жизнь и фантазии. В данном случае дошкольник придумывает что-то новое.
  • Придумывать старые предметы в новых вариантах.
  • Превращать себя и других членов семьи, друзей в другие одушевленные и неодушевлѐнные предметы.
  • Составлять фантастические сказки о себе.
  • Постановка проблемного вопроса. (Всегда ли плохо, когда»в грязь полез и рад, что грязна рубаха» ? Может быть карапуз полез в лужу спасать котѐнка…
  1. Сказка и математика. К.Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идѐт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребѐнка сказки – это его жизнь. Тем более , что во многих сказках математическое начало находится на поверхности. «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» др.
  2. Сказка и экология. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Более осознанному пониманию ребѐнком природы, природных явлений, природоохранной деятельности помогает игра  
  • «А если бы…»  
  • «А если бы не наступила весна?»,  
  •          «А если бы пропал ветер?»,  
  • «А если бы погасло солнце?» и т.д.  

Эти вопросы ставят ребенка в позицию исследователя. Природа противоречива, а понять некоторые противоречия помогает уже знакомая игра «Хорошо – плохо»

  1. Сказка развивает руки. Детям предлагается что-то сделать:

вырезать, склеить, изобразить схематично, показать эпизод с помощью мимики, жестов.

 

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В театр играем - речь развиваем

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от овладения ребенком связной речью.Формирование связной речи у детей осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности,при проведен...

Проект: «В театр играем - речь развиваем».

Проект: «В театр играем - речь развиваем».Цель проекта:·        ознакомление с различными видами театра, для повышения речевой активности.·...

Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»

Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...

Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем...

Проект «В театр играем – речь развиваем!»

Цель: профилактика речевых нарушений и развитие речи детей через театрально – игровую деятельность. Задачи: Вызвать интерес к театрально- игровой деятельности, знакомить с различными видами прои...

Педагогический проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

. Ведение 2.1.Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей ...