Консультация для родителей Работа с неговорящими детьми
консультация по развитию речи (младшая группа)

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тётю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «С мальчиками всегда так».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы с неговорящими детьми

           Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребёнок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он всё понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тётю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «С мальчиками всегда так».

   Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

         

  Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, чётко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я всё делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребёнка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придётся специально формировать, корригировать походку. Если родитель видит, что ребёнок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.

 

 В результате проведённых с родителями бесед, были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

 

          Советы родителям.

   1. Больше говорить с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

 

 2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

 

 3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

 

  4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

 

  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр. (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «Ой, ай, уй». Ребёнку позволительно повторять только гласные: О, А, У.

 

  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

 

  7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

 

  8. Не говорите при ребёнке о его отставании.

 

 9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

 

 10. Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).

 

  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

  Работа логопеда

           Работа с любым ребёнком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребёнка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машинку в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание.

           Следующий этап – привлечение к занятиям. Работа ведётся по нескольким направлениям:

   - развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);

   - побуждение речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка), рассматривание семейных фотографий;

   - побуждение речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычных слов (ля-ля, сова);

   - работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитие речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединённым общей ситуацией (Мы играем. Мы едим. Моя комната).

   - развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

   - стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности;

 

 Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Ещё на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово. Ребёнок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

 

 Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми".

В данном материале вы узнаете об использовании пиктограмм в работе с неговорящими детьми....

Консультация. Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми.

Общие рекомендации к логопедической работе с неговорящими детьми....

Консультация "Методы работы с неговорящими детьми"

Консультация для родителей о методах  работы с неговорящими детьми....

Советы родителям.Работа с неговорящими детьми практический материал

Практические советы и материал для родителей и начинающих специалистов по работе с неговорящими детьми...

Консультация для родителей: Работа с медлительными детьми"

Медлительный ребёнок(памятка для родителей и педагогов)Таких детей часто называют «копуши». Они медленно одеваются, медленно едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых. Более...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...