«Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи»
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Леханова Екатерина Юрьевна

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «...навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка» [5]. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда и врача 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Леханова Е.Ю Формы взаимодействия специалистов и родителей детей с речевыми нарушениями

Слайд 2

Цель , задачи, основные принципы взаимодействия с семьей Пути организации совместной деятельности с семьями

Слайд 3

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. . Эффективность работы по устранению речевых нарушений у детей в условиях группы компенсирующей направленности может быть достигнута при тесном взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Все специалисты детского сада составляют план своей работы с группой, ориентируясь на перспективный план учителя-логопеда.

Слайд 4

Специально организованная коррекционная деятельность (логопед) Основная образовательная деятельность (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре) и образовательная деятельность в режимных моментах (воспитатель) Совместная деятельность взрослого и ребенка Свободная самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность родителей с детьми Реализация коррекционно-образовательной программы базируется на взаимосвязи и взаимообусловленности структурных блоков педагогического процесса:

Слайд 5

В процессе коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений перед специалистами стоят следующие задачи: РАЗВИВАТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ФОНЕТИЧЕСКУЮ СТОРОНУ РЕЧИ. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ РУЧНУЮ МОТОРИКУ И ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ ФОНЕТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, ЕЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ. ФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ СЛОГОВУЮ И ЗВУКО-СЛОГОВУЮ СТРУКТУРЫ СЛОВ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

Слайд 6

1.воспитание общего и речевого поведения детей; 2. уточнение имеющегося словаря детей, расширение активного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам; 3. развитие общей и мелкой моторики; 4. выполнение заданий и рекомендаций логопеда; 5. закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях; 6. развитие памяти, путем заучивания речевого материала разного вида; 7.закрепление навыков словообразования в играх и повседневной жизни; 8. контроль речи детей, тактичное исправление ошибок; 9. развитие диалогической речи в разных видах игр и театрализованной деятельности; 10.формирование навыка короткого рассказа. Основные задачи воспитателя в области развития речи:

Слайд 7

1. постановка диафрагмально-речевого дыхания; 2. укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; 3. формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; 4. коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; 5. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; 6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи; 7. обучение умению связно выражать свои мысли; 8. обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии ; 9. развитие психологической базы речи; 10. совершенствование мелкой моторики; 11. Участие учителя-логопеда в режимных моментах. Основные задачи логопеда

Слайд 8

Развитие и формирование: 1 . слухового внимания и слуховой памяти; 2. оптико-пространственных представлений; 3. зрительной ориентировки на собеседника; 4. координации движений; 5. умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. 6. темпа и ритма дыхания и речи; 7. орального праксиса ; 8. просодики; 9. фонематического слуха. Задачи музыкального руководителя:

Слайд 9

Развитие и формирование: 1. слухового, зрительного, пространственного восприятия; 2. координации движений; 3. общей и мелкой моторики; 4. закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи; 5. речевого и физиологического дыхания; 6. формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи; 7. работа над мимикой лица. Задачи по физической культуре

Слайд 10

Медсестра проводит: Мониторинг состояния здоровья (неврологический, соматический статус). Лечебно-профилактические мероприятия, контроль за лечебно-профилактической работой. Даёт рекомендации воспитателям и специалистам. Задачи медицинского работника

Слайд 11

Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может стать причиной неправильного произношения слов, звуков, фраз и предложений. Успешно этот процесс протекает у ребенка под руководством педагогов, родителей. Они помогают им овладеть этими навыками на специальных занятиях и в повседневной жизни.

Слайд 12

Задача логопеда состоит в том, чтобы убедить ребенка и его родителей в том, что дефект речи можно исправить, Для этого нужны совместные усилия. Особенно важно, чтобы родители детей принимали активное участие в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений. Очень часто, к сожалению, родители не обращают должного внимания на дефекты речи ребенка или не придают этому особого значения, предполагая, что с возрастом «все пройдет». Логопед, воспитатель и другие специалисты должны познакомить родителей с задачами, которые стоят перед ними, так как именно взрослые, могут повлиять на желание ребенка исправлять дефекты речи и побуждать его к соответствующим действиям.

Слайд 13

ЛОГОПЕД ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ : ДАЕТ ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИВЛЕКАЯ РОДИТЕЛЕЙ К КОРРЕКЦИОННОМУ ПРОЦЕССУ, УЧИТ ПОНИМАТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА, ОЦЕНИВАТЬ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ, АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПОДХОДЯ К РАБОТЕ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, КАК К СЕРЬЕЗНОМУ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ПРОЦЕССУ, ПрОВОДИТ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, «КРУГЛЫЕ» СТОЛЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ, ЛЕКЦИИ НА ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМЫ, НА КОНСУЛЬТАЦИЯХ УДЕЛЯЕТ ОГРОМНОЕ ВНИМАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ РЕЧИ ДАННОГО РЕБЕНКА, РАЗЪЯСНЯЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРИЧИНЫ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО УСТРАНЕНИЯ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РОДИТЕЛЕЙ, ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Работа логопеда с семьей направлена на стимулирование их обращения за помощью, советом, рекомендациями.

Слайд 14

Важно, чтобы были разработаны и реализованы совместно с родителями индивидуальные микропрограммы помощи каждому ребенку с нарушением речи. Организация ранней комплексной помощи детям с речевыми нарушениями и их родителям * позволит подготовить детей к обучению в школе, устранит их речевые дефекты , обогатит словарный запас, преодолеет недостатки грамматического строя речи, улучшит навыки связной речи

Слайд 15

Занятия должны проводиться систематически. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. Родители должны выполнять требования логопеда и воспитателей. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько, выполнять упражнения (задания) дома. Постоянно обеспечивать совместную, плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. Периодически проводить консультации, беседы, собрания, открытые занятия для родителей. Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:

Слайд 16

Помощь детям с нарушениями речи заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителями. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение реальными потребностями. Родители самостоятельно без помощи логопеда вряд ли смогут правильно организовать процесс воспитания и коррекции речи ребенка в семье. Цель работы с родителями – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями детей с нарушениями речи, причинами возникновения нарушения, влияние неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка. Результатом коррекционно-педагогической работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, владение несложными методами коррекции. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье рассматривается взаимодействие различных социальных институтов: дошкольного учреждения и семьи, необходимость их тесного сотрудничества в современных условиях.  Представлены формы взаимо...

Статья «Особенности взаимодействия педагога с семьей воспитывающих детей с речевыми нарушениями»

Речь - это система условно принятых символов, помогающих передавать слова, в виде сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение. Речевая деятельность человека является важной частью формир...

Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи

Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....