ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике

Будаева Людмила Владимировна

В статье рассматривается взаимодействие различных социальных институтов: дошкольного учреждения и семьи, необходимость их тесного сотрудничества в современных условиях.  Представлены формы взаимодействия семьи и детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vzaimodeystviya_dou_s_semyami.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

На современном этапе развития общества, семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широчайшим диапазоном уникальных возможностей влиять на формирование и саморазвитие личности. Уверенность в себе, в своих возможностях и силах зарождаются в благоприятной атмосфере дома.

Для ребенка, имеющего особенности в развитии, в том числе  нарушения речи, семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна осуществлять свое основное назначение – стать для него не только своеобразной развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей компенсацию недостатков в речевом развитии.

Для специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включение родителей в коррекционно - педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско–родительских отношений, складывающихся в семье. От того как, по отношению к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с нарушениями речи может быть помощь их родителям и другим членам семьи.

Вовлечение семьи в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет учитель - логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Что бы родители детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь принципом: «Родитель -  не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель – логопед строит свое общение с семьей. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих нарушений, возможна только в результате активной, скоординированной деятельности педагогов: учителя – логопеда, воспитателей, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Для родителей сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными во взаимодействие со специалистами расширяет представление о собственной компетенции, придает уверенности в своих силах.

В содержании взаимодействия педагогов ДОУ и семьи можно выделить несколько этапов. На первом этапе происходит установление контактов. В это время педагогам необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать наблюдения. В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Совсем иначе развивается речь детей, если на становление речи родители не обращают должного внимания. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями звуков, общении с ребенком на примитивном языке. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в детской речи.

На втором этапе  педагог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать в ребенке, при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми необходимо считаться. На этом этапе работы уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье.

Третий этап – установление совместных требований  к общему речевому воспитанию ребенка. От педагога требуется побудить родителей высказывать свои взгляды на семейное воспитание. На этом этапе педагог знакомит родителей с доступными, для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков,  обогащения речевой среды.

Четвертый этап  - упрочение сотрудничества в достижении общей цели. При этом согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации.

Учитель – логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещения родителей. Эффективность общения в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Современный родитель не захочет слушать долгих назидательных докладов педагога, поэтому надо так построить взаимоотношения, что бы по возможности привлечь родителей к обсуждению проблем и плодотворному сотрудничеству.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную взаимосвязь; при этом контроль должен быть ненавязчивым опосредованным.  Использование разнообразных форм работы с семьей дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»  становятся активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и детей, создается атмосфера взаимоуважения.

В любой форме взаимодействия с семьей можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы. Оно заключается во взаимообмене информацией, консультировании, взаимопомощи и общении. При этом речь идет о личном общении персонала и родителей, а также родителей друг с другом. В методическом плане более целесообразными бывают не заранее подготовленные сообщения и выступления, а неформальные беседы, праздники, тренинги  детско-родительских отношений, практикумы. Создаются клубы с целью расширения возможности вовлечения семьи в образовательное пространство, обучая их навыкам совместной с детьми деятельности, повышения уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников, формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.  В работе клуба принимают участие все специалисты ДОУ. Это дает возможность максимально широко использовать опыт работы педагогов и удовлетворить потребности большинства родителей.

Полезным для родителей является посещение открытых занятий, как специалистов, так и непосредственно учителя-логопеда. Родители, посещая занятия, получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за динамикой развития детей. Индивидуальные занятия-практикумы «родитель+ребенок» где решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим».  Так же наблюдая за работой учителя-логопеда,  родители охотнее и лучше выполняют с ребенком рекомендации логопеда дома, процесс коррекции речи детей ускоряется в два раза.

Доказательством плодотворного взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно-воспитательном процессе. Родители овладевают некоторыми коррекционно-развивающими приемами, видят результаты совместной работы специалистов и ориентированы на дальнейшее развитие ребенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется внутренняя родительская позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения.

Литература:

  1. Бачина О.В., Самородова Л.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М, 2009.
  2. Видяпина Л.В., Грошева Т.Р. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи // Логопед.- 2010.-№1. С-42-45
  3. Тверская О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи // Логопед.- 2010. - №4. - С.36-38
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"

Консультация для родителей "Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи"...

Статья «Особенности взаимодействия педагога с семьей воспитывающих детей с речевыми нарушениями»

Речь - это система условно принятых символов, помогающих передавать слова, в виде сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение. Речевая деятельность человека является важной частью формир...

Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи

Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....

«Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи»

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетент...