Народная сказка в системе воспитания дошкольников
статья по развитию речи

Светич Татьяна Александровна
Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народ- ные сказки, символы, сюжеты и метафо- ры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекци- онной работе многими отечественны- ми и зарубежными специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_skazka_v_sisteme_vospitaniya_doshkolnikov.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Народная сказка в системе воспитания дошкольников

КАКИЕ СКАЗКИ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ

 Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народ- ные сказки, символы, сюжеты и метафо- ры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекци- онной работе многими отечественны- ми и зарубежными специалистами.

 Первая младшая группа Курочка ряба (обр.К.Ушинского), Репка (обр. К. Ушинского), Теремок (обр. М. Бу- латова), Колобок (обр.К.Ушинского).

 Вторая младшая группа Волк и козлята (обр. АН. Толстого), Снегурушка и лиса (обр. М. Булатова), Кот, петух и лиса (обр. М. Боголюбской), Маша и медведь (обр. М. Булатова), За- юшкина избушка (обр. О. Капицы), Ли- сичка со скалочкой.

Средняя группа Смоляной бычок, Зимовье (обр. И. Соко- лова-Микитова), Гуси-лебеди (обр. М. Бу- латова), Жихарка (обр. И. Карнаухо- вой), Бобовое зернышко (обр. АН. Тол- стого), Девочка Снегурочка (обр. В.Да- ля), Лиса и журавль (обр. АН. Толстого), У страха глаза велики (обр. М. Серовой), Привередница (обр. В, Даля), По щучье- му велению (обр. АН. Толстого), Пету- шок-золотой гребешок и чудо-меленка (обр. М. Булатова).

Старшая группа Заяц-хвастун (обр. О. Капицы), Бабуш- ка, внучка да курочка (обр. И. Карнаухо- вой), Крылатый, мохнатый да масляный (обр. И. Карнауховой), Мороз, солнце да ветер, Лисичка-сестричка и серый волк (обр. М. Булатова), Сивка-бурка (обр. М. Булатова), Сестрица Аленушка ибратец Иванушка (обр. М. Булатова), Лиса и кувшин (обр. О. Капицы), Хавро- шечка (обр. АН. Толстого), Мальчик-с- пальчик (обр. АН. Толстого), Белая уточ- ка (обр. А. Афанасьева), Волшебное кольцо (обр. А. Афанасьева), Липунюш- ка (обр. АН. Толстого), Иван Царевич и Серый волк (пересказ И. Карнауховой), Кузьма Скоробогатый (обр. АН. Толсто- го), Морозко (обр.М.Булатова).

Подготовительная к школе группа Царевна-лягушка (обр. М. Булатова), Семь Симеонов — семь работников (обр. И.Карнауховой), Снегурочка, пузырь, соломинка и лапоть, Мороз Иванович (обр. В. Одоевского), Петух да собака, Мужик и медведь, Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (обр. И. Карнауховой).

СКАЗКА, ТРЕБУЮЩАЯ ОТГАДКИ 

Загадка - изображение или выраже- ние, нуждающееся в разгадке, истолко- вании. Загадки у разных народов назы- ваются по-разному. У чувашей, напри- мер, загадка - это «тупмалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки со- держат сказочный сюжет и могут рас- сматриваться как особая разновидность сказок (Илларионова Ю. Учите детей от- гадывать загадки. - М., 1976). В.П. Аникин называет загадкой «муд- реный вопрос, поданный в форме за- мысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описа- ния какого-либо предмета или явления» (Аникин В. Русские народные послови- цы, поговорки, загадки и детский фоль- клор. -М., 1957). Признаки загадки • По содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать. • Описание нередко оформлено в ви де вопроса. • Как правило, это описание лаконично. • Загадке часто присущ ритм. Учитывая эти признаки, Ю.Е Илларио- нова дает следующее определение загад- ке: загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замыслова- тую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соот- ветвующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспита- ние детей. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. : позднее доминирующим началом в них стало умственное воспитание. В глубокой древности люди использо- вали загадку как один из приемов иноска- зятельной речи, чтобы скрыть свои мыс- паи намерения, чтобы уберечь от нечис- той силы свое жилище, свою семью. К тайной речи прибегали охотники, ското- воды, земледельцы. Они называли орудия руда, животных, места охоты не общепринятыми названиями, а описательными оборотами или загадками. С помощью загадки нередко испытыва- ли мудрость, находчивость, образован- ность человека, что отразилось во многих народных обрядах, в том числе посвяще- ния юношей в воины, выкупа невесты же- нихом и т.д. Подобная роль загадки отражена в фольклорных произведениях. Например, в сказке «Царевна-лягушка» Ивану приходится разгадать загадки, прежде чем паук отдает ему меч-кладенец: «Что на свете всех дороже?» (Жизнь) У многих народов проводились «вече- ра загадок». Это был своеобразный риту- ал, обычно совершавшийся осенью, по окончании сельскохозяйственных ра- бот. Старшие загадывали младшим за- гадки, группируя их тематически: о че- ловеке, одежде, явлениях природы. Те- матический подбор загадок облегчал их отгадывание. Широкие педагогические возможнос- ти загадки отмечаются многими, • Загадки способствуют развитию па мяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г.Н. Волков). • Загадка доставляет уму полезное уп ражнение (К.Д. Ушинский). • Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родно му языку, живому, образному и точному слову, доставляют ребенку эстетическое наслаждение (Ю.Г. Илларионова). • Особое место в процессе воспита ния детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспи- тателю без каких-либо специальных те- стов и анкет выявить степень наблюда- тельности, сообразительности, умст- венного развития, а также уровень твор- ческого мышления ребенка (Г.И. Бату- рина, Т.Ф. Кузина). Особенности отбора загадок Дети младшего дошкольного воз- раста с удовольствием отгадывают за- гадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными: Длинная, гладкая, Оранжевая, сладкая. Зайчики едят И нам велят. (Морковь) Для этого же возраста подходят и за- гадки с рифмующейся отгадкой: Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок. Кто же это? (Петушок) Тематика загадок для детей младше- го возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок ча- ще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних жи- вотных, предметах быта, продуктах пи- тания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробны- ми: большое количество признаков только запутает ребенка. Дети среднего дошкольного воз- раста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэто- му в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жиз- ненный опыт в этом возрасте пока еще невелик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их по- вседневной жизни или в связи с часты- ми повторениями на занятиях. Скатерть бела всю зиму одела. (Снег) Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча) Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с пред- метом-отгадкой. В этом же возрасте популярны загад- ки с рифмующимися отгадками: С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, белые... (снежинки). Воспитатели при проведении развле- чений и праздников используют заучен- ные загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формиро- ванию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. На- пример. «Что для человека дороже всего на свете?» - «Нет ничего дороже Роди- ны» («Сказка о барине и его работнике»). Дети старшего дошкольного воз- раста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок. Без крыл летит, Без ног бежит, Без огня горит, Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце?) Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику зага- док. Дети начинают понимать смысл об- разных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) Широко используются загадки, «рас- шифровка» которых строится на по- степенном исключении неверных сопо- ставлений: Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук.) В этом возрасте используются лите- ратурные загадки, которые имеют длин- ное описание, а также загадки, для отга- дывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность. Молода - похожа на серп, Поживет - станет как лепешка. (Ме- сяц, луна.) Загадки можно использовать на лите- ратурных викторинах, посиделках и развлечениях. Нами предлагаются за- гадки по сказкам. Это не только помога- ет закрепить содержание сказки, кото- рую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мыш- ление, элементы логического мышле- ния (сравнение, анализ, синтез). С образной загадки можно начать любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальное, физкультурное занятия и др.), что ста- нет и хорошей мотивацией для пригла- шения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность. Загадки может загадывать сам сказоч- ный герой или дети. С загадки может на- чинаться каждая часть занятия, что спо- собствует поэтапному разворачиванию его содержания. Дети могут отгадывать загадки инди- видуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязатель- ное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем необязательно за отгадку). При отгадывании загадок можно ис- пользовать педагогический прием «По- моги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребенку чув- ствовать себя уверенным в себе, компе- тентным (снимает комплекс неполно- ценности, если он отмечался раньше). Загадки по сказкам собраны педагога- ми нашего дошкольного учреждения и ис- пользуются как на занятиях, развлечениях, так и в свободной деятельности детей. Повели коней в конюшни Десять конюхов седых, Все в нашивках золотых, Все с цветными кушаками И с сафьянными боками, Но дорогой, как на смех, Кони с ног их сбили всех, Все уздечки разорвали И... (к Ивану) прибежали. Уймись, уймись, колдунья злая, Себя надеждами не тешь-ка, В лесу семь гномов повстречает, Спасется наша... (Белоснежка). Она легко, как по канату, Пройдет по тоненькой веревочке, Она жила в цветке когда-то, Ну, как зовут ее? (Дюймовочка.) Он ходит с длинной бородой, Он очень жадный, хитрый, злой, Но все ж не испугает нас Разбойник этот... (Карабас). Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке.Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки.

 Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? {Три медведя, Машенька.) Кто-то за кого-то Ухватился крепко. Ох, никак не вытянуть, Ох, засела крепко! Что же это? {Репка.) Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. Ну, отгадайте, как звали ее? {Красная Шапочка) Человечек деревянный На воде и под водой Ищет ключик золотой. Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино) Сейчас потолкуем о книжке другой, Тут синее море, тут берег морской, Старик вышел к морю, Он невод забросит, Кого-то поймает и что-то попросит. О жадной старухе рассказ тот пойдет, А жадность, ребята, к добру не ведет. И кончится дело все тем же корытом, Но только не новым, А старым, разбитым. {Золотая рыбка.) Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это... {доктор Айболит). У отца был мальчик странный Необычный, деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино). На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился... {Колобок). Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. {Карлсон.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная сказка и патриотическое воспитание дошкольников»

Современные дети,  прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео –  аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику. Да и родителям это очень удобно:...

«Народная сказка в системе воспитания дошкольника»

Сказка в системе профилактики педагогической запущенности.Сказка как способ развития мышления дошкольников.Сказка в системе нравственного воспитанияВзаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной фо...

Русские народные сказки в системе воспитания

Материал содержит презентацию и текст к ней...

Русские народные сказки и нравственное воспитание дошкольников

Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительны...

Доклад на тему:«Сказка в системе воспитания дошкольников».

Влияние сказки на воспитание и развитие детей....