Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе на тему: "Народное творчество как ресурс для развития речи детей"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Генкузина Юлия Николаевна

Цель проекта:

- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов. 

- развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

Задачи проекта:

- Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

- Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

- развитие творческого мышления, детской фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект

в подготовительной группе "Звездочки"

на тему: "Народное творчество как ресурс для развития речи детей"

Актуальность проекта:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

 Цель проекта:

- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

- Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов. 

- развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности.

Задачи проекта:

- Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

- Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

- развитие творческого мышления, детской фантазии.

Ожидаемые результаты:

- активизировалась познавательная деятельность детей.

- пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; 

Участники проекта:  дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: творческо - театрализованный.

Продолжительность: 16.04.2017 г. - 30.04.2017 г.

Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества , дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

Этапы реализация краткосрочного проекта:

 1 этап - подготовительный

- составление плана работы:

- развитие речи детей  средствами народного творчества;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - практический

- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений , игр-имитаций по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей  средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап - заключительный

- работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

-  создание тематических папок с приобщением родителей;

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

   Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План - график реализации проекта:

1-й этап - подготовительный: изучение литературы,

Работа с родителями

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

2-й этап - практический

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

 Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

 Конкурс на лучшую книжку-малышку и  папку раскладушку « Потешки, сказки, песенки»

Содержание практической деятельности с детьми^

16.04.2016 г. - 20.04.2016 г.-  оформление книжного уголка.

 23.04.2016 г. - показ кукольного театра по сказке «Колобок».

 18.04.2016 г. - обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», « Травка-муравка со сна поднялась…».

19.04.2016 г. - занятие по развитию речи "потешки.загадки.сказки".

24.04.2016 г. - посещение районной детской библиотеки, знакомство с книгами имеющимися в библиотеке.

19.04.2026 г. - игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

16.04.2016 г. - 24.04.2016 г. - чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.

18.04.2016 г. - беседа на тему "Русские ремесла".

18.04.2016 г. - предложить детям нарисовать иллюстрации к любимой сказке.

 25.04.2016 г. - показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».

25.04.2016 г. - обыгрывание потешек  «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

26.04.2016 г. - разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.

25.04.2016 г. - 27.04.2016 г. - рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.

25.04.2016 г. - перессказ прочитанных сказок, их инсценирование.

26.04.2016 г. - игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

 26.04.2016 г. - показ сказки «Колобок» (куклы — марионетки).

26.04.2016 г. - обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко».

27.04.2016 г. - инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок».

27.04.2016 г. - подвижная игра«Бабка Ежка» Описание: В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка – Костяная ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.

27.04.2016 г. - совместное сочинение сказок, загадок - описания.

27.04.2016 г. - русский народный танец с ложками.

В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.

Пословицы:

"Андрей, воробей, не летай на реку, не клюй песку, не тупи носку: пригодится носок на овсяный колосок".

"Берегися бед, пока их нет".

"Береженого и бог бережет".

"Здравствуй! Здорово, коли не шутишь".

"И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги".

"Лукавство не велико, а сторожность есть".

Чистоговорки:

1. Дедушка у ФЕДЕНЬКИ

Старенький и СЕДЕНЬКИЙ...

У Анфисы в СЕТКЕ

Вкусные конФЕТКИ!

Детские загадки про колобка.

2. Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

Встретил хитрую Лису.

(Колобок)

3. Прямо с полки, за порог...

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?...( Колобок)

4. Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался ..... (Колобок)

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (Колобок)

5. Круглолиц, без рук, без ног,

Он из сказки...(Колобок)

6. На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою — лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный ... (Колобок)

С. Мельников

3 этап - заключительный.

Тема  проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии  педагог – родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

                                                                            

 

Приложение 

 

Анкета для родителей

 

Приобщение детей к истокам русской культуры.

 

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

 

a) как жили наши предки?

 

b) какими занимались ремёслами?

 

в) как сеяли хлеб?

 

г) какую на Руси носили одежду?

 

2. Знаете ли Вы русские праздники?

 

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

 

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

 

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

 

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

 

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

 

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

 

9. Какие народные игры Вам известны?

 

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

 

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интеграция образовательных областей" Художественное творчество " и "Коммуникация" в развитии речи детей с ОНР"

Презентация "Интеграция образовательных областей" Художественное творчество " и "Коммуникация" в развитии речи детей с ОНР"...

Применение интернет-ресурсов для развития речи детей.

Рекомендации и примеры сайтов, которые можно использовать для занятий в домашних условиях....

Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.Задачи:Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; з...

Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...