Конспект НОД по развитию речи «Прилёт птиц»
план-конспект занятия по развитию речи

Кравченко Екатерина Алексеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilet_ptits.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД:  «Прилёт птиц»

Возрастная группа воспитанников: старшая группа

Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие»,

« Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о характерных признаках весны, знакомство с перелетными птицами , развитие грамматического строя речи, речевой активности.

Задачи:

1. Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.

2.Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

3.Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Методы развития речи:

- словесные ( беседа, рассказ педагога, ситуационный разговор, рассказы детей).

-наглядные ( рассматривание  картинок)

-практические( игровые ситуации)

Приемы развития речи:

- словесные ( речевой образец , повторное проговаривание, объяснение)

- наглядные ( показ иллюстративного материала)

-игровые ( сюрпризный момент)

Формы организации НОД: групповая , фронтальная.

Материалы и оборудование: Набор предметов( карточки с изображением птиц и их детенышей, мяч, игрушка)

Предварительная работа: знакомство с подвижными играми, загадки, стихи о перелетных птицах.

Логика образовательной деятельности( этапы)

Этап

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

          Результат

1.Психолого- педагогический настрой(Вводная часть)

Создание атмосферы психологической безопасности, формирование интереса к НОД, раскрытие основной образовательной задачи, формирование представлений о предстоящей задаче.

В группу входит воспитатель, в руках держит игрушку.

- Ребята, у нас сегодня гость, надо поздороваться с ним.

- Здравствуйте, ребята! Ходил я недавно по лесу и ничего не понял, что стало с нашими птицами, почему их стало так много? В лесу слышен их веселый щебет. Может праздник какой или что – то случилось?

Дети сидят на стульчиках.

Здравствуйте!

- Наступила весна и к нам с юга прилетели птицы.

Психологическая готовность детей, привлечение произвольного внимания, внутренняя мотивация каждого ребенка на деятельность.

2.Актуализация, восприятие, усвоение нового материала, либо расширение уже имеющихся представлений о качестве объекта

Создание проблемной ситуации, усвоение, закрепление, расширение, обобщение определенного объема знаний и представлений.

Воспитатель читает стихотворение о весне:

Пришла весна –красна и вот Свои подарки раздает

Лесным  деревьям и зверям, Пушисто – белым облакам

Кому – то листья и траву,

Кому –то  неба синеву,

Кому –то звонкую капель

Кому- то  птиц веселых трель,

Кому – то шубки поменяет

Кого- то ветром приласкает

И теплым солнечным лучом

И первым ласковым цветком

- Ребята, а кто радуется приходу весны?

- А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?

- А вы знаете, какие птицы к нам прилетают?

 Воспитатель выставляет картинки с изображением птиц,  закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка.

-Что общее есть у всех птиц?

-А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Цель игры: образовывать формы родительного падежа единственного числа существительных.

Ход игры:

Воспитатель расставляет картинки с перелетными птицами,  дети закрывают глаза , в это время  воспитатель убирает одну картинку и задает вопрос ребенку « Кого не стало?» Дети открывают глаза разглядывают  и отвечают.

- Молодцы, ребята! А теперь вместе с нашем гостем отгадайте загадки о перелетных птицах

1.Кто без нот и без свирели

   Лучше всех выводит трели

   Голосистее, нежней

   Кто же это?

2.Угадайте, что за птичка

Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

3.Черный, проворный

Кричит: « Крак»

Червякам враг.

Дети внимательно слушают.

Ответы детей

- перелетные

 -соловей, грач, ласточка, скворец и аист, цапля, кукушка.

- У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом.

Ответы детей ( грача, скворца, соловья, аиста, цапли, кукушки, ласточки).

Ответы детей

(Соловей)

( Ласточка)

( Грач)

Осознанные, сформированные представления,

закономерности, умения, навыки, способствующие  самостоятельной деятельности.

Динамическая пауза

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

- Вот мы и познакомились с некоторыми перелетными птицами, а сейчас проведем с вами физкультминутку.

Птички прыгают , летают

Крошки птички собирают

Перышки почистили

Клювики почистили

Птички летают, поют

Зернышки клюют

Дальше полетели

и на месте сели

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

 4. Практический этап

Овладение способами  действий, применение знаний,  умений, навыков.

Дидактическая игра «Назови птенцов»

Цель: образование существительных единственного и множественного числа.

Воспитатель стоит в кругу бросает мяч по очереди

У утки –

У гуся –

У аиста –

У грача –

У скворца–

У соловья –

У журавля –

У кукушки –

-Почему этих птиц называют перелётными?

-Почему птицы улетают осенью?

– Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

.

– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем.

Игра «Кто как голос подаёт?»

Цель: обогащение и уточнение глагольного словаря.

Гусь -…

 гуси-…;

Утка - …

утки -…

Журавль -..,

Журавли-…

Ласточка…  

Ласточки-…

Соловей -..

соловьи -…

Дети становятся в круг

Ответы детей:

- утенок-утята

- гусенок-гусята

- аистенок-аистята

- грачонок-грачата

-скворчонок-скворчата

-соловьенок

соловьята

-журавленок- журавлята

кукушонок- кукушата

– Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

– Потому что становится холодно и нечем питаться

– Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

-Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

….гогочет

 …гогочут

…крякает,  -…крякают

…курлычет …курлычут;

…щебечет

..щебечут

…поет

…поют

Овладение определенным объемом практических навыков и умений, овладение умениями действовать по правилу, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

5.Рефлексия( завершающий этап)

Формирование элементарных навыков самоконтроля.

- Вот , ребята мы познакомили нашего гостя, с некоторыми птицами которые прилетают к нам из теплых краев весной.

-О каких птицах мы говорили сегодня?

-В какое время года они прилетают?

- Наш  гость очень рад, что вы познакомили его с перелетными птицами.

Он прощается благодарит детей и уходит .

До свидания , ребята!

-Скворец,  грач, аист,  соловей журавль)

-Весной

До свидания!

Осознание себя как ребенка- участника образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе

1.                Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе

1.                Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....

Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы".

Занятие по развитию речи во второй младшей группе...