Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Башанова Баира Борисовна

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.

Логоритмика, по определению , одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи:

1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).

2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).

3. Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).

4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.

Логоритмика, по определению , одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи:

1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).

2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).

3. Воспитательные (воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).

4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Достижение наилучших результатов, по нашему мнению, возможно при соблюдении определённых условий. Так, логоритмическое занятие продолжительностью до 30 минут должно проводиться 1 раз в неделю после познавательного и логопедического, и составляется с опорой на лексические темы, причём занятийный материал может не выучиваться заранее, упражнения могут выполняться по подражанию.

Особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.

Основной акцент ставим на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:

Вводные – ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.

Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.

Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.

Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).

Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.

Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.

Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.

С одной стороны, логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.

В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала на логопедических занятиях; взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д.), среди которых немаловажная роль отводится совместной разработке и проведению логоритмических занятий.

Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:

данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;

психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;

в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;

обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.

Литература:

1. Боромыкова речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999.

2. А. Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985.

3. А. Крупенчук и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001.

4. , Хомутова физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с.37-42.

5. Гоголева, в детском саду. – Ярославль. Академия развития,2006.

6. Картушина занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003.

7. Крупенчук меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003.

8. Лопухина – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – С-Пб.: Дельта, 1997.

9. Родионова и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.

10. Правдина , М.:Просвещение, 1973.

11. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000

12. Преснова двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

 Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической рит...

Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....

Брошюра «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Логопедическая ...