Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Любцева Алла Владимировна

 

   Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.

   Логоритмика, по определению  Г.А.Волковой,  одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть  образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_v_dou.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon logoritmika_v_dou_2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

 


Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления  речевых нарушений, где   музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется в нашем дошкольном учреждении с коррекционной целью. 
.

 

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.


Задачи: 
1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать  в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.


Достижение наилучших  результатов, по нашему мнению,   возможно при соблюдении определённых условий. Так, логоритмическое занятие продолжительностью до 30 минут должно проводиться 1 раз в неделю после познавательного и логопедического, и составляется с опорой на лексические темы, причём  занятийный материал может  не выучиваться заранее, упражнения могут выполняться по подражанию.

 

Особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.       
Основной акцент ставим на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:

  1. Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
  2. Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
  3. Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
  4. Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
  5. Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
  6. Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
  7. Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.


С одной стороны,  логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.


В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя   разработаны и апробированы многие  формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала на логопедических занятиях;  взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д.), среди которых немаловажная роль отводится совместной  разработке  и проведению логоритмических занятий.

Таким образом, во время логоритмических занятий решается несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.


Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:

  1. данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
  2. психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
  3. в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
  4. обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

II. Обследование моторных функций

В последнее время в логопедической практике встречается большое количество детей дошкольного возраста с минимальными нарушениями произносительной стороны речи. Такие дети в школе, как правило, имеют трудности при овладении чтением и письмом, поэтому в старшем дошкольном возрасте они нуждаются в тщательном обследовании и уточнении логопедического заключения.
Наряду с общеизвестными и общепринятыми методами логопедического обследования в настоящее время разработаны нейропсихологические методики и различные сенсибилизированные пробы, направленные на выявление диспраксических (кинетических и кинестетических) нарушений у детей 6-
7 лет.
Во избежание утомления и перегрузки обследование нужно проводить в утренние часы с каждым ребенком.

Обследование состояния общей моторики

Прием

Содержание  задания

Характер выполнения

1. Исследование дви-гательной памяти, переключаемости движения и самокон-троля при выполне нии   двигательных проб

з) логопед показывает 4 движется для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс
б) повторить за педагогом дви жжения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения

отметить качество правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

2. Исследование произвольного торможения движений

маршировать и, остановиться, внезапно по сигналу

отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

3. Исследование статической координации движений

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги
б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперёд. Время выполнения 5 секунд

отметить: свободно удерживает, позы или с напряжением, раскачивается, из стороны в сторону,балансирует туловищем, pyками, головой; сходит с места
или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза, и отказывается выполнять пробу

4. Исследование динамической координации движений

а)маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами
б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках

отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается
отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками;
становится на всю ступню

5. Исследование пространственной организации (по подражанию)

а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении,
через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа
б) то же выполнить слева
в) по словесной инструкции проделать эти же задания

отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей
руки, неуверенность выполнения

6. Исследование темпа

а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а но следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить

б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе

отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

7. Исследование ритмического чувства

а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок ( I II, II Ill, I II II, II III II, I II III I, I II III I III I III II)
б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное

отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке

Обследование состояния мелкой моторики

Обследование статической координации движений пальцев рук:

- выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;
- вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;
- вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;
- положить указательные пальцы на средние на обеих руках;
- положить средние пальцы на указательные на обеих руках;
- соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

При выполнении этой пробы отмечается:
 •усвоение программы

 (с первого предъявления,

 со второго предъявления, после совместного выполнения с экспериментаторомневыполнение);
• характер  выполнения действия

(плавное, поэлементное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое);
• ошибки

 (персеверации, нарушение последовательности  движений);

Обследование динамической координации движений пальцев рук:

- попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);
- выполнять движение «кулак - ребро - ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.

проба на реципрокную координацию:

- сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;
- «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
- раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);
- рисование по образцу «дом - дерево - забор»;
- обследование темпа движений при помощи письменной пробы: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе, в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе; результаты первого и третьего раза сравниваются и оцениваются темпы: замедленный, нормальный, ускоренный.

Обследование состояния мимической моторики

выраженность носогубных складок и их симметричность;
- характер смыкания губ (плотное, неплотное, опущены ли уголки рта);
- наличие насильственных движений (гиперкинезы).

- поднять брови (удивиться);
- нахмурить брови (рассердиться);
- слегка сомкнуть веки;
- зажмурить глаза (яркое солнце);
- спокойно открыть и за-крыть глаза;
- последовательно закрыть правый, затем левый глаз;
- наморщить нос;
- надуть щеки (хомяк);
- втянуть щеки (худышка);
- надуть правую щеку;
- надуть левую щеку.

Оценивается:
- наличие или отсутствие движения;
- замена одного движения другим;
- объем выполнения (полный, неполный);
- точность (точно, неточно);
- активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);
- мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, дистония);
- сглаженность носогубных складок (справа, слева, обеих);
- появление сопутствующих движений (синкинезий);
- мимика (живая, выразительная, адекватная, недостаточно выразительная, вялая, амимичность).

Обследование состояния артикуляционной моторики

Обследование движений нижней челюсти

опустить нижнюю челюсть и удерживать ее в этом положении при счете до 5;
- опустить и поднять нижнюю челюсть;
- двигать нижней челюстью из стороны в сторону.

Оценивается:
- наличие или отсутствие движения;
- замена одного движения другим;
- объем выполнения (полный, неполный);
- точность (точно, неточно);
- активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), истощаемость движения;
- мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, дистония);
- темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);
- длительность удержания органов в заданном положении;
- наличие синкинезий;
- способность к переключению с одного движения на другое;
- тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы;
- увеличение гиперкинеза или замедление темпа движений при повторных движениях;
- отклонение кончика языка при высовывании;
- саливация;
- отклонение маленького язычка в сторону;
- сглаженность носогубных складок.

Обследование • движений губ:

- сомкнуть и разомкнуть губы;
- коснуться нижней губой верхних резцов;
- растянуть углы рта в стороны и удерживать при счете до 5;
- округлить и выдвинуть губы вперед, удерживать при счете до 5;
- попеременно раздвинуть углы рта в сторону;
- поднять верхнюю губу и удерживать при счете до 5;
- опустить нижнюю губу и удерживать при счете до 5;
- одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу и удерживать при счете до 5.

Обследование движений языка: •

слегка выдвинуть широкий язык и положить его на нижнюю губу, удерживать его при счете до 5;
- слегка выдвинуть суженный язык и удерживать его при счете до 5;
- попеременно делать язык широким и узким;
- поднимать кончик языка за верхние резцы, затем опускать за нижние;
- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;
- оттопырить языком правую, затем левую щеку;
- поднять широкий перед-ний край языка к верхней губе и опустить его на нижнюю губу;
- облизать губы по кругу кончиком языка;
- пощелкать (поцокать) языком.

Обследование движений мягкого нёба: •

- покашлять с открытым ртом, язык держать на нижней губе;
- произнести звук [а] с широко открытым ртом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....

Брошюра «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду».

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Логопедическая ...

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУОдним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии...