НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина Александровна Захарова

формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД   Ознакомление с окружающим миромв старшей группе

 Тема: « Эти удивительные грибы

Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных

обитателях леса.

Образовательные задачи:

Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов.Дать детям представления о правилах сбора грибов.

Развивающие задачи:

Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.

Методы и приёмы:

Наглядный:  изображения грибов по теме .

Словесный: беседа, рассказывание, указания, отгадывание загадок, «метод педагогической оценки», напоминание, чтение стихотворения П.Синявского «Грибная электричка».

Игровой:  пальчиковая игра «Грибы»,

Практический: составление модели «Как растут грибы», игра «Собери грибы в лукошко».

Словарная работа:

Активизация словаря: съедобные, несъедобные грибы; ядовитые, мухомор, белый гриб-боровик, рыжики, подосиновики, лисички; шляпка, ножка, грибники.

   Обогащение:  грибница,  бледная поганка.

   

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на тему «Грибы», загадывание загадок, заучивание стихотворений о грибах, разучивание пальчиковых игр.

Оборудование и материалы:

Муляжи и изображения съедобных, несъедобных грибов, грибницы. Корзинки для сбора грибов, письмо.

Ход НОД.

Воспитатель: Показывает корзинку, в которой дети обнаруживают

   письмо.

- А о чём оно,  мы с вами сейчас узнаем, когда вы отгадаете  загадку.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листья у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

- Ребята, так о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о грибах. А вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Почему и взрослым и детям необходимы знания об этих удивительных созданиях?

Дети: - Потому, что мы все любим собирать грибы, а они бывают очень опасны для нашего здоровья.

Воспитатель: Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными и удивительными созданиями. Много – много, около 100 тыс. грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде. Как вы думаете где? (ответы детей).

Воспитатель: Грибы можно встретить: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, в лесу и даже в музеях (дети рассматривают картинки).

- А где встречали их вы?

Дети: В лесу.

Пальчиковая игра «Грибы».

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты.Большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Воспитатель:- Каких только грибов нет в лесу. Удивительные и красивые  эти грибочки! А вернее, их плодовые тела. Вот послушайте.

Многие думают, что грибы растут сами по себе. Но это не так. Гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы ( дети рассматривают грибницу на картинке). Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают  плодовые тела. Грибы поодиночке не растут.

Воспитатель: - Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Часто гриб просто не может существовать без дерева.

 - Ребята, посмотрите, кто знает этот гриб? Как он называется? (белый). Белый гриб растёт только в лесу. Его ещё называют боровиком, растёт он на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь ( рассматривают гриб муляж). Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, но может быть и желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, желтоватого цвета с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб, действительно, на изломе белый.

   - А как называются эти грибы? ( грибы -  рыжики). Рыжики растут под соснами и елями.

А этих красавцев знаете? Ну, конечно, это подосиновики. А где они растут, уже догадались?

Дети: - Правильно, под осиной, поэтому, так и называются.

Воспитатель: - А вот этот удивительный гриб узнали? (гриб – лисичка). Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). Правильно, за сходство его окраски с цветом лисьего меха. (Рассматривают гриб). Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов, а сливается с ней в одно целое. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность. Ребята, может вы, знаете какая? (ответы детей). Правильно, они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые. А вы знаете, почему? (размышления детей). Учёные никак не могут обнаружить, почему так происходит. Неужели насекомых просто отпугивает яркий цвет гриба? Удивительно…

Дети: - Ребята, так какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей).

Эти грибы очень питательные и вкусные. Но растут в наших лесах  и несъедобные, ядовитые грибы.

Воспитатель:- Дети, кто знает, какие? (ответы детей). Правильно, бледная поганка и мухомор. Но самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь. (дети рассматривают на иллюстрации бледную поганку). Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью, обычно в лиственных лесах, реже а хвойных.

- А этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, - он опасный.

Дети:  - Мухомор.

Воспитатель: - Мухомор – самый нарядный гриб. Его вы ни с чем не спутаете (рассматривают и описывают мухомор). Шляпка у него…ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его можно есть?

Дети:  - (нет, он ядовитый и опасен). А вот многим лесным жителям без него не обойтись. Почему? (размышления детей).

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто из животных может, есть мухомор? Правильно, белочки иногда сушат их на зиму. А ещё не брезгуют мухоморами и сороки. А лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз. Зачем? (ответы детей). Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от паразитов. Вот так-то!

 - Ребята, так о каких грибах вы сегодня узнали? Какие из них съедобные, а какие ядовитые – несъедобные? (ответы детей).

- А почему мухомор назвали мухомором? (раньше настой этого гриба всегда применяли для уничтожения мух и других насекомых, за что он и получил своё название).

 - Что общего между мухомором и бледной поганкой?

Дети: - Это ядовитые, несъедобные грибы.

 Воспитатель: - Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? Почему?

Дети: - Мухомор нужен животным.

Воспитатель:- Ребята, а почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится – пусть им лесные жители полакомятся).

Воспитатель: - Сейчас проверим, знаете ли вы грибы. (Загадывание детям загадок).

     Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я …(подосиновик).

     Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый…(мухомор).

     На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает…(боровик).

     У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти, - он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют…(бледной поганкой).

     Растут в лесу сестрички, рыжие…(лисички).

Воспитатель: - Молодцы! Загадки отгаданы. А теперь, подумайте и скажите, как правильно собирать грибы в лесу? (ответы детей).

Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет, ногами не собьёт. Они нужны лесу. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не забывайте об этом.

- Я надеюсь, что вы ребята запомнили  правила сбора грибов, и будут стараться не навредить лесу.

Рефлексия.

Воспитатель:  - О чём она мы с вами сегодня узнали?

Дети: - о съедобных и ядовитых грибах.

Воспитатель:  - С чем познакомились?

Дети: - с правилами сбора грибов.

Воспитатель:  - Что интересное для себя вы узнали?

Дети: - Что мухоморы нужны лесным жителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной к школе группедетского сада на тему: "Определение частей света".

Целью работы является научить ребенка правильно ориентироваться в общественном социуме, умение выбирать правильную линию поведения, вовремя приходить на помощь. Конспект учит детей ориентироваться в н...

НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающем миром с презентацией на тему: "Грибы"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром (для детей старшего возраста) по теме: "Грибы-грибочки"...

НОД Ознакомление с окружающим миромв старшей группе Тема: « Эти удивительные грибы

Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительныхобитателях леса.Образовательные задачи:Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познако...