Конспект открытого занятия «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зюзина Наталья Валентиновна

Конспект открытого занятия «Осень»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ПУШКИНО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕСТКИЙ САД №15 «АИСТЕНОК»

Конспект открытого занятия «Осень»

подготовительная группа

                                                                 Подготовила и провела: Зюзина Н.В.

г. Пушкино

2021 г.

Конспект открытого занятия «Осень»

подготовительная группа

Цель. Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи.

1.Образовательные: закрепить знания детей об осени, осенних явлениях природы.

2.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений; отвечать на поставленные вопросы полными ответами, использовать в речи слова-действия, слова-определения.

3.Развивать внимание, память;

4.Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулке, чтение рассказов и стихотворений об осени, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, рисование осенних деревьев, аппликация

Словарная работа: рябинник, листопадник, зимник, обнажаются, репродукция,

нудные дожди.

Материал: мяч, иллюстрация «Золотая осень» И.Левитана, иллюстрации с изображением диких животных, труд людей осенью, корзина, осенние листья, запись муз. произведения: Шопен «Осенний вальс»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости.

В. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель. Подходит к концу последний месяц осени – ноябрь. Совсем недавно мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас.

-Назовите осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Назовите первый осенний месяц

Дети. Сентябрь

Воспитатель. Сентябрь –это начало осени или мы говорим ранняя осень.

Воспитатель. Кто помнит, как в народе его называли? Мы с вами говорили об этом.

Дети. Сентябрь называли раньше рябинником.

Воспитатель. Откуда пошло такое название?

Дети. В сентябре созревает рябина.

Воспитатель. Правильно.

Воспитатель. А второй месяц осени как называется?

Дети. Октябрь

Воспитатель.  Октябрь- это середина осени. А середину осени как мы называем? Кто знает?

Дети. Золотая осень.

Воспитатель. Да. Мы говорим –золотая осень. Почему, как вы думаете, так говорят-золотая осень?

Дети. Потому что листья на деревьях оранжевые, желтые, как золотые.

Воспитатель. Ребята, как в народе раньше октябрь называли?

Дети. Его называли -Листопадник.

Воспитатель. Почему его так называли, знаете?

Дети. Потому что листья с деревьев опадают.

Воспитатель. Правильно. Молодцы, ребята.
Воспитатель. Назовите третий осенний месяц.

Дети. Ноябрь

Воспитатель. Ноябрь –это какая осень, кто помнит?

Дети. Это поздняя осень.

Воспитатель. Раньше его называли –зимник. А вы догадались, почему ноябрь называли зимником?

Дети. Его называли зимником потому что в ноябре бывает холодно и морозно, как зимой.

Воспитатель. Прямо как у нас сейчас. Холодно, снег.

Воспитатель. Какие вы молодцы. Все правильно ответили.

А теперь присаживайтесь на стульчики.

Давайте поговорим о признаках осени. Вы загадки любите отгадывать? Послушайте, о каком признаке говорится в этой загадке?

Загадки

1.Слезки капают из тучи – 
Плачет мастер невезучий. 
Хмурой осени художник — 
Хлюпает по лужам… 
                     (дождик) 

2.Вот старушка из сторожки 
Грязь разводит на дорожке. 
Вязнет в топи мокрый лапоть – 
Все зовут старушку … 
                     (слякоть) 

3.По городу дождик осенний гулял, 
Зеркальце дождик своё потерял. 
Зеркальце то на асфальте лежит, 
Ветер подует — оно задрожит. 
                      (лужа) 

3.Осень в гости к нам пришла 
И с собою принесла... 
Что? Скажите наугад! 
Ну, конечно ... 
                   (Листопад) 

Воспитатель. Молодцы. Все загадки отгадали.

Воспитатель. Ребята, что происходит с деревьями осенью? Деревья (что делают?)

Дети. Деревья сбрасывают свою листву.

Воспитатель. Правильно. А еще говорят деревья обнажаются, сбрасывают свой наряд.

Воспитатель. Что вы про осеннее солнышко можете рассказать?

-Солнце (что делает?) 

Дети. Светит, но уже не греет. Часто прячется за тучами.

Воспитатель. Что вы можете сказать про день и ночь?

Дети. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель. А дождь осенью (что делает?)

Дети. Моросит, льет, поливает, идет, капает, стучит.

Воспитатель. Молодцы.

-Осенью земля (какая?)

Дети. Мокрая, скользкая, покрыта осенней листвой, под ногами слякоть, грязь, лужи, трава пожелтела.

Воспитатель. Очень хорошо.

Игра «Назовет слов-определений» (с мячом)

Воспитатель. А кто помнит, что это за слова-определения? 

Дети. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Воспитатель. Скажите мне, осенью дожди (какие?)

Дети. Холодные, частые, проливные, моросящие, нудные.

Воспитатель. Погода осенью бывает (какой?)

Дети. Холодной, ветреной, дождливой…

Воспитатель. Осенью ветер (какой?)

Дети. Холодный, резкий, порывистый, легкий.

Воспитатель. Осенью небо (какое?)

Дети. Серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное.

Воспитатель. А настроение осенью (какое?)

Дети. Грустное, печальное, тоскливое.

А когда была золотая осень, какое настроение?

Дети. Веселое, радостное, приподнятое.

Воспитатель. Правильно.

Воспитатель. А листья осенью (какие?)

Дети. Пестрые, осенние, резные, бардовые, желтые, оранжевые, разноцветные,                                                                                                            золотые, мокрые, расписные, яркие, сухие, опавшие…

Воспитатель. Какие вы молодцы, сколько определений к слову-листья-назвали.

Физкультминутка

Дети.  Мы листики осенние,                          (руки вверх)

           На веточках висели.                             (покачать кистями рук)

           Ветер дунул, полетели.          (качаем руками, наклоны туловища в стороны)

           Мы летели, мы летели,                        (покружиться)

           И на землю тихо сели.                         (присесть, опустив руки)

           Ветер снова набежал                            (встаём)

           И листочки вверх поднял.                    (поднимаем руки вверх)

           Закружились, полетели                        (качаем руками)

           И опять на землю сели.                        (садимся на корточки)

Воспитатель. Ребята, а чем заняты осенью животные?

Дети. Готовятся к зиме,

Воспитатель. А как они готовятся к зиме?

Дети. Каждый по-своему

Воспитатель. А сейчас давайте подойдем к доске. Посмотрите на иллюстрации.

Воспитатель. Какие животные залегают в спячку?

Дети. Медведь, еж, барсук, хомяк.

Воспитатель. Что происходит в жизни других животных?

Дети. Делают запасы на зиму: белка, хомяк.

Воспитатель. Посмотрите. Белочка не в одном месте запасы на зиму делает: и в дупло складывает, и под пенек, и на сучках деревьев развесила грибы.

Воспитатель. Кто еще хочет что-нибудь добавить? 

Дети. Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

Воспитатель. Молодцы. Очень хорошо.

Воспитатель. Птицы осенью (что делают?)

Дети. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края?

Дети. Нет. Только перелетные.

Воспитатель. Каких птиц мы называем перелетными?

Дети. Которые на зиму от нас улетают, а весной возвращаются.

Воспитатель. Ребята, каких перелетных птиц вы знаете? Назовите.

Дети. Скворцы, грачи, гуси, ласточки, соловьи, трясогузки.

Воспитатель. А какие птицы остаются зимовать с нами?

Дети. Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки 

Воспитатель. Осенью люди как одеваются?

Дети. Люди надели куртки, пальто, шапки, резиновые сапоги,

Воспитатель. Осенью они чем заняты?

Дети. Уборкой урожая, заготовками на зиму.

Воспитатель. Урожай чего собирают люди осенью?

Дети. Собирают овощи, фрукты, грибы в лесу.

Воспитатель. Какие овощи собирают осенью? Назовите.

Дети. Морковь, картошку, свеклу, капусту, лук.

Воспитатель. А фрукты какие?

Дети. Яблоки, груши, сливы.

Воспитатель. А если мама сварила варенье на зиму из слив, как мы скажем, какое варенье?

Дети. Сливовое

Воспитатель. А варенье из яблок?

Дети. Яблочное варенье.

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем.

Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
-Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья  зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели…(машут ладошками)

-Запомнили? А теперь я говорю, а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Воспитатель. Красоту осени воспевали многие поэты, художники.
Поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.

-Давайте прочитаем некоторые стихотворения, которые мы учили раньше.

(дети читают 2-3 стихотворения: «Осень» Е.Трутневой (Стало вдруг светлее вдвое…), «Осень» К. Бальмонт,  

Воспитатель. Сейчас посмотрим, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе. Подойдите к доске. Я вас познакомлю с репродукцией картины «Золотая осень» известного художника Исаака Левитана. На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо.

  Перед нами березовая рощица. Наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. Вся картина «Золотая осень» написана мягкими, светлыми красками и заряжает нас бодростью в этот погожий денек. Это праздник золота и синевы.

Беседа по вопросам

Ребята, а трава только зелёная?

Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.

Воспитатель. Посмотрите на поле, на реку, они выглядят так же, как летом?

Дети.  Нет, река и поле выглядят по-другому. Поле вдали только засеяли. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее.

Воспитатель. Какие цвета преобладают у художника?

Дети. Левитан брал жёлтые, оранжевые, голубые краски.

Воспитатель.  Почему ему захотелось нарисовать такую картину?

Дети. Я думаю, что художник сначала увидел красоту цветущей осени. И ему захотелось нарисовать её.

Воспитатель.  Какое настроение было у живописца, когда он писал эту картину?

Дети. У Левитана было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась весёлой, светлой.

Воспитатель. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?  Чем вам она нравится?

Дети. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что нам осень оставила (в корзиночке- осенние листья). Какие красивые листики. Возьмите по два листика, и мы с вами потанцуем под красивую мелодию.

Танец с листочками.

Воспитатель. Молодцы, ребята.

Ой! Здесь еще что-то есть. Давайте посмотрим (находим печенье-грибочки).

А сейчас мы помоем руки и попробуем угощение осени.

На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ОСЕННЕЕ УБРАНСТВО ДЕРЕВЬЕВ» ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Тема занятия входит в Блок занятий : «На свете нет некрасивых деревьев», где ребята в разных техниках и  различным материалом изображают деревья....

Конспект открытого занятия. Осенние деревья.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию», « Художественно – эстетическому развитию», «Социально – коммуникативному развитию». По теме : «Осенние деревья...

Конспект открытого занятия "Осень"

Совместная художественно-эстетическая деятельность с детьми второй младшей группы...

"Конспект открытого занятия"Осень наступила"

Цель: познакомить детей с приметами осени, побуждать детей отвечать на вопросы педагога. Оборудование и атрибутика: зонт, аудиозапись с песнями об осени, листочки, ватман с изображением...

Конспект открытого занятия "Осень в гости к нам пришла"

Конспект открытого занятия "Осень в гости к нам пришла"...

конспект открытого занятия "Осень -рыжая подружка"ФЭМП+ИКТ

Цель: использование  методов и средств  ИКТ-технологий  в образовательной деятельности.  Здачи: актуализировать знания о времени года «Осень» . Закреплять зна...

Конспект открытого занятия "Осеннее дерево"

Открытое занятие в подготовительной группе "Осеннее дерево"...