Методическая разработка: «Свойства воды изучаем – речь развиваем»
методическая разработка по развитию речи

Куклина Любовь Юрьевна

Материал реализется в направлении Речевое, познавательно- исследовательское развитие дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Свойства воды изучаем – речь развиваем»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ №156 Куклина Любовь Юрьевна

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии познавательно - исследовательской активности дошкольников. Данное направление способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является эффективным средством речевого развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя знакомство с новыми словами, словосочетаниями, позволяет формулировать отдельные выводы. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

  • особый интерес к исследованию предметов и их свойств;
  • развивает мыслительные операции;
  • стимулирует познавательную активность ребенка;
  • активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями;
  • обогащается словарный запас;
  • побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. 

В работе учителя-логопеда привлечение экспериментальных форм позволяет интегративно решать образовательные задачи. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и  непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас, формируются грамматические навыки, развивается связная речь.  А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти.

Исследования свойств воды, её состояний, водных ресурсов, обращение к художественным произведениям  включены в коррекционные занятия с элементами экспериментирования.

Формы познавательно-экспериментальной  деятельности:

  1. Просмотр презентаций «Водная среда нашего региона», «Речные, морские жители».

Задача: познакомить  дошкольников с  видами водных объектов (реки, озера, залив); способствовать расширению словарных возможностей в соответствии с темой; развивать кругозор; отработать формообразующие цепочки по числовым характеристикам; развивать умение связного высказывания.

  1. Наблюдение в  ходе прогулки «Вода в природе».

Задача: способствовать наблюдательности, поисковой деятельности на территории детского сада; познакомить с новыми понятиями (роса, влага, иней, лед); познакомить с циклом круговорота воды в природе: развивать умение связного умозаключения.

  1. Рассматривание альбомов «Явления природы»

Задача: познакомить с видами осадков (дождь, снег, град); развивать словарные возможности; способствовать познавательному интересу.

  1. Игра – экспериментирование

«Назови признак»

Задача: в ходе игры закрепить свойства воды с использованием тактильных ощущений (словарь прилагательных: холодная, горячая, твердая, прозрачная, бесцветная, мокрая, сухая, цветная, чистая, грязная)

«Тонет – не тонет»

Задача: в ходе игры формировать свойства предметов по отношению к воде (легче, тяжелее, растворимость, не растворимость).

«Цветные пузыри»

Задача: в ходе игры рассказать о свойстве шампуня, об образовании пузырей; познакомить с процессом приготовления цветного мыльного состава; способствовать развитию воздушной струи.

       «Рыбки – гласные/согласные»

Задача: в ходе игры дети вылавливают рыбок с буквами; развивать фонематическое восприятие, способность к синтезу звуков в слоги, слова.

  1. Эксперименты

«Цветная вода»

Задача: доказать, что вода бесцветная; в ходе эксперимента показать окраску воды краской; показать окраску снега цветными каплями; развитие творческих идей в работе со снегом и цветной водой.

          «Снег тает»

Задача: показать в талой воде частицы загрязнений; рассказать о свойстве таяния снега в тепле.

        «Холодильник»

Задача: показать в ходе эксперимента замерзание воды в камере; познакомить с функцией заморозки; развивать творческое воображение.

     «Льдинки – фигурки»

Задача: в ходе творческого эксперимента показать, что из воды и можно изготовить ледяные цветные фигурки; развитие творческих идей; обогащение словаря новыми словообразовательными  цепочками.

  1. Чтение художественной литературы «Под грибом» В.Сутеева, «Галка и кувшин» Л.Толстого, «На горке»   Н.Носова, «Ночное приключение» Ю.Кушака, «Лисичка-сестричка и волк».

Задача: развитие связного пересказа, рассказывания стихов; закрепить свойства воды, встречающихся в произведениях.

В ходе познавательно - экспериментальных форм работы удалось провести эффективную интегрированную, интересную для дошкольников практику по изучению свойств  воды, познакомить детей с водными ресурсами, в процессе реализации предложенных форм работы удалось развить речевые компоненты у  воспитанников с нарушениями речи.

Литература

1.О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М. ,ТЦ «Сфера»,2014 г.

2.Н.В. Микляева. Познавательное и речевое развитие дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2015г.

3.Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. – СПб., Детство –Пресс, 2018

4.Маленькие экспериментаторы: опыты с водой. Интернет ресурс: https://infourok.ru/kopi-malenkie-eksperimentatori-opiti-s-vodoy-dlya-detey-let-948052.html

                        C:\Users\User\Desktop\папка стол2018\млад.группа\фото 2017\20161228_121033.jpg     

                       20180222_091102.jpg

20180222_081013.jpg20180222_110827.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».

Методическая разработка проекта «Водичка-водичка».Воспитание бережного отношения к водным ресурсам....

Методическая разработка НОД "Вода и её свойства "

Занятие в области познавательного развития (опытно-экспериментальный вид деятельности) для старшего дошкольного возраста. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды....

Методическая разработка "Свойства воды"

Изучаем свойства воды с Водяным. Для детей 5-7 лет...

"Календарь природы изучаем-речь развиваем"

Информационно – практико – ориентированный проект«Календарь природы изучаем – речь развиваем»...

Методическая разработка занятия "Водичка, водичка, умой мое личико..." для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

Данный материал представляет собой конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста, от 3 до 4 лет. Занятие направлено на формирование у детей потребности в соблюдении чистоты рук и тела и опр...

Проект по речевому развитию «Басни И. Крылова изучаем—речь развиваем» подготовительная группа

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в мал...

Проект "Календарь природы изучаем – речь развиваем"

Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо з...