Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

Бабченкова Оксана Алексеевна

 Одной из главных задач обучения ребенка является развитие у него  активной и пассивной речи.        Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя дай то-то»), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Речевое развитие  детей  раннего дошкольного  возраста

 (2-3 года).

            Одной из главных задач обучения ребенка является развитие у него  активной и пассивной речи. 

             Обучение ребенка 2-3-х лет  направленно на активизацию словаря и овладение фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя-дя, та-та, на-на, бо-бо и т.д.; звукоподражания: аф-аф, би-би и т. д.; двусложные слова с открытыми слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди, гулять, большой и т. д.; трехсложные слова с открытыми согами: молоко, машина, корова, собакаходила, гуляла и т. д.

        Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя дай то-то»), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).

           Развитие речи ребенка происходит в процессе ознакомления его с предметами и явлениями окружающего мира. 

Уважаемые родители, предлагаю Вам познакомиться                                                                            с приемами  обучения детей раннего возраста:

1. Показ предмета (игрушки) и его называние.

       Используйте  внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. Берутся игрушки (мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и т. д.). Взрослый достает игрушку из коробки и быстро прячет ее обратно. С целью развития речи в момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Важно, в момент зрительного сосредоточения, задержать игрушку над коробкой, дать ее ребенку в руки, погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д. Желательно использовать звучащие игрушки (погремушка, бубен,).   Вызванные ответные реакции Вашего малыша: улыбка, протягивание руки и т. д. свидетельствуют о появлении эмоциональной формы общения (т. е. предпосылок к пониманию речи). 

Рассматривание предмета.  Необходимо взять  знакомые игрушки - после усвоения их названий. Родитель  обращает внимание на их признаки, выделение части из целого и т. д.. Надо научить понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов: «Мяч большой, мишка большой, стол большой», «Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того, что для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты), а вопросом, содержащим в себе обозначение действия: «Что мы надеваем?»; «Что растет в огороде?»; «Кто летает?».

2. Показ действий с предметами и их называние. 

          В основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым. Сначала необходимо совместно выполнять действия: показав действия, вы  берете руки ребенка в свои и ведет в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ваш малыш усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.). Постепенно переходят к отраженному выполнению действий ребенком по показу взрослого, самостоятельному выполнению действий по словесной инструкции и в свободной деятельности.

        В процессе выполнения действий Вам необходимо поглаживать руку ребенка – это вызывает ответную улыбку; хлопать в ладоши; гладить своего малыша  по голове, отмечая успех; хмурить брови; употреблять слова с мимикой («хорошо», «очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком головы или «плохо», «нет», «так нельзя», «не так» и т. д.).

Надо не только комментировать свои действия и действия детей, но и задавать вопросы, побуждающие детей к ответам. Комментируя действия ребенка, взрослый должен называть его собственное имя, т. к. местоимение (ты, он) еще не осознается.

Следует пользоваться уже развернутым описанием: «Вот зайка! Мягкий зайка, пушистый! Вот какой хороший (белый, серый…) зайка! Я поглажу зайку. Спинку поглажу. Головку поглажу. И ухо поглажу. Зайка мягкий, пушистый! Теперь Саша погладит зайку. Погладь спинку».

Разговаривать с детьми надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их паузой. 

          Родителям необходимо побуждать своего ребенка  к активной речи. Часто, умея произносить слова, они не используют их в общении. Активизация речи достигается путем включения вопросов, ответы на которые первоначально ребенок может заимствовать из только что прослушанного образца речи взрослого («Найди большое кольцо.  «Какое ты нашел кольцо?»- «Большое».) Это пример отраженной речи.  

          Развивая речь ребенка необходимо разграничивать два типа задания:

1.     Задания, направленные на развитие пассивной речи, - показ предмета, манипулирование с ним. Взрослый; «Это мяч… Покажи мяч…Дай мяч… Принеси мяч…Найди мяч… Возьми мяч…»

2.     Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение называнию предметов и действий с ними. Взрослый: «Кто это?» - «Киса». – «Скажи: Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу». Или: «Как мяукает киса (кошка)?» - «Мяу».

          Уважаемые родители, не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное Вами слово. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи, что удлинит сроки появления активной речи. Желаю Вам успехов!

                                                                  С уважением, учитель-логопед Бабченкова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста».

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ЗПР по речевому развитию в раннем дошкольном возрасте «Жёлтый комочек».

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ЗПР по  речевому развитию для педагогов работающих с детьми раннего возраста...

"Проблема речевого развития детей раннего дошкольного возраста: теоретический аспект".

Раннее детство рассматривается в педагогической и психологической литературе как ключевой этап развития человека, определяющий успешность физического, психологического, эмоционального, социального раз...

2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...

Методическая разработка для педагогов ДОУ "Познавательно - речевое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов «Камешки «Марблс»"

Методическая разработка для педагогов ДОУ  для работы с детьми раннего возраста по познавательно - речевому развитию детей  раннего дошкольного возраста  посредством нетрадиционных мате...

Влияние гаджетов на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста

Влияние гаджетов на  речевое развитие детей раннего дошкольного возраста.Развитие современных технологий привело к обширному использованию гаджетов (от англ. gadget - «техническая новинка&r...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Влияние использования пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»

С раннего возраста начинается жизнь человека, самый важный период, когда формируются самые фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их формирование требует адекватного в...