«Составление сюжетного рассказа по плоскостным изображениям»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Формирование умений составления сюжетного рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_r_r.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26"

Конспект занятия по развитию связной речи 

в средней группе

 на тему «Составление сюжетного рассказа по плоскостным изображениям»

Воспитатель высшей категории

                                                                                               Карпенко Е. А.

город Еманжелинск

2021 г.

Цель: 

     Формирование умений составления сюжетного рассказа.

Задачи: 

Обучающие. 

     Учить составлять сюжетный рассказ с элементами творчества, исходя из предложенного набора плоскостных изображений.

     Активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов.

Развивающие. 

     Развивать артикуляционный аппарат детей, закрепить правильное произношение звука «з» в чистоговорках, регулировать силу голоса и темп речи.

Воспитательные.

     Воспитывать у детей внимание, умение отвечать по вызову воспитателя.

Методы и приёмы:

   Игровой, наглядный,  художественное слово, вопросы, объяснение, практическая деятельность, поощрение.

Материалы к занятию:

    Мольберт; плоскостные изображения лисы, зайца, елочки; игрушка-марионетка заяц.

Структура занятия:

   Вводная часть.

 а) загадывание загадок

 б) ответы на вопросы

   Основная часть

 а) слушание рассказа воспитателя

 б) ответы на вопросы

 в) рассказывание по набору картинок

 г) физминутка

 д) артикуляционная гимнастика

 е) проговаривание чистоговорок

   Заключительная часть

 а) итог занятия

 б) поощрение

Ход занятия:

1 часть.

Предлагаю детям отгадать загадку:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши выше головы?

– О ком загадка?

   (О зайце).

– Почему вы думаете, что это заяц?

   (Заяц живет в лесу, у него длинные уши).

Выставляю плоскостное изображение зайца на мольберт.

– Какой зайчик?

   (Зайчик маленький, серенький, пушистый, мягкий, быстрый, добрый, хороший).

– Расскажите, что есть у зайчика?

   (У зайчика глаза-бусинки маленькие, черные, блестящие;

     Нос-пуговка маленький, черный, блестящий;

     уши длинные-предлинные, длиннющие;

      когда он слушает, уши стоят на голове, когда прыгает или спит прижаты   к спине).

– Как вы думаете, зачем зайцу такие длинные уши?

   (Зайчику нужны длинные уши для того, чтобы шевелить ушами, слушать, не крадётся ли лиса).

– Ребята, а заяц быстро бегает? А почему?

   (У зайчика длинные лапы, он убежит от лисы).

– А кого зайчик в лесу боится?

   (Зайчик боится лису, волка, охотника).

– Значит зайчик? …

   (Трусишка).

Убираю зайчика, предлагаю отгадать другую загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – краса, а зовут её … (лиса).

Выставляю лису.

 – Какая лиса?

   (Лиса рыжая, пушистая, мягкая, быстрая, с длинным хвостом, хитрая).

– Расскажите, что есть у лисы?

   (У лисы глазки чёрные маленькие, носик маленький чёрный, ушки тоже маленькие, а мордочка длинная, чтобы следы нюхать, зубки острые, а улыбка хитрая, хитрющая).

Убираю лису.

– Отгадайте ещё одну загадку.

  Зимой и летом одним цветом.

– Что это?

   (Ёлочка).

– Почему так говорят про ёлочку?

   (Потому что она не меняет свой цвет в любое время года).

Выставляю ёлочку.

– Какая ёлочка?

   (Ёлочка зелёная, пушистая, колючая).

– Послушайте, я расскажу вам историю, которая произошла в лесу с лисой и зайчиком? Рассказываю, выставляя изображения по ходу рассказывания.

– Выскочила на лесную полянку лиса (ставлю лису), хитрая, рыжая, в пушистой шубе, с хитрой улыбкой глазки-бусинки прищурила, смотрит вокруг, черный носик-пуговку из стороны в сторону поворачивает, нюхает. «Ах, чьи это следы? Да это же зайка проскакал!» Опустила лиса к земле длинную мордочку, пошла по следу. Видит ёлочка стоит (выставляю ёлочку) зелёная, пушистая, колючая. Заглянула лиса за ёлочку, а там зайчик сидит в серой шубке, маленький, пушистый, уши длинные вверх поднял, прислушивается, черные газа-бусинки вдаль смотрят, задумался, ничего не видит. А лиса из-за ёлки выскочила, зубами щелк: «Сейчас поймаю». Обернулся зайчик: «Ой! Лиса близко!» Вдохнул поглубже и пустился наутёк. Только лиса его и видела!

Предлагаю детям рассказать о встрече зайчика с лисой. Вызываю 1 ребенка. Даю ему в руки все изображения. После рассказа ребёнка прошу детей дополнить, о чём он забыл рассказать.

– О чем забыла рассказать Маша? Кто хочет ей помочь?

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Вышел зайка погулять (ходьба на месте),

Будем с зайкой мы играть (показываем ушки),

Будем головой кивать (качаем головой).

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

Любит зайка поскакать (прыжки на месте),

Хочет лапками стучать (стучим ладонями по коленям),

Может хвостик свой искать (повороты в стороны).

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

Всем пора нам отдыхать (приседаем на корточки).

Вызываю еще 2 детей, они по очереди рассказывают историю. Оцениваю рассказ.

2 часть.

Приход зайчика-марионетки.

– Я зайчик, меня называют трусишкой. Когда я чего-то боюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается, дрожит,  вот так! (Качает хвостиком).

– Покажите язычком, как качается мой хвостик (открыв рот, дети проводят языком от угла рта до угла, не касаясь губ медленно, затем быстро, опять медленно).

– А вы знаете, что я больше всего люблю кушать? (Морковку). Я когда её грызу, всегда облизываюсь от удовольствия, вот так! А теперь покажите вы. (Дети проводят языком сначала по верхней губе, затем по нижней).

– А когда я сыт, то говорю веселые стихи, вот такие:

     За – за – за – серый зайка – егоза.

     Зу – зу – зу – в дом запасы привезу.

     Зы – зы – зы – не боюсь лесной грозы.

Дети повторяют, чётко произнося звук «з» хором, затем индивидуально. Зайчик хвалит детей и уходит.

– Ребята, чем мы сегодня занимались?

(рассказывали истории про зайчика и лису, делали зарядку для язычка, рассказывали весёлые стишки).

Попробуйте сегодня дома рассказать историю про лису и зайку.

Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

ЗАДАЧИ.Связная речь: учить детей составлять рассказ об игрушке, описывать ее внешний вид, действия. Составлять небольшой сюжетный рассказ с использованием данных игрушек без образца воспитателя, а тол...

Подготовительная группа. Развитие речи. Тема : "Составление сюжетных рассказов по открытке".

В данном материале мною изложено построение занятия, целью которого является развитие речи, а именно развитие способности к самостоятельному придумыванию рассказа по картинке. Кроме того, что активно ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

Составление сюжетного рассказа "На птичьем дворе"

Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" в младшей группе детского сада...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...