Подготовительная группа. Развитие речи. Тема : "Составление сюжетных рассказов по открытке".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В данном материале мною изложено построение занятия, целью которого является развитие речи, а именно развитие способности к самостоятельному придумыванию рассказа по картинке. Кроме того, что активно задействована фантазия ребёнка, делается акцент на расширение словарного запаса, грамматику речи и её звуковую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.odt21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная группа. Развитие речи.

 Тема : Составление сюжетных рассказов по открытке.

 

П р о г р а м м н о е     с о д е р ж а н и е.   Связная речь.

Учить составлять сюжетный рассказ по открытке. Развить способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным     и последующие.

  Грамматика. Упражнять в правильном назывании детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа.

  Словарь. Упражнять в подборе определений к заданному слову, в подборе синонимов и антонимов.

  Звуковая культура речи. Закреплять произношение звуков «р» и «л» в словах и фразовой речи​, умение различать эти звуки на словах. Учить изменять громкость голоса, темп речи.

 Н а г л я д н ы й    м а т е р и а л.  30 сложных картинок с изображением различных животных: 6 картинок с изображением животных и их детенышей.

 Х о д   з а н я т и я. Воспитатель загадывает загадку о белке.

         Хвост пушистою дугой.

         Вам знаком зверек такой?

         Острозубый, темноглазый.

         По деревьям может лазать.

         Строит он свой дом в дупле,

         Чтоб зимою жить в тепле.

   Показывает картинку, на которой изображены белка и бельчата. Спрашивает: «Как называют детенышей белки?» (бельчата.) Предлагает поиграть в игру «Кто у кого?»: «Я назову животное, а тот, на кого покажу, назовет его детеныша или детенышей, если я скажу слово «много» или «несколько», или «двое», или «трое».

  Лиса -… (лисенок). У лисы — лисята, несколько (лисят).

  Медведь - … (медвежонок). У медведицы - ...(медвежата), двое … (медвежат).

  Волк - … (волчонок). У волчицы - … (волчата), трое … (волчат).

  Один зайчонок — много … (зайчат). У зайчихи … (зайчата). ( Животное может назвать один ребенок, а детенышей — другой.)

  Посмотрите картинку. Это зайчата. Какими словами можно сказать о зайчонке? Какой он? (пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький.) С чем можно сравнить зайчонка? (белый и пушистый как вата, как снежок, как пушок; прыгает как мячик.)

  Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме. Настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчика сказать? К слову «веселый» подберите слова,близкие по смыслу. (Довольный, бодрый, радостный.)

   А если зайчик был радостный,то он не просто скакал, а … (мчался,несся).

   Второй зайчик — его братец — прискакал домой не веселый,его обидели. Как можно про такого зайчика сказать, какой он? К слову «веселый» подберите слова, противоположные по смыслу. (Грустный, печальный, огорченный.)

   А если зайчик был грустный, то он домой не скакал, а … (тащился, плелся, брел)».

   Следующее задание — составить рассказ по открытке (лежат в конвертиках на каждом столе). «Расскажите ,- говорит педагог, - что изображено на картинке. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Придумайте,чем все закончилось. Рассказ должен быть короткими обязательно законченным».

 

   Воспитатель вызывает три пары детей. Предлагает договорится, кто первый начнет рассказ. Остальные дети оценивают рассказы, говорят, какой понравился больше всего и чем, придумывают ему название. Подводя итоги, воспитатель отмечает композиционное построение рассказов, их содержательность, использование различных средств выразительности.

  Педагог показывает детям картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать тех животных, в названии которых есть звук «р», а за тем тех,в названии которых есть  звук «л».

  Дает новое задание: одной группе детей подобрать слова со  со звуком «р», другой -  со звуком «л». После этого предлагает составить предложения со словами, в которых есть звук «р» и звук «л». (Тигр рычит. Слон любит листья.)

  Воспитатель произносит скороговорку «Рыбу ловит рыболов. Весь в реку усыпал улов». Дети повторяют ее быстро, в умеренном темпе,медленно; громко,тихо, шепотом.

  В конце занятия дети рассказывают о том, чем они сегодня занимались. Проводится самооценка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась». Чтение стихотворения И. Сурикова «Детство» в подготовительной к школе группе

Задачи:Упражнять детей в подборе признаков к животному, а так же глаголов, обозначающие характерные действия животных; развивать память.Систематизировать знания детей о жизни диких животных; уточнить ...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

Конспект ООД по развитию речи Тема: Составление описательного рассказа по сюжетным картинам «Заяц и снеговик» с использование игр ТРИЗ (Сам.обр)

Цель:Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картин.Задачи: Уточнять расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; продолжить работу по обучению составлен...