Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию на тему "Зима.Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Слуцкая Наталья Викторовна

Цель занятия: посредством дидактических  игр расширять и активизировать словарный запас на тему "Зима. Зимние забавы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_nod_po_rr.docx53.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия  

по речевому развитию в средней группе

«Зима. Зимние забавы»

Цель: посредством дидактических игр расширять и активизировать словарный запас на тему «Зима. Зимние забавы».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы»;
  • Учить  подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении;
  • Учить  подбирать определения к предмету, явлению;
  • Обогащать лексику родственными словами;
  • Формировать звуковую культуру речи.
  • Закреплять умение составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, любознательность;
  • Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание;
  • Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку;
  • Развивать память, внимание, координацию движений;
  • Развивать речевое дыхание;
  • Активизировать словарь детей;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать на него ответ;
  • Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам и забавам.

Материал и оборудование: игровой персонаж Снеговик, декоративные снежинки с заданиями, снежинки на ниточке для упражнения на развитие речевого дыхания, картинки для игры «Четвертый лишний», снежный ком, сундучок, игра «Чего не хватает?», мнемотаблица «Зима», картинка «Зимние забавы», кружки для игры  « Сделай снеговика».

Ход НОД:

1.Организационный момент

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте мы поздороваемся и подарим нашим гостям свои улыбки.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

-Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают в ладошки)

-Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (топают ножками)

-Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

-Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок! (воздушные поцелуи)

-Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип! (гладят кончик носа)

-Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед)

-Здравствуйте!

ДАВАЙТЕ, ребята, вспомним правила поведения на занятиях:

-Хочешь ответить, не шуми, а только руку подними. На занятиях не болтай, как заморский попугай.

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости на занятие пришел еще и необычный гость. Хотите узнать кто?  

Но сначала отгадайте загадку, которую я вам приготовила.

«Его не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодный, большой. Кто он такой?

Воспитатель: Молодцы, верно. Это снеговик. (Воспитатель показывает игрушечного снеговика)

3. Основная часть.

Воспитатель: Снеговик видел, как утром весело вы бежали в детский сад, и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому что сейчас его любимое время года. А какое?        Воспитатель: Правильно, зима.

Работа по мнемотаблице «Зима»

 Ребята, мы много знаем о зиме. Сейчас предлагаю вам всем вместе рассказать нашему гостю о зиме. В этом поможет наша помощница – таблица. РАССКАЗ мы будем составлять с помощью картинок, не пропуская ни одно окошечко Что изображено в этом окошечке? Что мы можем рассказать об этом явлении зимой?

Воспитатель: А почему именно зима - любимое время года снеговика?   (Ответы детей). Да, ребята, зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках с горки. А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы на снегу, и просто любоваться снежинками, летящими с неба.

Воспитатель: Ребята, а за что вы любите зиму?    

Я люблю зиму, потому что…

Ребята, а я люблю зиму, потому что зимой бывает праздник Новый год.

Воспитатель: Ребята, зимние праздники во времена ваших бабушек и дедушек всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. И не только на улице играли в снежки, катались на горке, на санках, на лыжах, на коньках. Зимними вечерами устраивали игры в доме. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть. Но прежде чем начать играть, давайте выясним, что такое забава, ведь только что в своем рассказе я упомянула это новое для вас слово? (развлечение, игра, отдых).

             Забав на свете много есть,

             Их все, пожалуй, и не счесть.

             Но есть забавы у Зимы

             Которые так любим мы!

Какие зимние забавы вы знаете?

Ребята, Снеговик принес нам волшебный сундучок и предлагает поиграть. НО сначала давайте все вместе слепим снежный ком, с которым мы тоже поиграем.

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, 

Дети сжимают и разжимают кисти рук.

Из комочков слепим дом. 

Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны

Звери будут в доме жить, 

Хлопают в ладоши

Веселиться и дружить, 

Соединяют руки в «замок»

Вместе домик сторожить.

Раз, два, три, четыре -

Загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили.

Дети "лепят"

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком

Раз — подбросим, два — поймаем,

Подбрасывают, ловят"

Три — уроним и... сломаем.

Роняют и топают

Ребята, давайте посмотрим, что в волшебном сундучке снеговика. Но для того, чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открой свой бочок!». Вот магические слова подействовали на сундучок и он открылся. Посмотрим, что в нем? А внутри - снежинки с заданиями.

1-я снежинка.  

Игра «Назови ласково» (со снежным комом)

Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка)

Сейчас, я буду вам называть слово, а вы мне ласковое слово в ответ.

Мороз - (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снег – снежок). Снежинка – (снежиночка). Елка –(елочка). Санки – (саночки). Горка – (горочка). Лопатка - (лопаточка), сосулька, снеговик, комок.

2-я снежинка  Снеговик предлагает поиграть в игру.

Игра «Без чего не бывает зимы?» (со снежным комом)

Я вам буду бросать снежный ком, а вы на мой вопрос «Не бывает зимы без?» будете отвечать, бросив мне обратно ком. Например…

Не бывает зимы без: мороза, ветра, метели, снега, сосулек, снежинок, льда, сугробов, холода, деда Мороза, подарков, елки, санок, коньков и т.д.

3-я снежинка Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель:  Сколько  приятных развлечений, сюрпризов приносит с собой зима. Скажите,  ребята, а вы любите играть  в снежки, смотреть, как с неба падает снег? Такое явление называется «снегопад». Давайте сделаем так, чтоб пошел снег. Буду читать стихотворение, ваша задача - подобрать подходящее по смыслу слово. С каждым ответом будет появляться снежинка. Все слова – отгадки должны получиться от слова «снег». Посмотрим, получится у нас снегопад.

1. Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (снегурка)

8. А на ветке, посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

 9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

 - Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад.

4-я снежинка.  

Игра «Четвертый лишний» (с картинками) Рассмотрите картинки и скажите, что или кто лишний?

5-я снежинка

Игра «Чего не хватает?» Рассмотрите картинку, подберите ребенку недостающий ему предмет для зимней забавы.

Снеговик приглашает нас сделать разминку

Физкультминутка

Дети все в кружок вставайте,

Физинутку начинайте.

(Дети встают в кружок) .

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Дыхательное упражнение «Снежинки»

Воспитатель: Пока мы с вами играли, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». Посмотрите, какие снежинки?

Раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Воспитатель: Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (упражнение повторяется 3-5 раз)

«Снежинка кружится, снежинка летит, ко мне на ладошку снежинка спешит». Положите снежинку на ладошку, придерживая за тучку. НАСТОЯЩАЯ снежинка очень холодная, если не одеть на руки рукавички.

Ручки замерзли? (подуть на руки холодным воздухом ф-ф-ф). Теперь давайте согреем ручки.

Подуем на них дыханием теплым (х-х-х) Согреем мы их (х-х-х)

Давайте рассмотрим снежинку, какая она красивая и неповторимая. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (серебристые, маленькие, белоснежные, воздушные, холодные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).

Воспитатель: - Ребята, снеговик благодарит вас за то, что вы с ним поиграли в игры и справились с его заданиями. Вам понравилось играть со снеговиком?

А теперь давайте смастерим друзей  снеговику, поиграем в игру «Сделаем СНЕГОВИКА». Выложим снеговика из трех кругов. Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой). Какой потом? (средний). Какой круг будет вверху? (маленький). Назови его ласково? (кружок, кружочек)

Воспитатель: - Молодцы ребята, снеговику вы очень понравились. Он не прощается, обещает прийти к нам еще.

Рефлексия:

-О чем мы сегодня говорили? За что вы любите зиму? Что помогло подняться вашему настроению? Я тоже с удовольствием вспомнила о том, какое же великолепное время – зима, сколько есть много зимних забав.

«Очень жаль нам расставаться»

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять ( дети обнимают друг друга по кругу)

«Луч солнца»

Нас солнца луч смешит и дразнит.

Нам нынче весело с утра.

Позанимались мы отлично

Теперь играть нам всем пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» (подготовительная группа)

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина "Золотой луг"Цель: Познакомить детей с писателем...

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Зима и зимние развлечения"

В конспекте открытого интегрированного занятия по речевому развитию  в средней группе "Зима и зимние развлечения"  представлен материал с использованием речевых игр....

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Заяц и снеговик""

В конспекте открытого интегрированного занятия представлен материал с использованием серии сюжетных картин "Заяц и снеговик" и речевых игр....

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе «В гости к сказкам»

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе «В гости к сказкам»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

Интеграция образовательных областей: коммуникация, речевое развитие, познаниеВиды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательнаяЦель: закрепить знания детей о зиме, зимних забавах и яв...