Конспект НОД «Речевое развитие». Составление рассказа «Три весны».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соловьева Галина Юрьевна

Конспект НОД «Речевое развитие». Составление рассказа «Три весны».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 Красносельского района Санкт- Петербурга

Составление рассказа «Три весны».

Конспект НОД «Речевое развитие» по развитию речи в подготовительной группе

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Соловьева Галина Юрьевна

Март 2022

г. Санкт-Петербург

2022

Задачи: 

Обогащать словарь по теме «Весна» (весна, март, апрель, май, приметы, оттепель, сосулька, капель, проталина, ледоход).  Развивать связную речь: упражнять в употреблении простых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Формировать умение составлять небольшой рассказ по предложенной схеме. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление. Развивать общую и мелкую моторики.

Предварительная работа: Чтение: И. Соколов – Микитов «Ранней весной»; «Над болотом».

 Д./ И. «Назови действия»; «Назови признаки»; «Назови родственные слова»; 

С. И. «Эхо» (отгадывание стихов о весне); Слушание: П. И. Чайковский «Времена года»; Запись голосов птиц.
Оборудование: картинки с изображением признаков весны,  конверт с письмом, мнемосхемы, мяч.

Ход НОД:

Орг. момент

- Ребята, послушайте стихотворение:

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.


О чём говорится в стихотворении? Это признаки какого времени года?

Всё, что мы сейчас назвали: ночь становится короче, тёплый ветер дует с юга, капель, солнце пригревает, тает снег – всё это признаки весны (вывод делают дети).

- Какие признаки вы ещё знаете?

- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.

- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.

- Природа пробуждается.

- Появляются проталины.

- Появляются первые весенние цветы.

- Появляются насекомые.

-Прилетают птицы, и они вьют гнёзда.

Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы помните?

Игра с мячом «Назови, не повторись»

- Вспомните, каких птиц вы знаете. Только будьте внимательны, не повторяйте уже названных птиц.

Логопед пускает мяч по кругу, дети передают его друг другу. По сигналу, движение мяча останавливается. Ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет любую птицу.

Дыхательная гимнастика: Покажем, как дует ветер сильный, а теперь тихий ветерок.

Назови одним словом

(активизация словаря, закрепление навыков словообразования)

Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. —подснежник

Место, где растаял снег и открылась земля. —проталина

теплая погода с таянием снега, льда. —оттепель

Первый цветок, появившийся ранней весной. —первоцвет

Падение капель оттаявшего снега. —капель

Движение льда по реке весной. —ледоход

Основная часть

Ой, смотрите, у нас какое- то письмо лежит, интересно оно для кого? (Чтение письма)

Дорогие дети! Пишет вам Весна. Я попала в беду: зимний ветер все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня,

составьте рассказ обо мне по картинкам. Очень надеюсь на вашу помощь.

Помочь вы мне сможете, если сумеете говорить выразительно, чётко, ясно. Очень прошу вас поторопиться.  Надеюсь на вас друзья!»

Ребята, здесь ещё что-то есть. (педагог заглядывает внутрь посылки достает картинки о весне). Я так думаю, что это картинки о весне.

Поможем, ребята весне, составим рассказ?

Ну, что же, начнём выручать весну? Не забудьте, как надо говорить.

 «У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничего не мешает. Вторая весна наступает на реке. Лед тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою».

Составление рассказа «Три весны» по опорным картинкам (поле, река, лес)

Что мы составили? (рассказ). А у каждого рассказа должно быть название.

Ребята, придумайте название нашему рассказу. Дети - «Три весны».

Физкультминутка.  «Весенняя песенка»

А уж ясно солнышко 
Припекло, припекло 
И повсюду золото 
Разлило, разлило. 
Ручейки по улице
Всё журчат, журчат. 
Журавли курлыкают 
И летят, летят.

Дети самостоятельно составляют рассказ с опорой на картинки.

Ребята, у вас получились очень хорошие рассказы. И мы с вами помогли   распутать дорожки по которым к нам придёт весна – красна. (Разрезанная схема-картинка)

Заключительная часть

- А почему в народе говорят весна – красна?

В старину, чтобы весна народ радовала, поскорее тепло приносила, люди кричали «заклички» и так зазывали весну. Давайте и мы зазовём весну:

Весна! Весна!

Прийди красна!

С ясным солнышком

Колоколнышком.

Принеси урожай

В наш родимый край!

Вот и пришла весна. Теперь с каждым днём будет становиться теплее и радостнее. Весна так рада, что вы помогли ей, приготовила каждому из вас подарок. Это картинки, которые вы раскрасите и вспомните наш рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Конспект НОД по речевому развитию "Составление рассказа по картине"

Рассматривание картины, составление рассказа по ней....

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" Составление рассказа по картине «Осень» в средней группе

Тема: Составление рассказа по картине «Осень»Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстет...

Конспект по речевому развитию "Составление описательных рассказов о животных" в старшей группе.

Конспект по речевому развитию в старшей группе.Обучение составлению описательных рассказов по "Системному оператору" технология ОТСМ-ТРИЗ....

Конспект занятия во второй младшей группе по речевому развитию «Составление рассказа о солнышке по картинкам»

Цель: Обучение составлению коротких рассказов по картинкам.Задачи:- Учить детей составлять короткий рассказ по картинкам совместно с воспитателем. -Активизировать употребление в речи детей прилаг...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект ООД в средней группе по речевому развитию «Составление рассказа на тему «Весна»

Тема: «Составление рассказа на тему «Весна».Цель: Составление описательного рассказа по картине.Обучающие задачи:формировать умения составлять описательный рассказ по картине,использ...