План по самообразованию
материал по развитию речи (старшая группа)

«Развитие выразительной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaeiya_2022-2023_g.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им Ю.А.Гагарина»

План по самообразованию 

на тему:

«Развитие выразительной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

на 2022 – 2023 учебный год.

                                                       

                                                                  Выполнили:

                          Дыдолева Ю.И

Панюшкина А.В.

Гагарин 2022 год

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

на 2022 – 2023 учебный год.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

  • Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • Формировать грамматический, лексический строй речи;
  • Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
  • Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Актуальность
  • Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
  • Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
  • В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
  • В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.
  • Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
  • Методы и приемы.
  • Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
  • Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
  • Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
  • Предполагаемый результат: расширить словарный запас детей,  научить использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создать систему совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться выразительно и учиться новому.
  • Форма отчета о проделанной работе:  картотека дидактических игр, театрализованных игр, консультации для родителей и воспитателей, конспекты бесед с детьми по выразительной речи, картотека потешек.

Срок

Форма работы, содержание.

Форма отчета.

Перспектива.

2022-2023   учебный год

Сентябрь

Изучение выразительной  речи детей посредством игровой деятельности.

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений.

Работа над выразительной  речи детей посредством игровой деятельности.

Октябрь

Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения выразительной речи.

Формирование словарного запаса детей в процессе изучения окружающей действительности.

Активизация и обогащение словаря.

Исследование пассивного словаря с использованием предметных и сюжетных картин.

Исследование активного словаря с использованием дидактических игр и упражнений.

Изготовление дидактических игр.

Беседы с детьми по лексическим темам.

Ноябрь

Пересказ сказок по сюжетным картинкам

Консультация для родителей:

«Развитие выразительной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры, и упражнений на формирование словаря».

Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка»)

Подготовка консультации для родителей.

Изучение Леонтьевой М.С «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации».

Активизация словаря развитие выразительной речи детей.

Картотека дидактических игр.

Декабрь - Январь

Подготовка проведения театрализованной игры.

Анализ влияния различных игр и упражнений на речь детей.

Формирование словаря детей с применением словесных дидактических игр.

Изготовление масок для игры.

Интернет.

Применение потешки в режимных моментах

Использование хороводных игр.

Формирование эмоционально – насыщенной выразительной речи.

Картотека бесед по лексическим темам.

Картотека потешек.

Февраль

Разучивание стихов, потешек.

Консультация для воспитателей:

«Развитие выразительной речи дошкольников с помощью дидактических игр».

Подготовка картотеки по речевой гимнастике.

Подготовка консультации для воспитателей.

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата.

Март

Игра-путешествие по стране «Развитие выразительной речи».

Подготовка дидактических, выразительных, речевых игр.

Формирование грамматического строя речи.

Апрель

Работа с загадками.

Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры.

Подготовка картотеки.

Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми.

Использование картотеки в работе с детьми.

Картотека театральных игр.

Настольно- печатные игры по русским народным сказкам. Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».

Май

Развитие выразительной речи детей в активной игровой деятельности.

Проведение диагностики по развитию выразительной речи воспитанников.

Наблюдение в течение года за активностью детей в играх.

Выяснить, как в игре происходит поиск предметов - заместителей и символическое изображение предметных действий, как дети передают характер отношений между людьми, формы и типы их общения.

Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования».

Беседы с детьми по лексическим темам.

Создание картотеки игровых ситуаций.

Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей.

Диагностика.

Литература

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

9. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с.

10. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год.

11. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год

12. Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...