Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Зимняя сказка» (с детьми 5-6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Манеткина Ирина Витальевна

Программное содержание.

Цель: Развитие связной речи детей.

Задачи:

Обучающие задачи: Совершенствовать умение согласовывать слова: существительные с числительными, прилагательные с существительными. Упражнять в образовании однокоренных слов. Учить выразительно читать знакомые стихотворения. Отвечать на вопросы воспитателя, не перебивая друг друга. Внимательно слушать ответы других детей. Обогащать речь детей. Учить правильно и аккуратно складывать основную базовую форму оригами – «Конфетка».

Развивающие задачи:  Продолжать развивать речь детей как средство общения (диалогическую речь), творческие способности.

Воспитательные задачи:  Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, знакомство с пословицами и поговорками, разгадывание загадок о  зиме. Беседы по сюжетным картинкам. Рассматривание иллюстраций по теме. Дидактические игры. Наблюдения на прогулке, игры со снегом. Рисование на тему: «Зима». Знакомство с основной базовой формой оригами – «Конфетка».

 

Материалы и оборудование: Аудиозапись – П.И.Чайковский «Времена года. Зима» (магнитофон), большой конверт с письмом, «тропинка» со следами, «снежинки» с заданиями для детей, вязаная игрушка «снеговик» (из частей), «волшебный снежок», бумага квадратной формы, размером 5х5 см голубого или белого цвета  (по 6 шт. на каждого ребенка), круги диаметром 15 см, клей – карандаш.

 

 

 

 

 

                                                               Ход НОД.

Воспитатель:  Дети! К нам в детский сад пришло письмо. Вот оно. Хотите узнать, что там написано? Сейчас мы его прочитаем.

Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети! У нас случилась беда. Пропал Снеговик- Почтовик. Помогите нам найти Снеговика. Без него мы не узнаем, когда же наступит весна. Жители зимнего леса».

Воспитатель: Ребята! Я что-то не пойму, от кого пришло это письмо? (Ответы детей)

Дети: От жителей зимнего леса.

Воспитатель: А кого можно встретить зимой в лесу? (Ответы детей)

Дети: Зверей, птиц. (Дети перечисляют, каких зверей и птиц можно встретить в зимнем лесу)

Воспитатель: Правильно, дети! Предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где живет?» Я начну предложение, а вы закончите.

Лиса живет в …норе. Нора чья? Лисья.

Медведь зимует в …берлоге. Берлога чья? Медвежья.           

Волк живет в …логове. Логово чьё? Волчье.

Белка живет в …дупле. Дупло чьё? Беличье.

Заяц живет под …кустом. Дом чей? Заячий.

 

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Назови детеныша». Я буду называть зверей, а вы – их детенышей.

У лисы кто? – лисенок.

У медведя – медвежонок.

У волка – волчонок.

У белки – бельчонок.

У зайца – зайчонок.

 

Воспитатель: Правильно. Молодцы, дети!

Воспитатель: Скажите! А почему звери и птицы разговаривают на нашем языке, пишут письма? (Ответы детей)

Наверное -  это какой-то необычный лес, сказочный?.. Мы  отправимся с вами в волшебный лес и поможем его жителям отыскать Снеговика.

Воспитатель: Я знаю волшебные слова. Вы, ребята, закройте глаза и повторяйте за мной!

«Влево, вправо повернитесь и в волшебном лесу очутитесь!»

(Звучит тихая музыка, дети повторяют слова воспитателя, открывают глаза и попадают в сказочный волшебный лес.)

Воспитатель: Дети, прислушайтесь! Какая тишина в зимнем лесу. Только слышно как упадет где-то с ветки снежный ком, хрустнет ветка от мороза, скрипнет снег, зашумит ветер в верхушках деревьев.                                                                                                          Почему так тихо в лесу?  (Ответы детей -  Зимой лес спит)

(Воспитатель обращает внимание  на необычную тропинку и следы на ней).

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, чьи это следы?  (Ответы детей)                                                                                                     Может быть это следы Снеговика? Предлагаю пойти по тропинке, вдруг она приведет нас к Снеговику!

Дети видят на тропинке большую необычную снежинку. Воспитатель берет в руки снежинку и читает на оборотной стороне: «Чтобы не потерять тропинку из виду детям необходимо выполнить 1-е задание».

Задание №1.

«Вспомните и назовите сказки или другие литературные произведения, в которых действие происходит зимой».  (Ответы детей)

- В какой сказке мачеха отправляет падчерицу зимой в лес за подснежниками?

- А, в какой сказке  козлик высекал копытцем драгоценные камни?

- Как называлась сказка, в которой лиса зайца обидела?

- Сказка, в которой лиса волка обманула, заставила хвостом рыбу ловить?

- Назовите сказку, в которой звери строили себе зимовье?

- А в какой сказке бабка с дедом себе внучку слепили?

- Назовите, в каком рассказе Н.Носова дети строили горку во дворе?

- В каком произведении рассказывается о мальчике, который принес в группу снежный комок и оставил его в кармане пальто? и т.д.

 

 («Двенадцать месяцев» С.Маршак, «Серебряное копытце» П.Бажов, РНС «Заюшкина избушка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Снегурочка»,  «На горке» Н.Носов, «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Зимние братья» Н.Виноградова и т.д.)

Дети называют произведения с зимней тематикой и продолжают путешествие по зимнему сказочному лесу. На тропинке видят еще одну снежинку. Воспитатель читает на ней 2-е задание для детей.

Задание №2.

«Дети, вспомните и назовите пословицы и поговорки о зиме».

Воспитатель: Ребята, вы очень любите играть. Хотите поиграть в игру «Назови пословицу или поговорку о зиме»?  Посмотрите! У меня в руках - волшебный снежок. Вам нужно  встать в круг и передавать снежок друг другу, называя пословицу или поговорку о зиме. Хорошо?

Дети передают друг другу волшебный снежок и называют пословицы и поговорки о зиме.

Пословицы и поговорки:                       

Январь – зиме середина, вершина стужи.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Февраль придет, все пути занесет.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Береги нос в большой мороз.

Январь — году начало, зиме середина.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

В зимний холод всякий молод.

Пурга да вьюга — у зимы подруги.

Был бы снежок — так скатаем комок.

Солнце в декабре светит, да не греет.

Зима не лето — в шубу одета.

Два друга — мороз да вьюга.

Месяц январь — зимы государь.

Вьюги да метели под февраль прилетели.

 

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Справились с таким сложным заданием. А вы не замерзли? Предлагаю вам погреться.

                                       (Физкультминутка «Снежок»)

.                                             Раз, два, три, четыре.

                                        Мы с тобой снежок лепили.

                                                Круглый, крепкий,

                                                  Очень гладкий.

                                       И совсем, совсем не сладкий.

                                   Раз – подбросим, два – поймаем,

                                         Три – уроним и сломаем.

После игры дети идут дальше по тропинке, пока не встречают на пути еще одну снежинку со следующим заданием.

 

Задание №3.

«Придумайте слова, внутри которых «спряталось» слово снег»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам такую игру. Она называется – «Подбери родственные слова» или «Семейка». Поиграем? Нам опять поможет волшебный снежок. Тот из вас, кому я передам снежок, называет родственное слово слову снег. Хорошо?

Воспитатель выборочно передает снежок детям, они называют слова, родственные слову снег.

Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку?

Кого лепят дети зимой из снега?

Как называется комок из снега, который бросают, играя?

Как называют птичку с красной грудкой, которая прилетает к нам зимой? Звездочка из снега?

Цветы, которые первыми вырастают из-под снега?

Сложи слова: снег + падает =

Снег + кататься =

Снег + ходить =

 

(Снегурочка, снеговик, снежок, снегирь, снежинка, подснежник, снегопад, снегокат, снегоход…)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много слов придумали. Но нам пора идти дальше.

После выполнения этого задания  дети продолжают движение по тропинке и находят еще одну снежинку с заданием. 

                                         

Задание №4.

«Дети отгадайте загадки. Если правильно отгадаете все загадки, сможете дальше путешествовать по волшебному зимнему лесу»

Воспитатель загадывает детям загадки.        

                                 

  1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

«Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год».              

(Декабрь)

 

  1. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет.

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

На морозе стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?               

(Январь)

 

  1. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?             

(Февраль)

 

  1. Запорошила дорожки,

           Разукрасила окошки,

           Радость детям подарила

           И на санках прокатила.                   

           (Зима)

 

Дети отгадывают загадки и продолжают путешествие пока не находят очередную снежинку с заданием.

 

Задание №5.

Игра «Кто больше?» 

Воспитатель: Ребята! А в этой игре нужно подбирать словаопределения. И нам опять поможет волшебный снежок.

- Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая?

(Волшебная, сказочная, снежная, морозная, холодная, красивая…)

-Какой лес зимой?

(Спящий, дремучий, сказочный, волшебный, глухой…)

-Какой снег зимой?

(Белый, пушистый, холодный, легкий, чистый, мокрый, блестящий, скрипучий, липкий…)

-Какие снежинки?

(Легкие, нежные, холодные, белые, пушистые, разные…)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Много слов-определений подобрали.

 

Воспитатель: Дети! Смотрите, как много мы  снежинок набрали. Предлагаю их сосчитать?

Проводится игра «Посчитай».

(Согласование числительного и существительного)

 

Дети считают: Одна снежинка

                             Две … снежинки

                            Три … снежинки

                            Четыре … снежинки

                            Пять … снежинок

 

Воспитатель: Ребята! А кто из вас знает стихи о снежинках? Прочитайте.

Дети читают стихи.

 

                                                          «Снежинки»

 

                                            Ёжик смотрит на снежинки.
                                             «Это, — думает, — ежинки…
                                                        Белые, колючие
                                                И к тому ж — летучие».

 

                                                   Паучок на паутинке
                                          Тоже смотрит на снежинки:
                                                   «Ишь какие смелые
                                                     Эти мухи белые!»

 

                                         Заяц смотрит на снежинки:
                                            «Это заячьи пушинки…
                                          Видно, заяц — весь в пуху —
                                              Чешет шубу наверху».

 

                                      Мальчик смотрит на снежинки:
                                    «Это, может быть, смешинки?..»
                                              Не поймёт он, почему
                                                  Очень весело ему.

                                                                                        (А. Усачёв)

 

Воспитатель: Ребята! Наша тропинка закончилась. Интересно, куда она нас привела? Смотрите, а что это там лежит под елкой? Какие-то снежные комочки. Предлагаю  их достать. Похоже это не простые  комки, а наш Снеговик. Может он очень торопился, зацепился за кочку и раскатился в разные стороны. Надо ему помочь, соединим комочки.

(Дети собирают Снеговика из частей).

Воспитатель: Какой красивый и веселый Снеговик у нас получился! Скажите, ребята, а какой зимний месяц сейчас идет?

(Ответы детей: последний месяц зимы – февраль, зима вот-вот уже закончится и наступит весна).

 

Воспитатель: (читает стихотворение И.Токмаковой «Снеговик»)

 

                                         Снеговик на весну обижается.

                                    Снеговик от тепла простужается.

                                             У него, если нету мороза.

                                                                Капельки капают с носа.  

 

 

Воспитатель: Ребята! Мне так жалко снеговика. Мы с вами его только что нашли, собрали (слепили), а он от тепла может растаять. Снеговику надо помочь. Предлагаю смастерить снежинки техникой оригами в подарок для Снеговика. С нашими снежинками он долго не растает.

Воспитатель: Перед тем, как вы приступите к работе,  мы с вами выполним пальчиковую гимнастику и разомнем наши руки и пальцы.

                                                 «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку       (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная

ловлю.                                               с указательного, по ладони правой руки).

Я зиму, и снег,                              (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная

и снежинки люблю.                      с указательного, по ладони левой руки).

Но где же снежинки?                     (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать)

В ладошке вода.                          

Куда же исчезли снежинки?          (На первый вопрос -  сжать кулаки, на второй -

Куда?                                                            разжать).

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...           (Мелкие потряхивания

Как видно, ладошки мои горячи.               расслабленными ладонями).

 

Проводится пальчиковая гимнастика «Снежинки», затем дети садятся за столы и складывают снежинки техникой оригами: ОБФ «Конфетка». Готовые снежинки дарят Снеговику. Прощаются с ним.

 

Воспитатель: Ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад.  Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

«Влево, вправо повернитесь в детский сад вы возвратитесь!»

Воспитатель: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Понравилось вам путешествовать по волшебному зимнему лесу? А чем особенно запомнилось  это путешествие?                                                                                                       (Ответы детей: искали и спасали Снеговика)

Воспитатель: Чтобы найти Снеговика вам пришлось выполнить несколько очень сложных заданий. Какие это были задания?                                                   (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы со всеми заданиями справились и  помогли Снеговику.

(Наше занятие закончено)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimnyaya_skazka._manetkina_i.v.2019g.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие» по теме: «Зимнее путешествие»

Цель. Развитие коммуникативных способностей детей. Задачи.Образовательные: Ø Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;Ø Формировать навыки словообразования;Ø Учить составлять ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «По сказкам К.И.Чуковского» с детьми 4-5 лет

Цель: Воспитывать культуру речевого общения и интерес к художественной литературе.  Задачи:Образовательные:• В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чук...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Зимняя прогулка в лес»

Тема: «Зимняя прогулка в лес».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Зимняя сказка» (с детьми 5-6 лет)

Программное содержание.Цель: Развитие связной речи детей.Задачи:Обучающие задачи: Совершенствовать умение согласовывать слова: существительные с числительными, прилагательные с существительными. Упраж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему "Зимние забавы"

активизировать и обогащать словарный запас существительными зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, образовывать от существительного прилагательные, отвечать на вопросы по содержанию карти...