Комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Упражнения для развития мелкой моторики дошкольников по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики.48.18 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников по лексическим темам

По теме «Лето»

«Цветок» №1

Наши алые цветки распускают лепестки, (Сложить вместе ладони

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.( и раскрыть их.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (Сложить вместе ладони

Головой качают, тихо засыпают. (и покачать ими.)

«За ягодами» №2

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики обеих рук «здороваются», начиная сбольших.

В лес идем мы погулять.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

За черникой,

Загибают пальчики, начиная с большого.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику  мы найдем.

И братишке отнесем.

По теме  «Веселые пальчики»

«Встали пальчики» №3

«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать,( Загнуть большой палец.)
Этот пальчик – прыг в кровать,(Загнуть указательный палец.)
Этот пальчик чуть вздремнул,(Загнуть средний палец.)
Этот пальчик уж заснул,(Загнуть безымянный палец.)
Этот крепко-крепко спит.(Загнуть мизинец.)
Встали пальчики – «Ура!» (Разжать кулачок,                                                                                                В детский сад идти пора! (широко расставив пальцы в стороны.)

«Мы считаем» №4Можно пальчики считать:                                                                                              Раз-два-три-четыре-пять. (Поочередно разгибать пальцы правой,                                                                                             На другой руке – опять:    (затем, левой  руки.)                                                                                              Раз-два-три-четыре-пять.                                                                                            

По теме  «Город. Страна»                                                                                      «Город» №5
Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу)
Площади, музеи, парков тишина, (Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, (Разводить пальцы в стороны и соединять.)
Быстрое движенье (Круговые движения руками, согнутыми в локтях.)
Прохожих и машин (Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

«Приветствие» №6

Здравствуй, Солнце золотое! (Пальцами правой руки по 
Здравствуй, небо голубое! (очереди «здороваться» с 
Здравствуй, вольный ветерок! (пальцами левой руки, 
Здравствуй, маленький дубок! (похлопывая друг друга кончиками.)
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!

По теме  «Игрушка»                                                                                      «Игрушки» №7Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Матрешка» №8УМатрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.)
По деревне небылиц (Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.)
Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, (пальцы на руках, начиная с больших.)
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. (удары кулачками.)

По теме  «Осень»                                                                                      

«Осень» №9

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки, (Спокойно укладывают ладони на стол.)     Ветер бросил на тропинку.

«Осенние листья» №10

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

По теме  «Овощи»«Капуста» № 11       Мы капустку рубим — рубим, 
Мы капустку солим — солим, 
Мы капустку трем — трем, 
Мы капусткужмем — жмем. (Имитация движений.)

«У Лариски – две редиски» №12
у Лариски – две редиски. (По очереди разгибать пальчики.)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
Ох! (Хлопок.)

По теме  «Фрукты»«Компот» №13Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (Опять «варят» и «мешают».)

«В сад за сливами» №14                                                                                         Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,                                     Указательный с порога указал ему дорогу.                                                       Средний палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки.                        Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик                                                 В землю косточки бросает. (Поочередно загибать пальцы правой, а затем левой руки.)

По теме  «Домашние и дикие животные»                                             «Солнышко» №15                                                                                                  «Солнышко-вёдрышко» 
- Солнышко-вёдрышко! - (Развести руки в стороны и раздвинуть пальцы.) 
Взойди поскорей, - (Поднять руки вверх.) 
Освети, обогрей - (Сделать «фонарики» перед собой.) 
Телят да ягнят, - (Показать « рожки» на голове) 
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).

«Петушок»№16
- Петушок, петушок, - (Соединить на руке указательный и большой палец.) 
Золотой гребешок, - (Сделать «замок» из пальцев.) 
Масляна головушка, – (Погладить рукой по голове.) 
Шелкова бородушка, - (Погладить рукой по подбородку.) 
Что ты рано встаешь, 
Что ты звонко поешь, 
Деткам спать не даешь? – (Закрыть глаза и сложить ладони под щеку.) 

«Коза» № 17        Идет коза рогатая,  (Показать « рожки» указательным пальцем и мизинцем.)                                                                                                     Идет коза бодатая,                                                                                                     К ней другая бежит  (Показать « рожки» пальцами другой руки.)                                                                                     Колокольчиком звенит.


«Лошадь» №18По дороге белой, гладкой                                                                                             Скачут пальцы, как лошадки.   Чок – чок – чок, чок – чок – чок,                                                                               Скачет резвый табунок. (Имитация движений лошадки, пальцами.)

«Зайчик» № 19

Скачет зайка косой, (Показать «ушки» указательным и средним пальцами.)                                                                                                          Под высокой сосной,                                                                                                      Под другою сосной,                                                                                                      Скачет зайка второй. (Показать « ушки» пальцами другой руки.)                                                                                    

«Белка на тележке»№ 20

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками                               друг о друга попеременно.)                                                                                           Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)

Кому на зубок,

Кому в лапочку.

По теме «Одежда, обувь, головные уборы»
«Варежка» № 21
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (Сжать пальцы в кулачок.)
Маша варежку сняла: (Все пальцы разжать, кроме большого.)
«Поглядите – ка, нашла! (Разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

 «Шапочки» № 22В шапочках желтых мы стали цыплята, (Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.)
В шапочках белых мы стали зайчата, (Показывает заячьи ушки.)
В шапочках красных мы стали грибочки, (Соединяет руки над головой.)
В шапочках черных – черника на кочках, (Присаживается на корточки.)
В шапочках синих дождинками стали (Встает, ставит руки на пояс.)
И по дорожкам легко поскакали. (Прыгает вперед на двух ногах.)

«Обувь» № 23
Как у нашей кошки (Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
На ногах сапожки. (на обеих руках на каждое название обуви.)                       Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. (Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.)
Новые кроссовки.

«Обувь» № 24

Раз, два, три, четыре, пять 
Будем обувь считать:
Раз – туфли, (Ребенок загибает пальцы на руке.)
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

«Обувь» № 25

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас. (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки, 
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

«Ботинки» № 26
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём. (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)

По теме  «Новый год»                                                                                        «Елочка» № 27Перед нами ёлочка: (Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».)
Шишечки, иголочки, (Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.)
Шарики, фонарики, (Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.)
Зайчики и свечки, (Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами)
Звёзды, человечки. (Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.)

«Дед Мороз» № 28Этот пальчик - Дед Мороз.(Руки сжимают в кулачки, выставив вверх большие пальцы.)   У него есть красный нос.(поочередно отгибают из кулачков                       указательные пальцы,)Есть седая борода. (средние пальцы.)Очень ждем его всегда!(Делают ладонями движения, подзывая к себе Д.М.)   Со снегуркой он придет (Ходят друг за другом по кругу.)                                         И подарки принесет.(Хлопают в ладоши.)

По теме  «Зима»  

«Пришла зима» № 29

Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга.)

Принесла мороз. (Пальцами массажируем плечи, предплечья.)

Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга.)

Замерзает нос. (Ладошкой массажируем кончик носа.)

Снег, (Плавные движения ладонями.)

Сугробы, (Кулаки стучат по коленям попеременно.)

Гололед. (Ладони шоркают по коленям разнонаправлено.)

Все на улицу - вперед! (Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем).

Зимний месяц называй! (Ладони стучат по коленям.)

Декабрь, Январь, Февраль (Кулак, ребро, ладонь.)

«Зима» № 30Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

«Снежок» № 31

Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук.) 
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны.) 
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши.) 
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок».) 
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики.) 
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". 
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.) 
Раз — подбросим, "Подбрасывают". 
Два — поймаем, "Ловят". 
Три — уроним "Роняют". 
И... сломаем. “Топают”. 

«Снеговик» № 32
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя.)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг.)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх.)
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу.)
Но солнце припечёт слегка - (Дети поднимают руки вверх.)
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками.)

По теме  «Зимующие птицы»«Прилетайте, птички!» № 33Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки.  Хлебушка немножко. 
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(«Зовущие» движения пальцев 4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны».)

«Кормушка» № 34
Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. 
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

По теме  «Транспорт»                                                                                   «Транспорт» № 35                                                                                                      Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки.)
Они очень редко заходят сюда.

«Самолет» № 36Летит самолет высоко-высоко. (Правая рука изображает самолет: большой               Ему на посадку зайти нелегко! (палец и мизинец оттопырены – это крылья.)  Летчик за кругом делает круг…                                                                                       Ему самолет и товарищ и друг!

По теме  «Профессии»«Профессии» № 37

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

«Иголка» № 38Вышивает, шьет иголка, (В правой руке воображаемая иголка.)
Пальцу больно, («Шьет» и задевает указательный.) 
Пальцу колко. (Пальчик на левой руке.)
А наперсток (Надевают наперсток.)
В тот же миг («Шьют».)
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке: (Грозят пальчиком.)
- Шей, а колоться ты не смей!
                        По теме «Здоровье»                                                                                              «Обнимаем пальчики» № 39

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони.)
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит. (Трясем кистями.)
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них.)
К себе ладошки мы прижмем, (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью.)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать,
пальцы двух рук быстро легко стучат.)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке.)

«Дружба» № 40

Дружат в нашей группе (Пальцы рук соединяют.)
Девочки и мальчики. (В замок (несколько раз.) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать. (соединяют друг с другом.)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями.) 

                        По теме  «День защитника Отечества»«Танки» № 41Вышли танки на парад, («Шагают пальчиками по столу.)                                         Стали строем ровно в ряд. (Ладони прижаты друг к другу.)                                          Раз, два, три, четыре, пять - (Соединяют попарно пальцы  правой                                Очень просто их считать. (и левой рук.)

«Бойцы-молодцы» № 42    Пальцы эти - все бойцы,(Показать раскрытые ладони.)                                                 Удалые молодцы. (Сжать пальцы в кулаки                                                        Два - больших и крепких малых  (и поочередно разжимать пальцы на                        И солдат в бою удалых  ( обеих руках одновременно, начиная с больших.)    Два - гвардейца-храбреца,    Два - сметливых молодца.Два - героя безымянных,Два мизинца- коротышки -                                                                                       Очень славные мальчишки!

По теме  «Мамин день»«Мамочка» № 43
Мамочка, мамочка (Поочерёдно загибаем пальчики 
Любимая моя, (правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, (затем то же на левой руке.)
Как я люблю тебя. (Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.)

«Маме помогаем» № 44
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. (Движения по тексту.)
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». 

По теме «Семья»«Моя семья» № 45
Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья:(и в соответствии с текстом
Это – мама, (в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, (сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, (средний и большой.)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.                                                                                  

«Большая семья» № 46

Как у нас семья 
Большая  да веселая, (Топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно.)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы.)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы.)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы.)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы.)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы.)

По теме «Весна»

«Иди весна» № 47

Иди, весна, иди, красна, («Шагают» пальчиками обеих рук по столу.)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край. (Загибают по одному пальчику с мизинца.)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.)

«Весна» № 48
Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.)
Снег растаял, ручейки звенят. (Соединять пальцы левой руки с большим.)
И подснежник первый распускается, (Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.)
С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».) 


«Сосульки» № 49

Шаловливые сосульки  (Собрать пальчики вместе «щепоткой».) 
Сели на карниз. (Положить руки на колени.)
Шаловливые сосульки (Покрутить кистями рук.) 
Посмотрели вниз. (Опустить голову вниз.) 
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами. 
Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.) 
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь. 

По теме  «Мебель, посуда»                                                                               «Мебель» № 50                                                                                                              «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,  (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Много мебели в квартире  (Сжимают и разжимают кулачки.)
В шкаф повесим мы рубашку, 
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, 
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом, (Загибают пальчики на каждое название мебели.)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире. (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

«Стул» № 51                                                     Ножки, сиденье и спинка (Одна ладонь прямая, другая сжата в кулак                           Стульчик для куклы Иринки. (и присоединена к ладони.)

«Посуда» № 52
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга.)

По теме  «Продукты питания»«Пирожки» № 53Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.  (Гладят ладонь другой ладонью.)
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой. (Загибают пальчики.)

«Повар» № 54
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы.)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы.)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)
И очень доволен он. (Разводят руками.)

По теме  «Космос»                                                                                                          «Космос» №55Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук.)
Большую желтую луну. 
«Комета» № 56
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) 
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост».) 
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) 
«Красота нашего города, страны».

По теме  «Дом»«Дом» № 57На поляне дом стоит, («Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.)
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу.)
В этот домик приглашаем.

«Гномики в домике» № 58

Жили были в домике
Маленькие гномики:  (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибают пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга.)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.(Загибают пальчики, начиная с больших.)

По теме  «Неделя доброты»«Гости» № 59
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок, 
Постучался на порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.


«Доброе утро!» № 60
Доброе утро,здравствуй, Иван!
Доброе утро,здравствуй, Степан!
Доброе утро,здравствуй, Сергей!
Доброе утро,здравствуй, Матвей!
Доброе утро,здравствуй, Никитушка! (Перекрещивают большие пальцы.)
(Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные 
пальцы.
Перекрещивают мизинцы.

«Как живешь?»№ 61

Как живешь?

Вот так! (Показать большие пальцы.)

А плывешь?

Вот так! (Имитация плавания.)

Как бежишь?

Вот так! (Указательный и средний пальцы «бегут».)

В даль глядишь?

Вот так! (Приставить к глазам пальцы «биноклем».)

Ждешь обед?

Вот так! (Подпереть щеку кулачком.)

Машешь вслед?

Вот так! (Помахать руками.)

Утром спишь?

Вот так! (Обе руки – под щеку.)

А шалишь?

Вот так! (Хлопнуть по надутым щекам.)

Как живешь?

Вот так! (Показать большие пальцы.)

По теме  «День Победы»«Капитан» № 62Я плыву на лодке белой (Концы пальцев направить вперед,                               (прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. (друг к другу, слегка приоткрыв.)
Я - отважный капитан, (Проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. (качается на волнах, а затем плавными                  (движениями рук.)
Чайки белые кружатся, сами волны, (потом по тексту стиха
Тоже ветра не боятся. (показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик (ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. (пальцами, сжатыми вместе.)
И, объездив чудо-страны, (Выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, (прижатыми друг к другу изобразить рыбок.)
Путешественник-герой, (Плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. (как рыбы плывут в воде.)

«Аты-баты» №63
Аты - баты, аты - баты!
(Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.) 
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.

По теме «Школа»

«Школа» № 64

В школу осенью пойду.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

«Детский сад» № 65
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый старший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

По теме  «Насекомые»«Пчела»  № 66Прилетела к нам вчера (Машут ладошками
Полосатая пчела.(на каждое название насекомого)
А за нею шмель-шмелек(загибают пальчик.) 
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков.)
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

«Осы» № 67

Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.)

«Паучек» № 68
Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка – 
Крепко держит мотылька. (Образовать пальцами рамку.Затем соединить пальцы обеих рук в замок.)
(Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

консультация для родителей. игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук дома. Легкие упражнения, подручные материалы заинтересуют ребенка и принесут не мало пользы ребенку....

картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики.

Рука постепенно развивается от хватательных и ощупывательных  движений до сложного навыка письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, недостаточное развит...

Комплексы игровых упражнений для развития тонкой моторики рук с опорой на лексические темы для детей младшего и среднего возраста с задержкой психического и речевого развития.

Подобранный материал апробирован как элемент совместной образовательной деятельности с детьми 4 и 5 года жизни, имеющими задержки развития различного генеза. Упражнения очень просты, их выполняют отде...

Комплексы простых упражнений для развития мелкой моторики

Картотека содержит в себе комплекс упражнений с речитативом, пальчиковые игры и подборку предметной деятельности для развития мелкой моторики пальцев рук. Подходит для детей младшего дошкольного возра...

Комплекс игровых упражнений на развитие мелкой моторики рук с использованием мячей Су-Джок для детей 2-3 лет

Комплекс игровых упражнений на развитие мелкой моторики рук с использованием мячей Су-Джок для детей 2-3 лет...