Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»
тренажёр по развитию речи (старшая группа)

Уфимцева Лилиана Юрьевна

Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_tehnolgii.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида №51»

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

                                                              Составила: Уфимцева Лилиана Юрьевна,

                                               Воспитатель первой квалификационной категории                                                    

                                                Хотьково,  2020

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ - технологии»

Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)

                                      Теоретическая часть

С помощью технологии ТРИЗ дети учатся грамотно задавать вопросы. Формулировка вопросов – обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Вопросы обогащают речь ребенка. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или объекте.

Формирование у маленького ребенка умения задавать разные типы вопросов можно начинать с 2,5 лет (ясли).

Для работы над вопросами необходимо изготовить дидактическое пособие «Ромашка вопросов» (драгоценных камней в сундучке, воздушных шариков, солнышко и т. д.)

У меня в группе в виде солнышка, а по мере ознакомления с вопросами добавляем схемы вопросов в виде лучиков.

Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми.

Далее необходимо изготовить схему составления вопроса – вопросную карточку «Задаем вопросы»:

Она обязательно должна состоять из 3 карманов - слов и содержать вопросное слово, объект, имя признака.

Вопросы моим детям приносит сказочный персонаж - дядюшка Вопрос. У меня он в образе гномика.

Различают 7 типов вопросов.

Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми. =В нашем детском саду они в такой форме:

Восполняющий с 2,5 лет - Какой? Какие? Когда? Сколько?

С помощью этих вопросов можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т. д.).

С 2 до3 лет детей в течение месяца знакомят с вопросной карточкой, знакомят с карточкой вопросного слова, именем признака заполняют ее. И только потом переходят к чтению вопросов. Технологическая карта освоения способов постановки вопросов содержит 7 этапов. Дети осваивают 1-3 этап вплоть до чтения получившегося вопроса.

Например: «Какой мяч по размеру?»

«Когда появилась туча на небе?», «Какие бывают тучи по влажности?»

(Воспитатель на примере Мороженое, слоник разбирает на вопросной карточке как можно составить с детьми вопросы) Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»

Описательный с 3 до 4 лет - Что? Где? Как? Кто?

Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.

Например: «Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?» Воспитатель при этом меняет местами вопросное слово, объект, имя признака.

С 3 до 4 лет (2 млд. гр) дети осваивают по технологическим картам с 1 по 5 этап. Дети самостоятельно выкладывают карточки, меняют местами вопрос, объект, имя признака.

С 4 лет (конец 2 млд. гр. Март - по технологическим картам Т. А. Сидорчук) вводится почемучкин (каузальный) - «Почему? Отчего?»

и оценочный вопрос.

«Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей. Оценочный тип вопроса ведет к развитию основ диалектического мышления.Например: «Почему туча темного цвета?»Например: «Что хорошего (плохого) что туча светлая?

Дети осваивают технологические карты с 1 по 5 этапы. Вплоть до чтения вопросов по – разному: меняя местами вопросное слово, имя признака, объект. А в самостоятельной деятельности выкладывают вопросную карточку и читают получившийся вопрос.

Например: «Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?» «Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, (что плохого) в форме цветка?»

С 4 до 5 лет (ср гр) вводится воображаемый вопрос

Что было бы если? Что случилось бы?

Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы. г.Например: «Что было бы, если не было бы, туч?»

Например: «Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?» - выбираем лучший вопрос. «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».

И уточняющий

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»

Например: «Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?». По технологическим картам осваивают его дети до 5 этапа.

В старшем возрасте вводится субъективный тип вопроса.

Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

Эти вопросы спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признаков» ставить не только имена признаков с универсального пособия, но и свойства характера или поступки литературных героев.

Например: «Что я думаю про поведение Колобка?» или «Что я думаю про настроение Жени из сказки «Цветик – Семицветик?»

Например: Что вы думаете о надвигающейся туче?

«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?», «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».

                                       Практическая часть

(игры для воспитателей и детей)

1. Работа по карточкам «Задаем вопросы»

Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»

«Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?»

«Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?»

«Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, что плохого в форме цветка?»

«Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?», «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».

«Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?».

«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?». «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».

2. «Лото вопросов» - формировать умения задавать различные типы вопросов.

3. «Интервью к сказочному герою»

Возьмите на себя роль героя из знакомого литературного произведения или мультфильма. Предложите ребенку доставать из коробочки «Подарков дядюшки Вопроса» схемы вопросных слов и поочередно задавать вопросы к вашему образу.

Например: вы превратились в Снегурочку из русской народной сказки «Снегурочка». Ребенок достал схему оценочного вопроса и спрашивает: «Что хорошего и что плохого в том, что ты, Снегурочка, пошла с девочками в лес?».

Рекомендуем Вам отвечать с точки зрения жизненного опыта, выходя за рамки литературного произведения. Такой подход формирует у ребенка самостоятельность в оценке поступков литературных героев.

Приводим пример интервью ребенка шести с половиной лет к взрослому, который взял на себя роль Колобка:

- восполняющий: «Колобок, какая у тебя главная черта характера?»

Ответ: «Я беззаботный и не думаю о последствиях своих поступков».

- описательный: «Колобок, что ты успел понять?».

Ответ: «Я понял, что нельзя только хвастаться и выполнять

просьбы не подумав, но было уже поздно».

- каузальный: «Почему ты ушел от Бабушки и Дедушки?».

Ответ: «Я хотел побегать и спеть песенку».

- оценочный: «Что хорошего, что плохого в том, что ты съедобный?».

Ответ: «Хорошо, потому, что это мой главный признак, я для этого создан, но плохо, потому, что у меня короткая жизнь».

- воображаемый: «Что было бы, если ты не спрыгнул из окна и остался дома?».

Ответ: «Была бы другая история про меня».

- уточняющий: «Правда ли, что ты был любознательным?»

Ответ: «Нет, я не интересовался ни чем, и ни у кого ничего не спрашивал. Поэтому я не любознательный».

- субъективный: «Колобок, что ты думаешь о себе?».

Ответ: «Я думаю, что мне не хватило опыта разобраться в хитрости Лисы».

По мере того, как ребенок научился брать интервью у сказочного героя, он может сам превратиться в кого-нибудь из знакомого мультфильма или сказки. В этом случае взрослый формулирует вопросы к ребенку.

4. «Играем в корреспондентов».

Предложить вашему ребенку задать 3-5 вопросов на любую тему к вам, к другим членам семьи, к любимым игрушкам и просто объектам или процессам. В этом случае ребенок берет на себя роль корреспондента. Например:  • интервью к папе о его профессии; • интервью к бабушке на кулинарную тему; • интервью к сестре на тему ее школьных дел; • интервью к сломанной игрушечной машине; • интервью к радуге после дождя и т. д.  Для того, чтобы ребенку было интересно брать интервью, можно использовать игрушечный микрофон, схемы для записи ответов, реальную аудио и видео съемку. В рабочей тетради сделать схемы интервью.

5. «Карусель вопросов»Дети идут по кругу со словами:: Мы по кругу идем и вопросы задаем. Воспитатель показывает вопросную карточку, а дети задают вопросы.

                                     Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».

Задачи: 1. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. 2. Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности. 3. Развивать навык целе...

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Технология ТРИЗ:методический комплекс по освоению детьми способов познания

Одной из важных задачь, стоящих перед педагогами ДОО, является формирование у дошкольников интелектуально - творческой и позновательной деятельности, нестандартного мышления. Одним из эффективных сред...

Сообщение на тему"Освоение детьми способов формулировки вопросов»

Собщние на тему "Освоение детьми способов формулировки вопросов" использование технологии ТРИЗ...

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...