Тренинг с педагогами на тему: «Технология освоения детьми способов составления сравнений»
консультация

Султанахмедова Дилара Равиловна

Цель метода:способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. БЕЛОЯРСКИЙ»

Тренинг с педагогами на тему:
«Технология освоения детьми способов составления сравнений»

Составитель: Султанахмедова Д.Р.

2024

Метод освоения детьми способов составления сравнений.

Слайд 1.

Развитие выразительности речи детей – одна из трудно решаемых задач дошкольного образования. Дети достаточно легко учатся активно использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные нечасто используются детьми. Вместе с этим именно с помощью правильно подобранных прилагательных значительно точнее можно передать представления, впечатления, глубже воспринимается и отражается окружающий мир.Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Дети с интересом включаются в игровую деятельность по созданию образных характеристик различных объектов, достаточно легко усваивают предлагаемые алгоритмы. Упражнения проводятся с подгруппами детей не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Слайд 2.

Цель метода:способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

Слайд 3.

Наглядность:сделать пособие «Учимся сравнивать», набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнивать по какому – либо признаку.

Модель составления сравнений:

  1. Воспитатель называет какой – либо первый объект (Цыпленок).
  2. Обозначает его признак (цвет)
  3. Определяет значение этого признака (желтый)
  4. Сравнивает данное значение признака со значением признака во втором объекте,цыпленок такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

Обучение детей умению сравнивать объекты в каждом возрастном периоде имеет свои требования и методические рекомендации.

Слайд 4.

Младший возраст.(полуактивный этап, ведущая роль в составлении сравнений принадлежит воспитателю)

Задачи: Учить детей:

  • Выделять признаки у объектов и сравнивать их с признаками других объектов
  • Понимать сравнение, произнесенное педагогом
  • Упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков.

Ввести в активную речь словесный оборот «ТАКОЙ ЖЕ.. (по признакам цвета, формы и т.д), КАК…..»

  • Повторять за педагогом сравнения.
  • Составлять сравнения по двум – трем значениям признака.

На первом этапе обучения детей умению сравнивать объекты по признакам,работа ведется строго по модели. В течение определенного периода (в зависимости от усвоения метода сравнений детьми) воспитатель подбирает определенные объекты, сам составляет сравнения, используя модель, дети повторяют их). Только, когда воспитатель видит результат (дети помогают ему сравнивать объекты по признакам), он предлагает детям самостоятельно сравнивать объекты.

Слайд 5 – 6 .

Пример: «Мячик по форме круглый, такой же как по форме круглое яблоко», или «Снег по температуре холодный, такой же как по температуре холоднаясосулька».

На первый взгляд кажется, что фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, громоздкая и несколько нелепая, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это более общее, чем значение данного признака.

Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка, апельсин, арбуз и т.д).

А). Игра с Блоками Дьенеша.

На сравнение объектов по цвету и форме.

Б). Игра: «На что похоже».

Правила игры: Ведущий называет объект, а дети называют похожие на него.

Примечание: можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Пример: Воспитатель – «На что похоже яблоко?» Дети - на круг. Воспитатель – найдите похожие на яблоко объекты в нашей группе. По цвету и т.д.

Пример: Воспитатель – «На что похожа колючка ежика?». Дети – «На иголки, на булавки, на гвозди и т.д.»

Вывод: когда дети научились сравнивать можно и во время прогулке искать сравнения, в окружающем мире.

Слайд 7 – 8.

Средний возраст. Модель остается такая же. Тренинги усложняются.

Задачи: Продолжать учить детей:

  • Выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап)
  • Понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении по признакам, значениям признаков
  • Оценивать сравнения и выбирать лучшие.
  • Составлять сравнения по двум- трём признакам. В составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (пример:«Одуванчики желтые, как цыплята»)
  • В сравнениях обогащается характеристика, даваемая второму объекту (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
  • Признак задается воспитателем.

9 слайд.

А). Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: Стул, гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, конфета, карандаш и т.д. на каждого ребенка – один рисунок.

Ввод в игру:напоминание сказки «Теремок» и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

1-й вариант. Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный – шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например - яблоко). А ты кто?

- А я (называет себя, например - конфета). Пустишь меня в теремок?

- если скажешь, чем ты на меня похож то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, яблоко и конфета по признаку цвет красные. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

2-й вариант.То же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется – вошедший гость становится хозяином, а бывший уходит. И так, пока все играющие примут участие.

3-й вариант.Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждый из теремков.

Слайд 10.

Ход игры.

Ведущий: Лошадь перевозит грузы, кто еще из животных может перевозить груз?

Дети: перевозят груз слоны, может собака на Севере, олень, верблюд.

Ведущий: заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: умеют скакать кенгуру, белка, лошадь.

Вывод: в младшей и средней группе воспитатели подготавливают иллюстрированный материал (объекты), так как детям еще трудно самостоятельно выложить цепочку сравнений, подбирая объекты.

Слайд 11.

Старший возраст. Задачи обучения:

  • Детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
  • Дети самостоятельно подбирают сравнения по заданному воспитателем признаку.
  • Педагог указывает на объект и просит детей подобрать сравнения с другими объектами по одному из признаков (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает значения заданного признака.
  • Понимать сравнения, встречающиеся в художественной литературе и употребляемые педагогом.

Слайд 12.

А). Игра «Зонтик»

Объект сравнения зонт, он сравнивается по разным признакам с другими объектами.

Вывод: в старшей группе для сравнения дети сами ходят по группе, и сами ищут по заданному признаку объекты для сравнения, воспитатель может разместить объекты в группе. Детям дается больше самостоятельности. Когда дети хорошо сравнивают, то можно использовать слова или «ТАКОЙ ЖЕ, или КАК».

Слайд 13.

Подготовительная группа. Задачи обучения:

#1057; детьми 6 - 7 леторганизуется работа по оценке уровня содержания сравнений, созданных дошкольниками.

Целесообразно формировать у детей чувствительность к образному слову. При обсуждении степени удачности содержания сравнения, #1074;водятся понятия "завышение" (сравнение имеет большую степень поэтичности и несколько приукрашивает сам объект) и " занижение" (обесценивание свойств объекта)

Пример: «Дерево по цвету золотистое, как новенькие монетки» (взят признак цвета, а его значение - золотистое - сравнивается с новенькими монетками). Сравнение построено на приукрашивании объекта (завышение).

«Дерево корявое, такое же, как руки Бабы Яги» (взят признак формы в значении корявый и сравнивается с внешним видом отрицательного героя). Сравнение построено на обесценивании красоты формы (занижение).

3. Так же дети сравнивая один и тот же объект, несколько раз могут менять признак.

Слайд 14 – 15.

Вывод: Технология обучения детей составлению сравнений развивает иобогащает их речь, развивает наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Слайд 16.

Слайд 17.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Освоение детьми способов составления загадок"

laquo;Освоение детьми способов составления загадок»...

Технология ТРИЗ:методический комплекс по освоению детьми способов познания

Одной из важных задачь, стоящих перед педагогами ДОО, является формирование у дошкольников интелектуально - творческой и позновательной деятельности, нестандартного мышления. Одним из эффективных сред...

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)...

Сообщение на тему"Освоение детьми способов формулировки вопросов»

Собщние на тему "Освоение детьми способов формулировки вопросов" использование технологии ТРИЗ...

Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет способов составления рифмованных текстов".

Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет  способов составления рифмованных текстов"....

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Технология "Сторителлинг" как способ развития речи у детей дошкольного возраста."

Актуальность: Проблема развития речи является одной из наиболее острых проблем современного образования. Конечно, каждый из нас применяет самые разные методы и формы для развития связной речи, формиро...