Мастер-класс для педагогов "Освоение детьми способов составления загадок"
материал
«Освоение детьми способов составления загадок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Мастер - класс
«Освоение детьми способов составления загадок»
Разработала:
Воспитатель Ночевная С.С.
Цель мастер-класса: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.
Задачи:
- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;
- показать на конкретных примерах способы составления загадок в работе по речевому развитию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.
В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в своей работе с детьми по речевому развитию.
Общая характеристика загадки
В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.
- Давайте немного вспомним, что такое загадка?
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Загадки:
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.
А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.
Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.
- Но для начала необходимо научить детей сравнивать предметы « На что похоже?» Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».
- Предложить детям табличку «Царица загадок». Выбрать объект для составления загадки о нём.
- На таблицу поместить какое- либо имя признака, находить значение этого признака у объекта и сравнивать со значением этого признака у другого объекта, например СОЛНЦЕ.
Какое (Какая, какой) | Что такое же |
Первая модель:
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
Солнце
- Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
Имя признака | Какое? | Что такое же |
яркое | ||
круглое | ||
жаркое |
- Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»
Имя признака | Какой, какое | Что такое же |
Яркое Круглое Жаркое | Лампа Колесо огонь |
Внести соединительные слова «как», «но не»
- Прочитать получившуюся загадку:
Загадка:
Яркое, но не лампа?
Круглое, но не колесо?
Жаркое, но не огонь?
Что это?
Вторая модель
1. Составление опорной таблицы вида:
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
КОМАР
2. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Летает Пищит Кусается |
3. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Летает Пищит Кусается | Самолёт Мышка Собака |
4. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.
Загадка: Что такое?
Летает, а не самолёт?
Пищит, а не мышь?
Кусается, а не собака?
Третья модель
1. Составление опорной таблицы вида:
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок) Например:
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
2. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила Трава |
3. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила Трава | Нельзя лазить Не пилит Не растёт |
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растёт.
Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.
Слова: яблоко, кошка, автомобиль.
Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.
Таким образом, загадка - настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
- Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-71032-1562759273.jpg)
Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"
В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-649111-1521650947.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»
Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/03/picture-687664-1609673882.jpg)
мастер класс для педагогов на тему:"Методика составления загадок по технологии ТРИЗ"
Время проведения: 23 января 2019годЦель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как ср...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-426766-1424375606.jpg)
Освоение детьми 6 лет способов составления загадок
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения модел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341126-1384178715.jpg)
Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)
Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-661538-1524845900.jpg)
Мастер класс для родителей с детьми. Составление рассказа о игрушке "Принесли мы вам подарки"
Составление рассказа о игрушке в средней группе...