Освоение детьми 6 лет способов составления загадок
материал (подготовительная группа)

Столярова Елена Валентиновна

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stolyarova_mdou_no77.doc823 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 Освоение детьми 6 лет способов составления загадок

Энгельс, 2019г.

     Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его жизни; когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное детям.

Поэтому цель работы в данном направлении состоит в следующем: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения основных модели составления загадок

Однако самостоятельное составление загадок – интересная, но довольно непростая задача даже для старших дошкольников,  поскольку загадка, по сути, является описательным рассказом о предмете, который не называется.

В связи с этим была внимательно изучена методика составления загадок разработанная Т.А. Сидорчук, и кроме того, взят на заметку имеющийся опыт других педагогов.

 При этом ставились следующие задачи:

- формирование умений выделять существенные признаки  объектов и сравнивать их с другими;

- формирование обобщенных представлений о построении разных моделей загадок;

- практическое усвоение навыков составления загадок путем тренировочных упражнений.

Настоящий опыт работы накапливался в течение 3 лет. Вся деятельность проводится в подготовительной к школе группе  №8 на базе МДОУ «Детский сад №77» г. Энгельса.  

1 шаг в освоении детьми способов составления загадок – состоит  в упражнении составлений сравнений, т.к. реализация техкарты возможна только после тренингов, на которых дети составляют сравнения.

Тренинги проходили в виде игр и упражнений: «Цепочка»  - помогает выделять разные признаки в объекте.

«Угадай по описанию» упражняет  детей в умении по названным признакам определять объект.

2 шаг – знакомство с таблицей. Модель 1. Какой? Что такое же?

Для работы с таблицей надо выбирается объект для составления загадки о нем.  В левом столбце размещаем какое – либо имя признака, находим значение этого признака у объекта и сравниваем со значением этого признака у другого объекта.

Какой? Что такое же?

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0009.jpg

     

Имя признака

Какой?

Что такое же?

Цвет

серый

Сильный дым

Часть

зубастый

Молодой волк

Действие

грызущий

трудолюбивый бобер

  • Для составления загадки выбран объект (мышонок). Детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам (по цвету, по действиям, по части).

 - Какой мышонок по цвету? – Серый

- Какой мышонок по действию? – грызущий

Какие части есть у мышонка? – зубы. Значит он какой? – Зубастый.

  • Далее детей просят дать сравнения по перечисленным значениям признаков (правая часть таблицы). – Что бывает таким же?

 серый – дым, но не просто, а сильный дым.

Зубастый – волк, но не просто, а молодой волк

Грызущий – бобер, но не просто, а трудолюбивый бобер.

3 шаг

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку построчно, вставляя между правым и левым столбцами соединительные слова «как», «но не».

-Серый, как сильный дым,

Зубастый, но не молодой волк

Грызущий, как трудолюбивый бобер

         В старших группах значение признака в центральной части таблицы целесообразно обозначать словом с четко выделенной первой буквой. В правой части допустимо схематическое изображение объекта (зарисовка). Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

  На 4 шаге

 

Подводим  детей к самостоятельному выбору объектов, для составления загадок. Побуждаем детей объяснять, каким образом делается загадка.

После освоения детьми данной модели  (1)  познакомить детей с особенностями построения сравнений на завышение и занижение свойств объектов (усиление положительных или отрицательных свойств объекта)

5 шаг

В работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок. Первую рассмотрели выше, проанализируем еще две.

 На этом этапе, для облегчения запоминания моделей загадок  ввели карточки-символы в качестве наглядности.  

Модель 2.

Что делает? Что делает так же?

          C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0003.jpg

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется

Что делает?

Что делает так же?

пищит

Новая резиновая игрушка

грызет

Голодная белка

прячется

Играющий мальчик

Протокол составления загадки про мышонка с детьми 6 лет:

 - Что делает мышонок?

- Пищит, грызет, прячется.

-Пищит, как  кто или что?

- Пищит, как новая резиновая игрушка (сравнение на основе завышения свойств)

- Грызет, как голодная белка (сравнение на основе занижения свойств)

- Прячется, как играющий мальчик (сравнение на основе завышения свойств)

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «как» и «но не».

Можно составить загадки на основе только завышенных свойств, только на основе заниженных свойств, или комбинированные.

     Загадка: Пищит, как новая резиновая игрушка.

      Грызет, но не голодная белка.

      Прячется, но не играющий мальчик (мышонок)

Модель 3  

На что похоже? Чем отличается?

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0006.jpg

Особенностью освоения этой модели является следующее: ребенок сравнивает общий вид объекта с общим видом другого объекта, находит общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

На зайчонка

Маленькие уши

На варежку

Есть зубы

На игрушку

живой

Протокол составления загадки о мышонке:

- На что похож мышонок? – На зайчонка.

-А чем отличается от зайчонка? – у мышонка маленькие уши.

-А еще на что похож?        И т.д.

Загадка: Похож на зайчонка, но с маленькими ушами; похож на варежку, но с зубами; как игрушка, но  живой (мышонок).

Самостоятельная работа дошкольника.

1 модель построения загадки.  Какой? Что такое же?

Для составления загадки выбран объект (огурец).

 Далее, ребенок выбирает, с помощью какого (или каких) анализатора (усложнение) он будет составлять загадку. Выбрав, ребенок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает значение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам. Зрительный анализатор: признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).

 Сравнения по цвету – зеленый; по рельефу (поверхности объекта) – пупырчатый; по форме – овал.

Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.

Загадка: зеленый, как трава, пупырчатый, как терка, овальный, но не кабачок.

Шаг 6. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети объясняли, как составлять разные виды загадок.

 

Шаг 7.Самостоятельно, или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого – либо составлять загадки.

       Проведенная работа выявила, что на определенных этапах  (6 и 7 шаги технологической карты)  дети испытывали  затруднения, связанные:

 - С объяснением, как составлять разные виды загадок;

 - с самостоятельным составлением загадок без опоры на таблицу;

  -  с обучением кого-либо составлять загадки.

 Но чем больше эта работа проводилась, тем интереснее загадки придумывали дети и с большим желанием.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники   способны самостоятельно не только придумывать загадки, но и могут объяснить, как составлять разные виды загадок; и обучали своих родителей составлять загадки

 

     Ребенок всегда считает, что он составляет загадку о конкретном объекте. Но в действительности, составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному  признаку, обогащает свою речь.

Именно такой подход ведет к формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок, создаёт устойчивой интерес  к созданию собственного речевого продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок

Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....

Составление загадок с детьми

Загадка, составленая детьми-это настоящее высокое творчество! Предлагаю познакомить детей с различными способами составления загадок....

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: Игра" Угалай-ка". Составление загадок-описаний о фруктах". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии.

Лексическая тема "Фрукты". Конспект написан в игровой форме. Цель: Расширение и уточнение представлений детей о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления....

Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте

Составление загадок о буквах способствует : повышению интереса к изучению букв родного языка;облегчению процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения;повышает эффективность усвоени...

Мастер-класс для педагогов "Освоение детьми способов составления загадок"

laquo;Освоение детьми способов составления загадок»...

Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет способов составления рифмованных текстов".

Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет  способов составления рифмованных текстов"....

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...