Освоение детьми 6 лет способов составления загадок
материал (подготовительная группа)
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 823 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Освоение детьми 6 лет способов составления загадок
Энгельс, 2019г.
Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его жизни; когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное детям.
Поэтому цель работы в данном направлении состоит в следующем: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения основных модели составления загадок
Однако самостоятельное составление загадок – интересная, но довольно непростая задача даже для старших дошкольников, поскольку загадка, по сути, является описательным рассказом о предмете, который не называется.
В связи с этим была внимательно изучена методика составления загадок разработанная Т.А. Сидорчук, и кроме того, взят на заметку имеющийся опыт других педагогов.
При этом ставились следующие задачи:
- формирование умений выделять существенные признаки объектов и сравнивать их с другими;
- формирование обобщенных представлений о построении разных моделей загадок;
- практическое усвоение навыков составления загадок путем тренировочных упражнений.
Настоящий опыт работы накапливался в течение 3 лет. Вся деятельность проводится в подготовительной к школе группе №8 на базе МДОУ «Детский сад №77» г. Энгельса.
1 шаг в освоении детьми способов составления загадок – состоит в упражнении составлений сравнений, т.к. реализация техкарты возможна только после тренингов, на которых дети составляют сравнения.
Тренинги проходили в виде игр и упражнений: «Цепочка» - помогает выделять разные признаки в объекте.
«Угадай по описанию» упражняет детей в умении по названным признакам определять объект.
2 шаг – знакомство с таблицей. Модель 1. Какой? Что такое же?
Для работы с таблицей надо выбирается объект для составления загадки о нем. В левом столбце размещаем какое – либо имя признака, находим значение этого признака у объекта и сравниваем со значением этого признака у другого объекта.
Какой? Что такое же?
Имя признака | Какой? | Что такое же? |
Цвет | серый | Сильный дым |
Часть | зубастый | Молодой волк |
Действие | грызущий | трудолюбивый бобер |
- Для составления загадки выбран объект (мышонок). Детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам (по цвету, по действиям, по части).
- Какой мышонок по цвету? – Серый
- Какой мышонок по действию? – грызущий
Какие части есть у мышонка? – зубы. Значит он какой? – Зубастый.
- Далее детей просят дать сравнения по перечисленным значениям признаков (правая часть таблицы). – Что бывает таким же?
серый – дым, но не просто, а сильный дым.
Зубастый – волк, но не просто, а молодой волк
Грызущий – бобер, но не просто, а трудолюбивый бобер.
3 шаг
После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку построчно, вставляя между правым и левым столбцами соединительные слова «как», «но не».
-Серый, как сильный дым,
Зубастый, но не молодой волк
Грызущий, как трудолюбивый бобер
В старших группах значение признака в центральной части таблицы целесообразно обозначать словом с четко выделенной первой буквой. В правой части допустимо схематическое изображение объекта (зарисовка). Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
На 4 шаге
Подводим детей к самостоятельному выбору объектов, для составления загадок. Побуждаем детей объяснять, каким образом делается загадка.
После освоения детьми данной модели (1) познакомить детей с особенностями построения сравнений на завышение и занижение свойств объектов (усиление положительных или отрицательных свойств объекта)
5 шаг
В работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок. Первую рассмотрели выше, проанализируем еще две.
На этом этапе, для облегчения запоминания моделей загадок ввели карточки-символы в качестве наглядности.
Модель 2.
Что делает? Что делает так же?
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется
Что делает? | Что делает так же? |
пищит | Новая резиновая игрушка |
грызет | Голодная белка |
прячется | Играющий мальчик |
Протокол составления загадки про мышонка с детьми 6 лет:
- Что делает мышонок?
- Пищит, грызет, прячется.
-Пищит, как кто или что?
- Пищит, как новая резиновая игрушка (сравнение на основе завышения свойств)
- Грызет, как голодная белка (сравнение на основе занижения свойств)
- Прячется, как играющий мальчик (сравнение на основе завышения свойств)
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «как» и «но не».
Можно составить загадки на основе только завышенных свойств, только на основе заниженных свойств, или комбинированные.
Загадка: Пищит, как новая резиновая игрушка.
Грызет, но не голодная белка.
Прячется, но не играющий мальчик (мышонок)
Модель 3
На что похоже? Чем отличается?
Особенностью освоения этой модели является следующее: ребенок сравнивает общий вид объекта с общим видом другого объекта, находит общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
На зайчонка | Маленькие уши |
На варежку | Есть зубы |
На игрушку | живой |
Протокол составления загадки о мышонке:
- На что похож мышонок? – На зайчонка.
-А чем отличается от зайчонка? – у мышонка маленькие уши.
-А еще на что похож? И т.д.
Загадка: Похож на зайчонка, но с маленькими ушами; похож на варежку, но с зубами; как игрушка, но живой (мышонок).
Самостоятельная работа дошкольника.
1 модель построения загадки. Какой? Что такое же?
Для составления загадки выбран объект (огурец).
Далее, ребенок выбирает, с помощью какого (или каких) анализатора (усложнение) он будет составлять загадку. Выбрав, ребенок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает значение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам. Зрительный анализатор: признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).
Сравнения по цвету – зеленый; по рельефу (поверхности объекта) – пупырчатый; по форме – овал.
Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.
Загадка: зеленый, как трава, пупырчатый, как терка, овальный, но не кабачок.
Шаг 6. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети объясняли, как составлять разные виды загадок.
Шаг 7.Самостоятельно, или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого – либо составлять загадки.
Проведенная работа выявила, что на определенных этапах (6 и 7 шаги технологической карты) дети испытывали затруднения, связанные:
- С объяснением, как составлять разные виды загадок;
- с самостоятельным составлением загадок без опоры на таблицу;
- с обучением кого-либо составлять загадки.
Но чем больше эта работа проводилась, тем интереснее загадки придумывали дети и с большим желанием.
Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны самостоятельно не только придумывать загадки, но и могут объяснить, как составлять разные виды загадок; и обучали своих родителей составлять загадки
Ребенок всегда считает, что он составляет загадку о конкретном объекте. Но в действительности, составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.
Именно такой подход ведет к формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок, создаёт устойчивой интерес к созданию собственного речевого продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-125939-1515249338.jpg)
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок
Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281685-1376834979.jpg)
Составление загадок с детьми
Загадка, составленая детьми-это настоящее высокое творчество! Предлагаю познакомить детей с различными способами составления загадок....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-336071-1389636271.jpg)
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: Игра" Угалай-ка". Составление загадок-описаний о фруктах". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии.
Лексическая тема "Фрукты". Конспект написан в игровой форме. Цель: Расширение и уточнение представлений детей о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-743456-1458955356.jpg)
Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте
Составление загадок о буквах способствует : повышению интереса к изучению букв родного языка;облегчению процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения;повышает эффективность усвоени...
Мастер-класс для педагогов "Освоение детьми способов составления загадок"
laquo;Освоение детьми способов составления загадок»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/06/picture-1462118-1678092276.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет способов составления рифмованных текстов".
Мастер-класс для педагогов "Использование ИКТ при освоении детьми 2-3 лет способов составления рифмованных текстов"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341126-1384178715.jpg)
Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)
Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...