Главные вкладки

    Освоение детьми 6 лет способов составления загадок
    материал (подготовительная группа)

    Столярова Елена Валентиновна

    Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное детям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stolyarova_mdou_no77.doc823 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №77»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

     Освоение детьми 6 лет способов составления загадок

    Энгельс, 2019г.

         Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его жизни; когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

    Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

    Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств объектов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное детям.

    Поэтому цель работы в данном направлении состоит в следующем: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения основных модели составления загадок

    Однако самостоятельное составление загадок – интересная, но довольно непростая задача даже для старших дошкольников,  поскольку загадка, по сути, является описательным рассказом о предмете, который не называется.

    В связи с этим была внимательно изучена методика составления загадок разработанная Т.А. Сидорчук, и кроме того, взят на заметку имеющийся опыт других педагогов.

     При этом ставились следующие задачи:

    - формирование умений выделять существенные признаки  объектов и сравнивать их с другими;

    - формирование обобщенных представлений о построении разных моделей загадок;

    - практическое усвоение навыков составления загадок путем тренировочных упражнений.

    Настоящий опыт работы накапливался в течение 3 лет. Вся деятельность проводится в подготовительной к школе группе  №8 на базе МДОУ «Детский сад №77» г. Энгельса.  

    1 шаг в освоении детьми способов составления загадок – состоит  в упражнении составлений сравнений, т.к. реализация техкарты возможна только после тренингов, на которых дети составляют сравнения.

    Тренинги проходили в виде игр и упражнений: «Цепочка»  - помогает выделять разные признаки в объекте.

    «Угадай по описанию» упражняет  детей в умении по названным признакам определять объект.

    2 шаг – знакомство с таблицей. Модель 1. Какой? Что такое же?

    Для работы с таблицей надо выбирается объект для составления загадки о нем.  В левом столбце размещаем какое – либо имя признака, находим значение этого признака у объекта и сравниваем со значением этого признака у другого объекта.

    Какой? Что такое же?

    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0009.jpg

         

    Имя признака

    Какой?

    Что такое же?

    Цвет

    серый

    Сильный дым

    Часть

    зубастый

    Молодой волк

    Действие

    грызущий

    трудолюбивый бобер

    • Для составления загадки выбран объект (мышонок). Детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам (по цвету, по действиям, по части).

     - Какой мышонок по цвету? – Серый

    - Какой мышонок по действию? – грызущий

    Какие части есть у мышонка? – зубы. Значит он какой? – Зубастый.

    • Далее детей просят дать сравнения по перечисленным значениям признаков (правая часть таблицы). – Что бывает таким же?

     серый – дым, но не просто, а сильный дым.

    Зубастый – волк, но не просто, а молодой волк

    Грызущий – бобер, но не просто, а трудолюбивый бобер.

    3 шаг

    После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку построчно, вставляя между правым и левым столбцами соединительные слова «как», «но не».

    -Серый, как сильный дым,

    Зубастый, но не молодой волк

    Грызущий, как трудолюбивый бобер

             В старших группах значение признака в центральной части таблицы целесообразно обозначать словом с четко выделенной первой буквой. В правой части допустимо схематическое изображение объекта (зарисовка). Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

      На 4 шаге

     

    Подводим  детей к самостоятельному выбору объектов, для составления загадок. Побуждаем детей объяснять, каким образом делается загадка.

    После освоения детьми данной модели  (1)  познакомить детей с особенностями построения сравнений на завышение и занижение свойств объектов (усиление положительных или отрицательных свойств объекта)

    5 шаг

    В работе с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок. Первую рассмотрели выше, проанализируем еще две.

     На этом этапе, для облегчения запоминания моделей загадок  ввели карточки-символы в качестве наглядности.  

    Модель 2.

    Что делает? Что делает так же?

              C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0003.jpg

    Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

    Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется

    Что делает?

    Что делает так же?

    пищит

    Новая резиновая игрушка

    грызет

    Голодная белка

    прячется

    Играющий мальчик

    Протокол составления загадки про мышонка с детьми 6 лет:

     - Что делает мышонок?

    - Пищит, грызет, прячется.

    -Пищит, как  кто или что?

    - Пищит, как новая резиновая игрушка (сравнение на основе завышения свойств)

    - Грызет, как голодная белка (сравнение на основе занижения свойств)

    - Прячется, как играющий мальчик (сравнение на основе завышения свойств)

    Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «как» и «но не».

    Можно составить загадки на основе только завышенных свойств, только на основе заниженных свойств, или комбинированные.

         Загадка: Пищит, как новая резиновая игрушка.

          Грызет, но не голодная белка.

          Прячется, но не играющий мальчик (мышонок)

    Модель 3  

    На что похоже? Чем отличается?

    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканирования\2010-11 (ноя)\сканирование0006.jpg

    Особенностью освоения этой модели является следующее: ребенок сравнивает общий вид объекта с общим видом другого объекта, находит общее и различное.

    На что похоже?

    Чем отличается?

    На зайчонка

    Маленькие уши

    На варежку

    Есть зубы

    На игрушку

    живой

    Протокол составления загадки о мышонке:

    - На что похож мышонок? – На зайчонка.

    -А чем отличается от зайчонка? – у мышонка маленькие уши.

    -А еще на что похож?        И т.д.

    Загадка: Похож на зайчонка, но с маленькими ушами; похож на варежку, но с зубами; как игрушка, но  живой (мышонок).

    Самостоятельная работа дошкольника.

    1 модель построения загадки.  Какой? Что такое же?

    Для составления загадки выбран объект (огурец).

     Далее, ребенок выбирает, с помощью какого (или каких) анализатора (усложнение) он будет составлять загадку. Выбрав, ребенок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает значение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам. Зрительный анализатор: признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).

     Сравнения по цвету – зеленый; по рельефу (поверхности объекта) – пупырчатый; по форме – овал.

    Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.

    Загадка: зеленый, как трава, пупырчатый, как терка, овальный, но не кабачок.

    Шаг 6. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети объясняли, как составлять разные виды загадок.

     

    Шаг 7.Самостоятельно, или с небольшой помощью воспитателя могут научить кого – либо составлять загадки.

           Проведенная работа выявила, что на определенных этапах  (6 и 7 шаги технологической карты)  дети испытывали  затруднения, связанные:

     - С объяснением, как составлять разные виды загадок;

     - с самостоятельным составлением загадок без опоры на таблицу;

      -  с обучением кого-либо составлять загадки.

     Но чем больше эта работа проводилась, тем интереснее загадки придумывали дети и с большим желанием.

    Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники   способны самостоятельно не только придумывать загадки, но и могут объяснить, как составлять разные виды загадок; и обучали своих родителей составлять загадки

     

         Ребенок всегда считает, что он составляет загадку о конкретном объекте. Но в действительности, составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному  признаку, обогащает свою речь.

    Именно такой подход ведет к формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок, создаёт устойчивой интерес  к созданию собственного речевого продукта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок

    Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....

    Составление загадок с детьми

    Загадка, составленая детьми-это настоящее высокое творчество! Предлагаю познакомить детей с различными способами составления загадок....

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: Игра" Угалай-ка". Составление загадок-описаний о фруктах". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии.

    Лексическая тема "Фрукты". Конспект написан в игровой форме. Цель: Расширение и уточнение представлений детей о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления....

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

    Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...

    Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте

    Составление загадок о буквах способствует : повышению интереса к изучению букв родного языка;облегчению процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения;повышает эффективность усвоени...

    Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок.

    Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми . Обучение дошкольников с ОНР отгадыванию и составлению загадок....

    Мастер - класс "Составление загадок с детьми старшего дошкольного возраста"

    Данный материал знакомит с методикой обучения детей старшего дошкольного возраста составлению загадок на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ....