Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте
презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Щукина Елена Михайловна
Составление загадок о буквах способствует : повышению интереса к изучению букв родного языка;
облегчению процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения;
повышает эффективность усвоения и закрепления знаний о различных особенностях букв;
закладывает основы грамотного правописания; формированию лингвистического мышления;
активизации абстрактного мышления; развитию грамотной устной речи, в т. ч. диалогической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zagadki_o_bukvah.ppt535.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Щукина Елена Михайловна воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г. Алатырь Чувашской республики

Слайд 2

Педагогическая ценность загадок о буквах Повышение интереса к изучению букв родного языка. Облегчение процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения. Повышение эффективности усвоения и закрепления знаний о различных особенностях букв. Закладывание основ грамотного правописания, формирование лингвистического мышления. Активизация абстрактного мышления. Развитие грамотной устной речи, в т. ч. диалогической.

Слайд 3

Разновидности загадок о буквах 1. Описание особенностей, доступных зрительному восприятию: - Загадки о внешнем образе букв. 2. Описание особенностей, скрытых от зрительного восприятия: - Загадки о звуковом значении букв; -Загадки о прочих характерных особенностях букв. 3. Полное описание буквы, включая звуковое значение, прочие особенности и внешний образ. 4. Загадки «наоборот».

Слайд 4

Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв ГЛАСНЫЕ Придают согласным твердость: А О У Ы Э Придают согласным мягкость : Я Ё Ю И Е Обозначают два звука: Е – [йэ] Ё – [йо] Ю – [йу] Я – [йа], если стоят в начале слова и после гласных. Если стоят после согласных – смягчают их и обозначают один звук – гласный.

Слайд 5

Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв (продолжение) СОГЛАСНЫЕ Парные: - звонкие: Б В Г Д Ж З - глухие: П Ф К Т Ш С Непарные: - звонкие: М Н Л Р Й - глухие: Х Ц Ч Щ Обозначают два звука ( мягкий и твердый): Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Обозначают один звук (твердый): Ж Ш Ц Обозначают один звук ( мягкий ): Й Ч Щ Не обозначают звуков: Ь Ъ

Слайд 6

Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв Бывают в предложении маленькими словечками: гласные А, И, О, У, Я; согласные В, К, С. Парные звонкие согласные не звучат в конце слов, вместо них звучат их «соседи» - парные глухие. Ё – в словах всегда ударная. О, Е – не звучат в словах без ударения, вместо них звучат А,И. Й, Э – редко встречаются в словах. Й – очень редко стоит в начале слов. Ы – не стоит в начале слов. Я – стоит в конце алфавита.

Слайд 7

Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв (продолжение) «Характеры» букв: И – добрая, любит, чтобы все дружили; К – любит приближать что-то к чему-либо; С – соединяет что-то с чем-либо; Ч, К – любят все уменьшать и называть ласково; и т.п.

Слайд 8

Требования к загадкам о буквах 1-я разновидность предполагает: - наличие сходства с какими-либо объектами; - наличие сходства с другими буквами. 2-я разновидность предполагает: - отсутствие лишних слов; - наличие только необходимых теоретических сведений о букве; - сообщение какой-либо одной своеобразной особенности буквы или ее «характера». 3-я разновидность предполагает краткий связный описательный рассказ о букве, включающий все ее особенности.

Слайд 9

Требования к загадкам о буквах (продолжение) 4-я разновидность предполагает краткие ответы на вопросы, задаваемые отгадчиком тому, кто загадал букву. Вопросы задаются о вышеуказанных особенностях в заданном порядке. 1-й вопрос: - Эта буква гласная или согласная? Гласная – дружит с твердыми или мягкими согласными? Бывает маленьким словечком? С нее начинается алфавит? Согласная – обозначает один или два звука? Звонкая или глухая? Парная или непарная? Бывает маленьким словечком? Часто встречается в словах?

Слайд 10

Примеры загадок о буквах Эта буква гласная, обозначает один гласный звук, дружит с мягкими согласными, в предложении бывает маленьким словечком. У нее добрый характер, она любит, чтобы все дружили и всех соединяет (И) Эта буква согласная, обзначает один твердый звук, непарная (Ц) Эта буква гласная, обозначает два звука, бывает в предложении маленьким словечком (Я)

Слайд 11

Заключение Данный способ несколько лет применяется мной на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и дает положительные результаты, в том числе повышая детский интерес к родному языку в целом и облегчая процесс обучения чтению в частности. Данный способ помогает избегать ошибок при чтении. В дальнейшем дети отличаются более развитым мышлением (в т. ч. логическим), письменной грамотностью и более успешно обучаются в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельноть по обучению детей грамоте. "День рождения Буквы"

Знкомство детей с буквой М, с которой начинается главное слово для всех: детей и взрослых "Мама"...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей грамоте на тему: "Знакомство со звуком и буквой К".

Данный конспект представляет собой  обучение детей грамоте в занимательной форме, знакомство с новым звуком, буквой....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Презентация по обучению детей грамоте "Звук и буква Р"

Дети любят яркость и динамичность познавательного материала на экране компьютера или телевизора. Я в своей работе часто использую презентации для лучшего усвоения детьми интересной информации. Небольш...

Театрализованная деятельность как один из способов обучения детей

Театрализованная деятельность  является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется  принцип обучения : учить играя....