Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте
презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Щукина Елена Михайловна
Составление загадок о буквах способствует : повышению интереса к изучению букв родного языка;
облегчению процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения;
повышает эффективность усвоения и закрепления знаний о различных особенностях букв;
закладывает основы грамотного правописания; формированию лингвистического мышления;
активизации абстрактного мышления; развитию грамотной устной речи, в т. ч. диалогической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zagadki_o_bukvah.ppt535.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Щукина Елена Михайловна воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г. Алатырь Чувашской республики

Слайд 2

Педагогическая ценность загадок о буквах Повышение интереса к изучению букв родного языка. Облегчение процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения. Повышение эффективности усвоения и закрепления знаний о различных особенностях букв. Закладывание основ грамотного правописания, формирование лингвистического мышления. Активизация абстрактного мышления. Развитие грамотной устной речи, в т. ч. диалогической.

Слайд 3

Разновидности загадок о буквах 1. Описание особенностей, доступных зрительному восприятию: - Загадки о внешнем образе букв. 2. Описание особенностей, скрытых от зрительного восприятия: - Загадки о звуковом значении букв; -Загадки о прочих характерных особенностях букв. 3. Полное описание буквы, включая звуковое значение, прочие особенности и внешний образ. 4. Загадки «наоборот».

Слайд 4

Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв ГЛАСНЫЕ Придают согласным твердость: А О У Ы Э Придают согласным мягкость : Я Ё Ю И Е Обозначают два звука: Е – [йэ] Ё – [йо] Ю – [йу] Я – [йа], если стоят в начале слова и после гласных. Если стоят после согласных – смягчают их и обозначают один звук – гласный.

Слайд 5

Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв (продолжение) СОГЛАСНЫЕ Парные: - звонкие: Б В Г Д Ж З - глухие: П Ф К Т Ш С Непарные: - звонкие: М Н Л Р Й - глухие: Х Ц Ч Щ Обозначают два звука ( мягкий и твердый): Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Обозначают один звук (твердый): Ж Ш Ц Обозначают один звук ( мягкий ): Й Ч Щ Не обозначают звуков: Ь Ъ

Слайд 6

Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв Бывают в предложении маленькими словечками: гласные А, И, О, У, Я; согласные В, К, С. Парные звонкие согласные не звучат в конце слов, вместо них звучат их «соседи» - парные глухие. Ё – в словах всегда ударная. О, Е – не звучат в словах без ударения, вместо них звучат А,И. Й, Э – редко встречаются в словах. Й – очень редко стоит в начале слов. Ы – не стоит в начале слов. Я – стоит в конце алфавита.

Слайд 7

Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв (продолжение) «Характеры» букв: И – добрая, любит, чтобы все дружили; К – любит приближать что-то к чему-либо; С – соединяет что-то с чем-либо; Ч, К – любят все уменьшать и называть ласково; и т.п.

Слайд 8

Требования к загадкам о буквах 1-я разновидность предполагает: - наличие сходства с какими-либо объектами; - наличие сходства с другими буквами. 2-я разновидность предполагает: - отсутствие лишних слов; - наличие только необходимых теоретических сведений о букве; - сообщение какой-либо одной своеобразной особенности буквы или ее «характера». 3-я разновидность предполагает краткий связный описательный рассказ о букве, включающий все ее особенности.

Слайд 9

Требования к загадкам о буквах (продолжение) 4-я разновидность предполагает краткие ответы на вопросы, задаваемые отгадчиком тому, кто загадал букву. Вопросы задаются о вышеуказанных особенностях в заданном порядке. 1-й вопрос: - Эта буква гласная или согласная? Гласная – дружит с твердыми или мягкими согласными? Бывает маленьким словечком? С нее начинается алфавит? Согласная – обозначает один или два звука? Звонкая или глухая? Парная или непарная? Бывает маленьким словечком? Часто встречается в словах?

Слайд 10

Примеры загадок о буквах Эта буква гласная, обозначает один гласный звук, дружит с мягкими согласными, в предложении бывает маленьким словечком. У нее добрый характер, она любит, чтобы все дружили и всех соединяет (И) Эта буква согласная, обзначает один твердый звук, непарная (Ц) Эта буква гласная, обозначает два звука, бывает в предложении маленьким словечком (Я)

Слайд 11

Заключение Данный способ несколько лет применяется мной на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и дает положительные результаты, в том числе повышая детский интерес к родному языку в целом и облегчая процесс обучения чтению в частности. Данный способ помогает избегать ошибок при чтении. В дальнейшем дети отличаются более развитым мышлением (в т. ч. логическим), письменной грамотностью и более успешно обучаются в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельноть по обучению детей грамоте. "День рождения Буквы"

Знкомство детей с буквой М, с которой начинается главное слово для всех: детей и взрослых "Мама"...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по обучению детей грамоте на тему: "Знакомство со звуком и буквой К".

Данный конспект представляет собой  обучение детей грамоте в занимательной форме, знакомство с новым звуком, буквой....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Театрализованная деятельность как один из способов обучения детей

Театрализованная деятельность  является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется  принцип обучения : учить играя....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группе группы По грамоте на тему: «Закрепление навыков чтения и обучение детей грамоте: На поиски буквы «Ч».

Воспитатель:Я хочу познакомить вас с буквой «Ч», но где же она?Воспитатель обращает внимание детей на волшебный экран, как на помощника.Воспитатель: Ребята, пока вас не было, к нам заходил...