Технология ТРИЗ:методический комплекс по освоению детьми способов познания
консультация

Одной из важных задачь, стоящих перед педагогами ДОО, является формирование у дошкольников интелектуально - творческой и позновательной деятельности, нестандартного мышления. Одним из эффективных средств решения этих задач является ТРИЗ  - технология. Методический комплекс "Я позная мир" включает в себя технологические карты по  шести направлениям: анализаторы, имена признаков обьектов, типы вопросов, причинно - следственная связь, волшебники - преобразователи, модели мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_kompleks_trizdokument_microsoft_word_3.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технология ТРИЗ: методический комплекс по освоению детьми способов познания

Г.С.Альтшуллер

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта».

Актуальность использования ТРИЗ-технологии в детском саду

  • Воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, -  одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС  ДО.
  • Дошкольный возраст уникален, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Проблема не в поиске одаренных, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного мышления у всех детей, посещающих детские сады.

     Современное общество нуждается в активных, творческих и, несомненно, эрудированных людях. Эти качества закладываются с дошкольного возраста, и важно не упустить этот период для  раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ключевые компетентности, такие как информационная, коммуникативная и технологическая, формируются у ребенка до семилетнего возраста и не могут возникнуть без содержательного основания.

     В условиях  стремительно меняющегося мира перед педагогами встает новая проблема: как научить детей жить в этом динамичном, быстро развивающемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. Поэтому

под содержанием образования сегодня следует рассматривать в первую очередь, овладение детьми способами познания, формирование у них навыков исследовательской деятельности, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию. На помощь педагогам ДОУ в решении этих непростых задач приходит ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Цели ТРИЗ-технологии в детском саду

  • дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои «маленькие» (и сложные, нестандартные) проблемы в различных видах деятельности;
  • научить ребенка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов;

                              Задачи ТРИЗ-технологии в детском саду

  • развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
  • развитие речи и творческого воображения;
  • развитие поисковой активности, стремления к новизне, изобретательской смекалки;
  • привитие детям радости творческих открытий

Отличительные особенности ТРИЗ-технологии в детском саду

         Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к    дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать и делать выводы, а не повторять сказанное взрослыми и выполнять их указания.

Сущность ТРИЗ-педагогики – это переход:

от педагогики памяти – к педагогике мышления; (поощрять не механическое запоминание ребенком информации, а побуждать его рассуждать…);

от педагогики исполнительности – к педагогике инициативности;

от педагогики навязывания –к педагогике свободы выбора(социальной пробы);

Принципы ТРИЗ – педагогики:

•        принцип свободы выбора;

•        открытости;

•        деятельности;

•        обратной связи;

•        идеальности (идеальный конечный результат);

•        комфортности обучения (предполагает доброжелательное, уважительное отношение к личности ребенка, к его инициативности, атмосферу понимания и радости общения: «Мы все здесь умные!»

                     Достоинства использования ТРИЗ-технологии в детском саду

  • является универсальным инструментарием, применяемым во время образовательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации;
  • снимает психологический барьер боязни перед проблемами, восприятие их не как непреодолимое препятствие, а как очередные задачи, которые надо решать;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • повышает вероятность решения творческих задач, помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;

Основные направления, по которым идет формирование способов познания

     Процесс познания сложен и многообразен. Но всякое сложное можно и нужно уметь формализировать  для того, чтобы шло развитие. В ходе многолетней исследовательской работы удалось выявить основные направления когнитивности (процесса восприятия, познания) и превратить их в управляемый, понятный, с точки зрения дошкольной педагогики, процесс.

     Давайте разберем процесс познания на простом примере.

Мы встретились с неизвестным объектом. Процесс познания может быть запущен, только, если у нас есть желание, мотив о нем узнать. Будем считать, что захотели узнать, что это за объект. Тогда включаем средства восприятия – наши анализаторы. Рассматриваем, ощупываем, прислушиваемся, принюхиваемся, пробуем на вкус, то есть, с помощью органов чувств познаем признаки объекта. При этом задаем вслух или про себя вопросы: «Каково назначение объекта? Что будет, если его уронить?» и др. При поиске ответов на вопросы устанавливается причинно –следственная связь, характер взаимодействия и взаимовлияние этого объекта на окружающее Процесс познания невозможен без преобразования объекта. Мы думаем: «А что если уменьшить часть этого объекта или сделать ее подвижной…» Процесс познания всегда продуктивен. Посредством преобразований мы можем не только изучить признаки неизвестного объекта, но получить новый объект с новыми свойствами.

Результатами познания являются не только изучение признаков какого – либо объекта или выявление закономерностей, но и создание нового объекта. Главным приобретением является освоение алгоритмов (моделей) организации познавательной и, в конечном счете, творческой деятельности.

Итак, процесс познания включает в себя:

  • работу анализаторов с определенным настроем на процесс познания признаков объекта и их взаимосвязей;
  • формулировку вопросов;
  • включения преобразования признаков объекта;
  • использование алгоритмов (моделей мышления), необходимых для продуктивной деятельности.

 То есть, формирование способов познания идет по следующим направлениям:

1.Анализаторы (6).

2.Имена признаков (17).

3.Вопросы(7).

4.Причинно-следственная связь.

5.Волшебники-преобразователи (приемы типового фантазирования)(12).

6. Модели мышления (24).

Анализаторы-помощники умной головы

Человек познает окружающий мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши « помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться понимать, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.

Наглядное пособие: на нем представлен образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык); в районе груди схематическое изображение сердца.

  • глаза
  • уши
  • язык
  • нос
  • сердце (эмоции)

Имена признаков объектов

Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к перцептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака».

Имя признака – это обобщающее слово, название признака: цвет, форма, размер, влажность, вес и др.  А значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны: цвет-красный, желтый..., форма-круглый, квадратный…и т. д.

 Значения признаков человек воспринимает анализаторами, тогда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются.

 Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, и предполагалось, что обобщающее слово (имя признака) сформируется само по себе, на основе усвоенных ребенком значений имен признаков (например: дерево, резина, стекло, пластмасса… - это материал).

В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.

      1.Влажность

      2.Температура

3.Запах

4.Вкус

5.Звук

6.Материал

7.Рельеф

8.Вес

9.Цвет

10.Размер

11.Форма

12.Количество

13.Часть

14.Время

15.Место

16.Направление

17.Действие

Типы вопросов

Формулировка вопросов – обязательное и важное направление осознанной познавательной деятельности. Разные типы вопросов позволяют ребенку не только обогатить речь, но и направить свою исследовательскую деятельность.

1.Восполняющего типа (какой, какие).

2.Описательного типа (что, кто, где, как).

3.Каузального (причинного  или «почемучкиного») типа (почему, отчего, зачем).

4.Оценочного типа (что хорошего, что плохого).

5.Воображаемого типа (что было бы, если).

6.Уточняющего типа (верно ли, правда ли).

7.Субъективного типа (что я знаю про это, что я думаю про это).

                                        Причинно-следственная связь

Познавательный процесс человека включает в себя установление причинно-следственных связей при взаимодействии объектов или процессов. Чтобы научить детей устанавливать ПСС, надо при наблюдениях или в быту обращать внимание детей на то, что у каждой причины есть следствие.

Пример 1. Подул ветер, поэтому у мальчика слетела панама. Причина - подул ветер, следствие - слетела панама.

Пример 2.Солнце стало припекать, и сосульки начали таять.

Пример 3. Пришла зима, поэтому медведь впал в зимнюю спячку.

Пример 4.Прошел дождь, и в небе появилась радуга.

Волшебники-преобразователи (или приемы типового фантазирования)

Преобразование признаков ведет к более глубокому изучению объектов в целом, а также к созданию новых объектов под определенную цель. Для детей дошкольного возраста преобразования выступают как «волшебники».

  • Увеличение-уменьшение
  • Оживление-окаменение
  • Дробление-объединение
  • Могу все - могу только
  • Наоборот
  • Преобразование признаков времени (волшебники быстрых минут, медленных минут, обратного времени, перепутывания времени, остановки времени, зеркала времени, машины времени).

Модели мышления

(алгоритмы организации творческой деятельности)

Главным показателем успешной реализации методического комплекса ТРИЗ – технологии и главным приобретением для ребенка является освоение им алгоритмов (моделей) организации познавательно – творческой деятельности и возможность использования полученных навыков в событиях, мероприятиях, разворачиваемых в старших группах детского сада (проекты, исследования, создание детьми речевых продуктов ит. д.).

  • наблюдение
  • морфологическая таблица
  • системный оператор
  • метод фокальных объектов
  • круги Луллия
  • дихотомия
  • решение проблемных ситуаций
  • методика маленьких человечков
  • эвроритм
  • создание детских проектов
  • составление сравнений
  • составление метафор
  • составление загадок
  • составление рифмовок
  • составление текстов сказочного содержания
  • заучивание стихов
  • пересказ
  • анализ литературного произведения
  • составление рассказа по сюжетной картине, пейзажу, натюрморту, портрету

                Универсальное наглядное пособие «Я познаю мир»

  • Помощники умной головы» - органы чувств (анализаторы – руки, глаза, уши, язык, нос, эмоции);
  • «Имя признака» - схемы 17 признаков объединены сюжетом; схемы появляются по мере освоения их детьми;
  • «Задаем вопросы», состоящие из семи типов вопросов;
  • «Причина-следствие»;
  • «Волшебники» - преобразование признаков объектов с помощью приемов типового фантазирования;
  • «Кольцо наблюдений»

               Вывод

1.Ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и хочет сам познавать окружающий мир .Ребенок характеризируется высоким уровнем познавательной активности, творческим мышлением, самостоятельностью, успешно адаптирован к школе.

2.Что касается педагога, знание ТРИЗ:

  • формирует его готовность к восприятию нового;
  • вооружает его мышление набором инструментов (средств и способов) по решению проблем;
  • развивает творческие способности, креативность, гибкость и системность мышления;
  • обеспечивает профессиональный рост.

 «ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным» (Г. С. Альтшуллер).                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"

В докладе рассматриваются   возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми  возможностями. Включение технологии ТРИЗ в  коррекционную  р...

Мастер-класс для педагогов "Освоение детьми способов составления загадок"

laquo;Освоение детьми способов составления загадок»...

"Освоение детьми способов преобразования признаков объектов". Приемы типового фантазирования.

Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с узнаванием значений признаков реальных объектов и установлением причинно – следственных связей, но и парадоксальные прео...

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей...

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)...

Сообщение на тему"Освоение детьми способов формулировки вопросов»

Собщние на тему "Освоение детьми способов формулировки вопросов" использование технологии ТРИЗ...

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток» (Сам.обр)

Освоение детьми способов составления образных рассказов по натюрморту (по технологии ТРИЗ) «Яблочный каток»...