Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. для старшей группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Возраст: старшая группа

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить со скороговоркой.

Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух.

Развивать логическое мышление и внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.

Воспитывать внимательность, активность.

Материал: картинки со звуками «с», «з», символы, обозначающие эти звуки;

Форма проведения: фронтальная

Способ организации: сидя, на стульчиках

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Возраст: старшая группа

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации.

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить со скороговоркой.

Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух.

Развивать логическое мышление и внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.

Воспитывать внимательность, активность.

Материал: картинки со звуками «с», «з», символы, обозначающие эти звуки;

Форма проведения: фронтальная

Способ организации: сидя, на стульчиках

Ход занятия.

Вводная часть

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

-Ребята, слышите кто-то стучит? Давайте откроем дверь?

Дети: Да, откроем.

В: Посмотрите, ребята, кто это к нам прилетел? Это фея Грамотности!

Фея Грамотности: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть! Я для вас приготовила много интересных заданий, но для этого нам нужно отправиться в мою волшебную страну! Готовы?

Дети: Да

Основная часть

Ф: Если палочкой волшебной

Я взмахну четыре раза

В мире сказок непременно

Мы окажемся все сразу

Считаем: раз, два, три, четыре

Вот мы в сказочном мире.

Вот мы с вами и оказались в волшебной стране!

Присаживайтесь на стульчики.

В: Ребята, фея пригласила вас в свою волшебную страну и хочет с вами поиграть.

Ф: Да, ребята. Для начала отгадайте две загадки. Готовы?

Это вовсе не пчела,
Нос — точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает! (Ответ: Комар)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Ответ: Вода)

-Молодцы, ребята, правильно отгадали! Давайте вспомним как пищит комар

Д: з-з-з

Ф: Молодцы! А теперь, как течет водичка из крана?

Д: с-с-с

Ф: Молодцы ребята! Сейчас вы пропели две песенки: песенку комара и песенку воды. Если вы услышите звук з, то прогоняйте комара (делают легкое отмахивающее движение рукой), а если услышите звук с – умывайтесь, не касаясь лица. Звук за мной не повторяйте, а лишь показывайте те или иные движения. (Произнести вперемешку 9-11 звуков, считая про себя «Раз, два, три».) Дети выполняют задание.

Ф: Молодцы, ребята! Как хорошо у вас получается.

В: Ребята, фея Грамотности к нам пришла не с пустыми руками. Она принесла небольшой подарочек.

Ф: Ребята, это картинки комара и водички, которая течет из-под крана. Давайте выполним еще одно интересное задание. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове, при этом поднимая соответствующую картинку: слон, зебра, зеленый, синий.

Ф: А теперь не называйте звук, а, как при выполнении первого задания, жестами показывайте, что слышите: сахар (воспитатель проверяет, как дети выполняют задание), озеро (объясняет, кто ошибся и почему), заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.

Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова: зеленый, суровый, заяц, снегирь). Затем – мальчики (слова: слева, внизу, озорник, сутолока).

«Я назвала вам много слов со звуком з, - говорит педагог. – А какие слова назовете вы?»

Физкультминутка. Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

(Воспитатель ставит на подставки для книг картинки с изображением синицы (звук с) и комара (звук з). Между подставками лежат картинки.)

В: Сейчас ребята нужно взять картинку, сказать что там изображено, вслушаться в слово, и определить какой знакомый звук вы услышали, далее положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром. Если ваш товарищ выполнил задание верно, то вы все вместе хором говорите «Правильно, правильно», а если ошибся, то говорите «Нет, нет». А фея Грамотности с удовольствием на вас посмотрит, как вы выполняйте задание.

В: Ребята, я хочу вам рассказать про сорок. Кто это такие? В предложении, которое я произнесу будет пять слов со звуком с. Вам необходимо назвать эти слова.  

«Сорок сорок

В короткий срок

Съели сырок»

(Дети повторяют рифмовку хором и по одному повторяют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок.)

В: Ребята, рифмовку, которую мы сейчас произнесли это скороговорка и поэтому произносить ее надо быстро. Давайте произнесем сначала медленно и проговорим четко все слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро. Готовы? (Дети произносят скороговорку)

Ф: Дети, кто готов выйти и быстро произнести скороговорку? (Выходят несколько детей)

Ф: Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями! А сейчас, ребятам пора возвращаться в группу, а я остаюсь здесь в своей волшебной стране. Спасибо, что поиграли со мной! До свидания!

Д: До свидания!

Возвращение

Снова палочкой волшебной

Я взмахну четыре раза

В детский садик непременно

Дети все вернутся сразу

Считаем: раз, два, три, четыре.

Заключительная часть

В: Вот мы с вами и оказались в группе!

-Какие звуки мы сегодня проходили? 

- Давайте вспомним, во что мы играли на сегодняшнем занятии?

Кому все было легко, то похлопайте. Что было легко? А у кого возникли трудности, то потопайте. Что было сложного? Что больше всего понравилось на занятии?

- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны. Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...

Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Ч и Щ (Старшая группа)

Ход занятия:- Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!- А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебураш...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы

Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы...

Конспект занятия. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы.

Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции з...

Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в слова...

Конспект «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч» (старшая группа)

laquo;Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ц и Ч»Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.Задачи:• Определять местоположение звука в слове (начало, сер...