«Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бражкина Светлана Ивановна

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2konspekt_nod_v_sredney_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по развитию речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал и оборудование:  картинки 2-ух комаров (большой и маленький), картинки 2 домов(синего и зеленого цвета ; предметные картинки в названиях которых есть звуки «З» и «Зь» (зебра,зонт,земля,зефир,зерно,изюм,розы,замок,ваза.) Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия.

 

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, к вам на занятие сегодня пришли взрослые, поприветствуйте их, пожалуйста!

Приветствие.

Воспитатель и дети: (встают в круг)

- Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

– ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята! (Дети садятся на стульчики,стоящие полукругом.)

  1. Вводная часть

Воспитатель: 

- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.                                                                                                                

Разрешенья не спросил,

Подлетел и укусил.(Комар.)                                                                                                    

-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!Только что-то он молчит,почему-то не пищит.Сейчас весна,все насекомые проснулись,а комарик не может найти свою маму,не может ее позвать.(Показать картинку маленького комарика.)

 

  1. Основная част

Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем ему помочь найти маму? 

Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка.Научить свои язычки петь звонкую песенку комара.

Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».

- Когда мы произносим звук «З» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.Приложим свою ладонь к горлышку и споем песенку комара. (Произносят звук «З» вместе и по отдельности.) Поет горлышко?Значит звук «З» какой:звонкий или глухой? (Звонкий.)

Воспитатель: - Правильно,ребята,звук «З» согласный и звонкий.А как он произносится:твердо или мягко? (Твердо.) З-З-З-так поют большие комары.А как будут петь маленькие?(Зь-Зь-Зь.)Иди ….. спой нам песенку маленького комарика.Молодец! Теперь громкую песенку комара споют мальчики,а девочки-тихую.

Воспитатель: – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает поиграть.

Проводится дидактическая игра «Прятки со звуком»

Воспитатель: - Звуки «З» и «ЗЬ»спрятались в словах. Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З»- топайте ногами, а если услышите звук «ЗЬ» -хлопайте в ладоши. Вставайте на ножки возле стульев.

Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.

Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Присаживайтесь.Поиграем в игру «Домик для звуков.» (На столе разложены картинки,в названиях которых есть звук «З» или «Зь») Слова,в которых есть звук «З»-живут в синем домике,а слова,в которых есть звук «Зь»-в зеленом.Вам нужно громко и четко произнести слово,чтобы мы слышали,какой звук в этом слове: «З» или «Зь» и поместить в нужный домик.(По ходу обсуждения слов,нужно определить сколько частей(слогов)в данном слове)

Слова: «З» - зонт, замок, ваза, таз, розы

«ЗЬ»- зебра, зефир, земля,зерно,изюм. .

Воспитатель: -Молодцы!Вы отлично справились с этим заданием.

Выполняется задание - проговаривание чистоговорки «Коза»

Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? Ответы детей. (Да)

Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

Зе-зе-зе, зе-зе-зе –

Дали травку мы козе,

За-за-за, за-за-за –

Съела травку всю коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу –

Мы погладили козу,

За-за-за, за-за-за –

Уходи домой, коза! (повторяется 2 раза)

 

  1. Заключительная часть.

 

Воспитатель:

- Какие звуки мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)Чьи это песенки? Какую песенку поет большой комар? А маленький?

- Что больше всего понравилось и запомнилось на занятии?(Ответы детей.)

- Ребята, наше занятие закончено. Скажите взрослым «До свиданья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...