Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей
консультация по развитию речи (младшая группа)

Емелина Анфиса Анатольевна

О формировании педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_s_rodit._po_r.r.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 44»

Воспитатель 1-ой младшей группы А.А.Емелина

             

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повышать компетентность родителей в области речевого развития детей (познакомить с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного  возраста; активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей по созданию условий для активного  речевого развития дошкольников в семье и т.п.);

• познакомить родителей  с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

 • способствовать развитию коммуникативных качеств  детей; воспитывать у них культуру общения;

• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы;

  • создавать условия для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

Речь – это средство человеческого общения, причём главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в расширении активного словарного запаса у детей.

Включение  родителей  в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

• организации различных форм помощи родителям;

• содержательно-педагогической работы с ребёнком.

В работе с родителями мы  учитывали следующие принципы:

- личностный подход с учётом образования, возраста и индивидуальных особенностей;

- применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания;

- учёт уровня развития каждого ребёнка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение развивающей работы в семье.

Основными формами работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей были:

- консультации (индивидуальные (в основном) и подгрупповые);

- беседы (индивидуальные и групповые);

- папки-передвижки;

- подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности, на  занятиях (по развитию речи,  художественно-эстетических (рисование, лепка), музыкальном), а также вне занятий – в игровой деятельности и в повседневной жизни, режимных моментах.

Родителям мы рекомендовали читать дома ребёнку произведения художественной литературы (сказки, стихи) – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседовать о прочитанном.

Просили по дороге домой из детского сада или в детский сад разговаривать с ребёнком, рассказывать ему о чём-нибудь, описывать всё то, что видите (сейчас зима, холодно, идёт снег ….) или задавать вопросы, если ребёнок говорит (как прошёл день?, чем занимался?, что кушал? и т.д.).

Мы также советовали родителям в присутствии ребёнка комментировать свои действия, т.к. это способствует обогащению словарного запаса, накоплению пассивного словаря малыша, а ребёнок приучается прислушиваться к речи и выделять из её потока знакомые и новые слова.

Мы в группе с детьми проводили и рекомендовали проводить родителям гимнастику для язычка. У детей ещё не сформирован полностью артикуляционный аппарат, и такая простая гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определённые положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Например, ребёнку предлагается пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам, сделать массаж язычку: «покусываем язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются его удержать», расслабить язык и т.п.

В повседневном общении мы внушали родителям, что с детьми нужно говорить не совсем так, как со взрослыми, а более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, чётким произношением слогов и слов, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья или подделывания под лепет детей. Когда взрослый общается с ребёнком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное), а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би».

Часто родители не обращают внимания, если ребёнок говорит неправильно, ошибается в каком-то слове. Это, убеждали мы родителей, только закрепит ошибку в его памяти. Вместо этого нужно просто сказать несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а взрослый в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! Спасибо, помогла». Интонацией нужно выделять правильное окончание в слове.

Несмотря на то, что наши воспитанники ещё малы, их уже можно понемногу учить рассказывать о событии из личного опыта. Конечно, малышам это трудно. Но родители могут помочь наводящими вопросами. Сначала ребёнок будет рассказывать с помощью «опор», а потом научится строить высказывание.

Мы провели подгрупповые консультации «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста» и «Роль семьи в активизации речи ребёнка» с целью вовлечения родителей в деятельность по обогащению и активизации речи и привлечения их внимания к важности грамотной речи при общении с ребёнком дома.

Проводили также индивидуальные беседы. Например, «Использование фольклора в обогащении речи младшего дошкольника» с целью знакомства родителей с содержанием работы по ознакомлению детей раннего и младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором  как средством обогащения речи детей. Беседовали и на тему «Когда бывает скучно», предлагая родителям игры по обогащению и активизации речи, в которые можно поиграть по дороге домой.

Мы подготовили папку-передвижку «Учим ребёнка общаться» с целью познакомить родителей с играми и упражнениями для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами, папку-передвижку «Воспитание сказкой» для расширения представлений родителей о роли книги в воспитании ребёнка.

Оформляя в начале учебного года родительский уголок в приёмной, разместили информацию о задачах на новый учебный год, сделав акцент на задачах по развитию речи детей.

Мы также предложили родителям буклет о негативном влиянии постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребёнок не будет вслушиваться в речь взрослых, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.

Вывод: Знание родителями того, чему учат их ребёнка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Используемые нами формы работы традиционные, но эффективные. Они способствовали совместной деятельности педагогов и родителей по расширению активного словаря у наших малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают  в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...

Консультация для родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей»

laquo;Речь и речевое общение взрослых и детей»Все мы знаем, что речь играет коммуникативную функцию в жизничеловека. А формирование речи ребенка полностью зависит отречи взрослог...

Сообщение из опыта работы для родителей: «Развитие познавательно – речевой активности детей в предметно – развивающей среде через реализацию театрализованной деятельности»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигатель...

Консультация для родителей: "Значение речевого общения взрослых с ребенком дома"

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети – маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным наруше...

Методические рекомендации педагогам для работы по формирова¬нию культуры речевого общения детей старшего возраста

1. При работе по формирова­нию культуры речевого общения учитывайте возрастные особен­ности детей старшего дошколь­ного возраста.2. Предусматривайте сочетание различных форм организации де...

"Значение речевого общения взрослых с ребенком дома"

Интересный материал для родителей о важности общения с ребенком....