Консультация для родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей»
консультация по развитию речи на тему

«Речь и речевое общение взрослых и детей»

Все мы знаем, что речь играет коммуникативную функцию в жизни

человека. А формирование речи ребенка полностью зависит от

речи взрослого человека, т. к. речь ребенка формируется по подражанию...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.3.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь и речевое общение взрослых и детей»

Все мы знаем, что речь играет коммуникативную функцию в жизни

человека. А формирование речи ребенка полностью зависит от

речи взрослого человека, т. к. речь ребенка формируется по подражанию.

Дети, пополняя свой словарь, перенимают от нас слова, образные выражения,

интонацию, жесты, мимику. И очень важно, как взрослый человек

пользуется своей речью в присутствии ребенка. Часто можно слышать, что

дети используют в своей речи выражения неприемлемые в общении детей, а

винить в этом надо взрослых, которые, не задумываясь, употребляют эти

выражения в присутствии детей. Большое влияние на формирование

речи детейоказывают телепередачи, которые родители без контрольно

разрешают смотреть своим детям.

Большую часть своего времени ребенок проводит в детском саду, отсюда

следует, что мы с вами тоже оказываем влияние на речь детей, отданных нам

на воспитание. Поэтому речь педагога должна быть образцом для

подражания.

Что же такое правильная речь?

-это точное использование всех языковых средств (соблюдение лексических,

грамматических, стилистических и произносительных норм нашего языка);

-это умение говорить точно, выбирать слова ярко характеризующие предмет

или явление;

-это говорить выразительно, подбирать образные слова, которые вызывают

деятельность воображения, внутреннее видение.

Каждое слово педагог должен продумывать, чтобы преподнести его ребенку,

чтобы не навредить. Мы обязаны следить за своей интонацией, дикцией.

Слова произносить четко, ясно, не засорять свою речь не -нормативной

лексикой. Постоянно работать над совершенствованием своей речи,

устранять неразборчивость, торопливость.

Интонация имеет огромное значение при речевом общении. Фраза,

сказанная без эмоциональной окраски, не производит на собеседника

никакого впечатления, быстро забывается и не остается в памяти.

Вкладывайте в свою речь больше эмоций при общении с детьми,

используйте красочные слова и предложения. Почему дети быстро и надолго

запоминают пошлые, грубые слова? Потому что, произнося их, человек

вкладывает все свои отрицательные эмоции и эти слова крепко оседают в

памяти ребенка.

Нельзя в присутствии детей употреблять грубые фразы и выражения,

приносящие обиды и моральный вред ребенку, травмирующие его психику,

разрушающие энергетику ребенка.

Очень важно умело заменять такие слова пословицами и поговорками,

крылатыми фразами и выражениями. Они не наносят вреда ребенку, а

наоборот помогают украсить нашу речь, помогают увидеть красоту нашего

языка, развивают интерес к речи, обогащают словарь, заставляют включать

воображение. Они помогают безобидно подчеркнуть негативные стороны в

поведении детей.

(пробуем подбирать к грубым словам пословицы по смыслу:

-что телишься? Что плетешься?

Семеро одного не ждут.

-жадина, жмот.

Собака на сене: сама не ест и другим не дает.

-пустомеля, болтун.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

-бабы базарные.

Шумят как воробьи на дождь.

Дети, услышав пословицу, сразу начинают интересоваться ее

содержанием. Надо умело разъяснять ее смысл, чтобы дети могли

использовать ее в своей речи.

Очень много вреда наносит детям диктаторский тон, тон, не терпящий

возражений. Такое общение не дает полноценного развития речи ребенка,

он подавляет инициативу, калечит психику ребенка. От такого тона мы

получаем ежеминутное послушание, но он не дает полноценного развития

речи ребенка. Он не вызывает желание уважать воспитателя, т. к.

такой воспитатель требует уважение к себе, не уважая личность ребенка.

При общении с ребенком больше обращать внимание на свои чувства, на

чувства и переживания других людей, учить их любить людей и уметь

сопереживать ближнему.

Интересная статья печаталась в «Дошкольном воспитании» №8 2000 г. о

культуре речи написанная Ломакиной. Она говорит, что вершина речи –

это литературный язык. Часто правильной речи мешает влияние

диалектов, жаргонов, просторечья. НО с этим нужно и можно бороться,

повышая общую языковую культуру и языковое чутье.

Очень интересное высказывание об улыбке. Она говорит: все что есть у

человека принадлежит ему и работает на него.

Глаза – чтобы видеть;

Ноги – чтобы ходить;

Рот – поглащать;

Только улыбка не принадлежит ему, она предназначена другим. Давайте

больше улыбаться друг другу, тогда не придется употреблять грубых слов

по отношению друг к другу, т. к. искренняя, радушная улыбка не

совместима с грубостью и вульгарностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о роли речевого общения

Поступив в первый класс ребёнок уже обладает некоторыми знаниями, умениями и навыками, но очень остро стоит вопрос о том, что развитие речи у детей не достаточно и в особенности развитие речевого обще...

Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация "Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста"

Третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Этот возрастной этап характеризуется стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, об...

Консультация для родителей: "Речь и проблемы общения"

«Речь и проблемы общения»    Наверное, самое важное и впечатляющее событие в развитии детей– это овладение речью. Ребёнок, научившийся говорить, уже становится полноценным человеком, с ...

РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Воспитание культуры речи у детейПравильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можн...

Из опыта работы с родителями по стимулированию речевого общения взрослых и детей

О формировании педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....