ФГОС ДО: реализация направления – речевое развитие. Использование современных технологий
статья по развитию речи

Лавренова Валерия Леонидовна

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ДО: реализация направления – речевое развитие. Использование современных технологий

Автор: Лавренова Валерия Леонидовна

ГБДОУ детский сад №18 Московского р-на СПб

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями (задачами) работы по развитию речи являются:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • развитие речевого творчества;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли;
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • может выделять звуки в словах;
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности.

 

В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

Различают четыре вида речевых умений:

  1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
  2. Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
  3. Умение излагать свои мысли в письменной речи;
  4. Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

1) Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательные ситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

  1. Ситуации - иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
  2. Ситуации - упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
  3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях - проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке»и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
  4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

2)А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения - обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

3)Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

4) Игра как форма речевого развития дошкольников  побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О. А предлагает игры с готовыми текстами:

-подвижные «Король»«Коршун»«Змея»«Лиски» и др. ;

-дидактические «Я садовником родился»«Краски»«Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога);

-дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик«Кто кого запутает»«Поручение»«Похожи – не похожи»«Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача»«Звонок маме на работу»«Бюро добрых услуг».

5)Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

Поздеева С. И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка в группе, на участке ДОУ, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями (красочными игрушками, альбомами, методическими пособиями, дидактическим материалом) и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, этому был посвящён наш педсовет, т.ч. подробно на этом останавливаться не будем.

Методы работы по развитию речи дошкольников:

Метод обучения по образцу (имитационный):

  • обучение произношению, интонациям
  • составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть
  • составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

- пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

  • вопросы, творческие задания

- упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

  • беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)
  • создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой)
  • ролевые игры, экскурсии

- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы, а именно:

Особенности речевого развития первой младшей (ясельной) группы

- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);

-  методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);

- самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)

Особенности речевого развития второй младшей группы

 - методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

- организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Особенности речевого развития средней группы

- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);

- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);

- организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

Особенности речевого развития старшей и подготовительной к школе групп

- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

- организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);

-  создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.

При таких особенностях речевого развития в каждой возрастной группе:

  1. Создаются благоприятные условия для формирования речевыхумений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
  3. Происходит овладение детьми речевымиумениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

 - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

 - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация направления «Физическое развитие» в современных условиях ДОУ

    В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Здо...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Вариативность использования современных технологий в организации образовательной деятельности по речевому направлению развития

Проектируя ООД, педагог, прежде всего, определяет методы и приёмы, технологии, которые обеспечивают ситуацию развития, учитывают индивидуальные потребности детей, отличаются вариативностью, имеют ...

НОД по речевому развитию использованием ТРИЗ технологии в средней группе «По волшебной дорожке»

Задачи:Образовательные: Продолжать развивать речь как средство общения.Активизировать словарь детей прилагательными (хитрая, рыжая., храбрый, смелый, пестрый и т.д.) Совершенствовать диалогическу...