Перспективный план по самообразованию на тему: "Фольклор как средство всестороннего развития ребенка"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Тюканько Ольга Викторовна

Актуальность.

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pp_plan_samoobrazovanie_folklor.docx625.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад №15 «Аистёнок»

                   

Индивидуальный план по самообразованию

на тему:

«Фольклор как средство всестороннего

развития ребенка»

Разработала воспитатель:

                                                                           Тюканько Ольга Викторовна

                                                                            Первая младшая группа

Пушкино, 2020-2021 уч.гг.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, музыки, творчества.

Без этого он засушенный цветок».

В. Сухомлинский

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/20/s_5dac16d8e5686/1228937_2.jpeg

Актуальность.

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Нет ни одного вида деятельности, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает деятельность более эмоциональной, развивает логическое и образное мышление. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка.

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.

С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. 

Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. На все случаи жизни мы можем найти их и применить.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.

Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки.

Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов и привлекает внимание сюжет.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Как отмечает Н.Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, О. С. Ушакова, А. Я. Шибицкая, др.).

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

Цель: развитие различных способностей детей средствами фольклора.

Задачи:

1. Эмоциональное развитие.

2. Формирование положительного отношения к режимным моментам.

3. Формирование мелкой моторики рук.

4. Развитие двигательной активности.

5. Познавательно-речевое развитие.

6. Приобщение детей к русской народной культуре.

7. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Направления организации образовательного процесса:

1.Использование потешек в режимных моментах, в тематических занятиях, в хороводных и пальчиковых играх.

2.Чтение сказок с использованием наглядного материала.

3.Театрализация русских народных сказок.

4.Музыкальное прослушивание русских народных произведений.

5.Использование фольклора в продуктивной деятельности.

6.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

7.Взаимодействие с семьей. Тематические консультации, папки-передвижки, памятки.

Методы и приемы:

1.Чтение, показ, игра.

2.Прослушивание музыкальных произведений.

3.Подвижные, хороводные, пальчиковые игры.

4.Театр.

5.Досуг «Масленица».

Предполагаемый результат:

В процессе ознакомления детей со сказками, с потешками, загадками, пословицами, народными и пальчиковыми играми:

-Будет формироваться речь, расширится словарный запас.

-Развиваться эмоциональный интеллект.

-Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

-Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

-У родителей сформируется понимание необходимости использование малых форм фольклора в развитии речи детей.

https://www.culture.ru/storage/images/34a20c3ceeb456e7225316a0c05902e9/fcee96ba6d0ff28f881b389a66a3a981.jpeg

Перспективный план по самообразованию на тему: «Фольклор как средство всестороннего развития детей раннего возраста».

Месяц

Формы работы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Ознакомление с литературой.
  2. Разработка перспективного плана.
  3. Создание картотеки потешек.

1.Заучивание потешек в период адаптации: «С добрым утром, глазки; Что за шум, что за рёв; Час обеда подошел…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Час обеда подошёл…»

2.Хороводные игры в период адаптации: «Пузырь», «Каравай», «Большие ноги шли по дороге».

2.Чтение русских народных сказок с наглядным сопровождением: «Курочка ряба», «Колобок», «Репка».

3.Знакомство детей с пластическими материалами «Тили-тили тесто…». Разучивание потешки пальчиковой игры «Быстро тесто замесили».

4.Рисование пальчиками «Дождик». Разучивание потешки «Дождик-дождик поливай – будет хлеба каравай».

Октябрь

1.Создание картотеки загадок.

2.Изготовление дидактических игр по русским народным сказкам.

3.Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с р.н.с.

1.Загадки по тематическим неделям: «Осень», «Домашние животные»,«Дикие животные»,«Домашние птицы».

2.Заучивание потешек про домашних животных, птиц; диких животных.

3.Кукольный театр по сказке «Репка».

4.Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Кто а кем?», «Что изменилось?».

5.Досуг:«Праздник осени».

Консультация: «Роль семьи в возраждении русских традиций».

Ноябрь

1.Картотека пальчиковых игр по сказкам.

1.Пальчиковые игры по сказкам: «Репка», «Колобок».

2.Пальчиковый театр.

3.Заучивание потешки при выполнении режимных моментов (умывании, одевании): «Вот они сапожки», «Водичка-водичка».

4.Хороводная игра: «Каравай».

5.Чтение сказки «Теремок».

Оформление буклета для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры».

Декабрь

1.Создание картотеки зимнего фольклора.

2.Уличные забавы.

1.Чтение сказки «Морозко», «Снегурочка».

2.Рассматривание дидактических картинок с новогодними персонажами (дед Мороз, снегурочка, снеговик).

3.Разучивание зимних игр: «Заморожу», «Ёлочка», «Снежки».

4.Театрализация (в масках) сказки «Репка».

5.Новогодний утренник.

Консультация: «Воспитание сказкой».

Январь

1.Эмоциональное развитие через сказку.

2.Создание картотеки поговорок, скороговорок.

1.Чтение сказки «Руковичка», «По-щучьему велению».

2.Театр теней: «Заюшкина избушка».

3.Заучиание скороговорок: «Мышка сушек насушила…», «Евсей, Евсей муку просей».

Консультация на тему: «Как создать театр теней своими руками».

Февраль

1.Безопасность через сказку.

1.Чтение сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса».

2.Театр теней: «Гуси-лебеди».

3.Заучиание скороговорок: «Зимним утром от мороза», «Паша тихо шепчет Мише…».

4.Хороводная игра: «Зайка шел, шел…».

Консультация: «Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям».

Март

1.Русские народные праздники. Масленица.

1.Чтение сказок про Масленицу.

2.Хороводная игра: «Карусель».

3.Досуг посвященный празднику «Масленица».

Консультация на тему: «Масленица».

Апрель

1.Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

1.Чтение р.н.сказки с наглядным сопровождение «Три медведя».

4.Рассматривание дидактических картинок с изображением русских народных инструментов.

3.Прослушивание русских народных песен:

«Как у наших у ворот», «Серенький козлик».

Май

1.Знакомство с русскими народными игрушками.

1.Знакомство с матрёшкой.

2.Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери косынку».

3.Знакомство с другими р.н. игрушками: неваляшка, свистульки.

Список литературы:

1.Г.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника».

2. В.Аникин «Русский фольклор».

3.В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

4. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  Санкт-Петербург, 1999.

5.М.Ю. Картушина  «Забавы для малышей».

6. Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М.: Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.

7. Русские народные сказки.

8. В.В. Гербова  «Хрестоматия для детей».

9. О.И. Крупенчук  «Пальчиковые игры».

10. Л.П. Савина  «Пальчиковая гимнастика» (для развития речи дошкольников).

11. М.М. Безруких. Сказка как источник творчества детей.
Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Мультипликация как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиюна тему:«Мультипликация как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста»...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Фольклор как средство всестороннего развития ребенка"

Актуальность.Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность...

План самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

План самообразования на тему «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» для средней группы...

Отчет по плану самообразования на тему «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка».

Отчет о проделанной работе по плану самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»....

План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических от...

Отчет по самообразованию «Конструктивная деятельность как важное средство всестороннего развития ребенка».

План отчета педагога по методической теме «Конструктивная деятельность как важное средство всестороннего развития ребенка»....