"Педагогические условия проведения пальчиковых игр как средство развития речи детей"
картотека по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогические условия проведения пальчиковых игр как
средства развития речи детей.
Принцип подбора игр:
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в
быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными.
Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
1) сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
2) использовались изолированные движения каждого из них.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.
Наибольший интерес представляют игры:
1) на расслабление;
2) в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
3) на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).
Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).
∙ Сорока-ворона кашу варила…
∙ В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…
∙ Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая…
∙ Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…
∙ Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
∙ Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…
∙ Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…
∙ Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
∙ Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…
∙ «Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»
∙ Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…
∙ У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…
∙ «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»
∙ У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…
∙ Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок…
∙ Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
∙ Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…
∙ Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…
∙ «Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
∙ «В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
∙ Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)
∙ «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»
∙ На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
∙ Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
∙ Две сороконожки бежали по дорожке…
∙ Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
∙ Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.
∙ Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь. 10
∙ Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
∙ Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные в одной из трёх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
∙ Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики , как средство коррекции речи детей.
В данной работе описаны особенности проведения закаливания в нетрадиционной форме с детьми, имеющими речевые расстройства....

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.
Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...

Мастер- класс для родителей Тема: «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми в развитии мелкой моторики» «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития речи детей».
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная и тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить, потрогав, показав что – либо движением. Поэтому на пр...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...