Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Скоро в школу!".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Загонкина Ирина Анатольевна

Расширить представления детей о школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе:

«Что я знаю о школе».

Цель: расширить представления детей о школе.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о позиции звука в слове, о названиях животных и их детенышей; закрепить умение делить слова на слоги, умение проводить звуковой анализ слова.

Развивающие: создать позитивное отношение к обучению в школе; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Словарная работа:

Пассивный словарь: школа, ученики, первоклассники, учитель, перемена, толковый словарь, длинноухий, короткохвостый.

Оборудование и материалы: портфель, толковый словарь, карточки с заданиями «Выбери предмет», листы с готовыми схемами и квадратами (синими и красными).

Структура и методические приемы:

Организационный момент: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, беседа на тему «Что я знаю о школе».

Основная часть: игра «Найди звук», работа по соотнесению слоговой схемы с делением на слоги на слух, отгадывание загадок про животных с их описанием и названием их детенышей, физкультурная минутка с проговариванием чистоговорок, проведение звукового анализа слова «роза», составление рассказа-описания о предмете одежды, вопросы к детям, использование наглядного материала.

Заключительная частьподведение итогов, попытка детей самостоятельно оценить себя.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом. Приветствие гостей на двух языках.

В.: — Ребята, какое у вас сегодня настроение? — Хорошее, радостное, веселое. — Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг. Крепче за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.

В.: Давайте подарим друг другу улыбки.

В.: Ребята, представляйте, сегодня утром я обнаружила возле двери нашей группы портфель. Интересно, а для чего его нам принесли?

Наверное, потому, что мы подготовительная группа. И нам скоро идти в школу. Скорее всего, кто-то хотел нам про него рассказать.

(На доске - изображение школьников и учителя)

В.: Кто из вас знает, что такое школа? (Школа - это место, где дети получают знания, где учителя учат детей)

В.: Как называют детей, которые учатся в школе? (Детей, которые учатся в школе, называют «ученики»)

В.: Как называют ребят, которые пришли в первый класс? (Ребят, которые пришли в первый класс, называют первоклассниками).

В.: Кто вас встретит в школе? (В школе встретит учитель).

В.: Чем занимаются дети в школе? (Дети в школе учатся).

В.: Что вы видите на доске?

Дети: Учеников и учителя.

В.: Верно. А где они находятся?

Дети: Они находятся в школе.

В.: Как нужно вести себя на уроке? (Нужно внимательно слушать учителя, не баловаться).

- Если на уроке ты хочешь, что-то сказать или спросить, что нужно сделать? (нужно поднять руку).

- Что такое перемена? (Перемена- это время, когда дети отдыхают).

В.: Молодцы! Я вижу, что вы много знаете о школе.

Ребята, а в портфеле ещё что-то есть? Письмо. 

Знайка: Здравствуйте, ребята, я вам прислал письмо. У меня случилась беда. Я заболел. И мои ученики остались без учителя. Я слышал, что вы ответственные ребята. Я хочу вас попросить, помощь моим ученикам выполнить задания, которые им оставил. Ученики будут ждать вашей помощи. А задания будут лежать в портфеле.

В.: Ребята, случилась беда. Наш друг Знайка заболел. Ребята, выручим Знайку? Поможем его ученикам справиться со сложными заданиями?

Дети: Да! Поможем.

2. Основная часть

В.: Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

- Какими бывают звуки? (Гласными и согласными).

- А согласные звуки какие мы знаем? (Твердые и мягкие).

Первое задание-игра «Найди звук». 

Воспитатель с мячом  становится в круг, бросая мяч ребенку, называет любое слово с заданным звуком в начале, середине или конце, ребенок возвращает мяч и называет позицию звука в слове). Для этого задания нам нужно встать в круг. Я буду бросать вам мяч, вы назовите слово с заданным звуком, определите его место в слове. В начале, в середине, или в конце. Дети выполняют задание.

В.: Молодцы! Вы все правильно назвали.

В.: Хорошо! Вот следующее задание от Знайки.

Игровое упражнение «Делим слова на слоги». На доске картинки игрушек. С помощью количества хлопков в ладошки определить, сколько слогов в названии игрушки. Выбрать правильную слоговую схему, а лишнюю удалить щелчком с помощью компьютерной мыши. Правильная схема не удалится!

В.: Ребята, молодцы! Будьте внимательны, вот  следующее задание от Знайки. Нужно разделиться на 2 команды. У каждой команды на столах лежат картинки. Задание. Выбрать предмет или картинку, которая подходит к этому слову. Воспитатель сам читает слово.
 
В.: Ребята, молодцы! Будьте внимательны, вот следующее задание от Знайки.

 «Загадки».

Кто зимой холодной.
 Ходит злой, голодный.

Почему ты думаешь, что это волк? (злой, голодный). Волк какой? Как можно про него сказать? (Волк серый, у него острые зубы). Как называют детёнышей волка? (волчата).

Длинное ухо.
 Комочек пуха,
 Прыгает ловко,
 Любит морковку.

Почему ты думаешь, что это заяц? Какой заяц? (У него длинные уши. А как другому можно сказать это слово? Длинноухий). Как можно про него сказать? (Заяц белый, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост). Как по-другому ещё можно сказать короткий хвост? короткохвостый. Как называют детёнышей зайца? (зайчата).

С веточки на веточку.
 Прыгает, резвится.
 Лёгкая, проворная,
 А не птица.

Почему ты думаешь, что это белка? Какая она? ( Белка рыжая, пушистая, у неё длинный красивый хвост.) Как называют детёнышей белки? (бельчата).

В.: Ребята, вы большие молодцы! Здорово справились. Скажите, как называется время отдыха в школе между уроками? (Перемена).

авайте мы устроим перемену и поиграем в игру. А начнем с проговаривания чистоговорок. Давайте встанем в круг и каждый третий будет подкидывать мяч и на выпавший слог будем проговаривать чистоговорку.

Разминка:

Ра-ра-ра — начинается игра,
 Лы-лы-лы — забиваем мы голы,
 Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
 Са-са-са — под кустом сидит лиса,
 Ма-ма-ма — на дворе сейчас зима,
 Ша-ша-ша — мама моет малыша,
 Ар-ар-ар — кипит наш самовар,
 Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь,
 Та-та-та — у нас в доме чистота,
 Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
 Оч-оч-оч — наступила ночь.

(Проводится физминутка. Дети идут за воспитателем на ковер и по его просьбе строятся в круг). Встали около своих стульев. Сейчас я вам буду говорить, какое движение вы должны выполнить. Но делать вы его будете тогда, когда я скажу «пожалуйста». Будьте внимательны! Например: Ребята, подняли правую руку. Ребята, пожалуйста, подняли правую руку! Ребята, сели. Ребята, пожалуйста, сели!

Воспитатель: Ребятки, молодцы. Отдохнули, набрали сил. Давайте посмотрим, что нас ждет дальше. (Воспитатель приглашает детей сесть за столы, на которых лежат листы с готовыми схемами и квадратами (синими и красными).

Воспитатель: Что изображено? (Роза).

Нам нужно провести звуковой анализ слова.

А у доски разбирает слово Игорь. (Дети разбирают слово самостоятельно, а Игорь у доски).

- Первый звук в слове «Роза» звук «р» , твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук  и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синий фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

Воспитатель: А вы, ребята,  проверьте, у вас такая схема получилась?

-Умница, Игорь, всё правильно сделал.

 Составление рассказа - описание о предмете одежды.

«Платье - это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».

«Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

Воспитатель: Ребята, молодцы! Мы выполнили все задания, помогли ученикам. Теперь нам нужно будет передать их обратно. (Стук в дверь. А вот и почтальон).

Воспитатель: Дети мы можем отправить Знайке и его ученикам видеопослание. И расскажем, какие задания нам показались сложными, а с какими справились легко и быстро.

 

 


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

1.Уточнитьзнания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.2.Закрепить умение драматизировать художественное произведение последовательно и точно.3.Совершенствовать ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...