Проект. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».
проект по развитию речи (младшая группа)

Коваленко Наталья Викторовна

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети, из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Умка» «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет ». Автор проекта воспитатель группы ОРН №4 «Радуга» дети от 2 до 3 лет: Коваленко Наталья Викторовна

Слайд 2

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет».

Слайд 3

Актуальность: В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно. Набирая малышей в ясельную группу , я сразу определилась с темой « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет ». Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети, из моей группы плохо разговаривают , у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации) .

Слайд 4

Целью своей работы определила: Цель работы: -повышение своего профессионального мастерства и компетентности; - способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. - объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, -развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Слайд 5

Поставила перед собой задачи. Задачи : – познакомить детей с устным народным творчеством, развивать их речь; – вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам , сказкам, загадкам, пестушкам , народным песенкам и играм; – способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МАДОУ; – воспитывать гуманные отношения. Участниками моего проекта стали: воспитанники группы от 2-3 лет, воспитатели, родители.

Слайд 6

Предполагаемый результат: – у детей появиться интерес к устному народному творчеству – потешкам , колыбельным песням, стишкам, пестушкам , речевым народным играм; – повысится уровень речевого развития детей раннего возраста; – повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.

Слайд 7

Ранний дошкольный возраст- это период усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняют художественное слово, детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью речи, интонационной выразительностью. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста я включила: чтение колыбельных песенок, потешек , сказок и вводила их в повседневный разговор.

Слайд 8

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы: -Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий. -Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек , рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание. - Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки , дидактические игры, настольно-печатные игры, хороводные.

Слайд 9

В своей работе использовала следующие дидактические пособия : настольный театр; пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок; кукольный театр; иллюстрационный материал по сказкам; иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям. В течение года в своей работе большое внимание уделяла знакомству детей с русскими народными сказками, песнями, игрушками народных мастеров. Материал подбирала с учётом возрастных особенностей детей . Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям . Особенно эфективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям.

Слайд 10

С раннего возраста ребенок откликается на потешки , приговорки , колыбельные . Роль этих фольклорных форм трудно переоценивать . Вслушиваясь в слова потешек , стишков , их ритм , малыш играет в ладушки , притопывает , приплясывает , двигается в такт произносимому тексту . Это не только забавляет , радует ребенка , но и организовывает его поведение , вызывает желание выполнять режимные моменты с удовольствием . Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме. Правильно подобранная потешка , помогает погасить в малыше отрицательные эмоции . Кто тут плачет ? Ой-ой-ой! Говорят малышка мой. Нет не плачет мой малыш, Зря не говорите! Улыбаемся уже- Сами посмотрите ! Для обеспечения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки , в текст которых подставляла имя ребенка: «Кто у нас хороший….», «Ходит Ваня по кружочку, ищет Ваня себе дружочка…». И другие.

Слайд 11

Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями. Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты : «Совушка сова, Вышла курочка гулять…», «Наши уточки с утра», «

Слайд 12

Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом. Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию. ««Кисонька – мурысенька », «Курочка – рябушечка », Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся. Они хорошо запомнили к концу года текст потешек , как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Семья». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее. Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички .

Слайд 13

Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали. Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая «дочек» спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота. Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Они ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором. «Солнышко – колоколнышко ». Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок» др ., дети овладевают языком своего народа .

Слайд 14

Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества. Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций. Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», « Колпачок», «Каравай», «Мыши водят хоровод…», «Гуси - гуси»,

Слайд 15

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать загадки). В ходе непосредственной образовательной деятельности решались задачи не только обучающие ,но и игровые, нравственные, физические, интегрированного характера.

Слайд 16

Провела такие игры – занятия по потешкам «Птичий двор», «»Петушок, петушок», «Вышла курочка гулять», «Как по лугу, лугу..», «Наши уточки с утра», «Заяц Егорка», и другие. Провела открытые занятия по развитию речи «Зернышки для Петушка» и «по стихотворениям А. Барто «Игрушки». Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды. В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги потешки , сказки, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.

Слайд 17

Родители принимали активное участие в жизни нашей группы и сделали своими руками пальчиковый театр «Курочка ряба», по потешке «Сорока-сорока», выступили перед детками с показом сказки «Репка». Переоделись в костюмы, нарядились, так, что дети их не узнали. Участвовали в спортивной игре-сказке «Курочка ряба» всем было весело, очень понравилось участвовать в мероприятиях все остались довольны своим творчеством. Для родителей были оформлены папки-передвижки, помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор». Лепбук «В гостях у сказки» родители познакомились с материалом, по которому я занимаюсь с детками

Слайд 18

В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, общаются со взрослыми и сверстниками, стараются пользоваться формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки , песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют. Любят выступать перед своими друзьями. Мониторинг . Результат своей работы я представила в графиках: у детей улучшилось понимание речи взрослых, они хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям; повысился уровень связной речи; обогатился словарь детей новыми словами, появился устойчивый интерес к русскому народному творчеству.

Слайд 38

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Проект "Влияние устного народного творчества на развитии речи детей 3-4 лет"

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи  детей 3-4 лет»«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного...

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Проект " Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет"

Возраст 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, род...