консультация "Учим детей читать"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Парамонова Ирина Вадимовна

рекомендации родителям, как правильно научить читать своего ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchim_detey_chitat.docx343.21 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно учить детей читать?

На протяжении многих лет родителей волнует вопрос: учить или не учить дошкольников читать?  Реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить чтению. Только делать это следует правильно.


Обучение ребенка чтению начинается со знакомства с буквами. Без знания букв чтение становится невозможным. Чтобы избежать неприятных последствий неграмотного обучения, учите ребенка, учитывая следующие правила.


 - Учите играя. Основным способом познания мира в дошкольном возрасте является игра. Она поможет надежно усвоить информацию, вызвать у ребенка интерес и привить любовь к чтению. Поэтому делайте первые шаги в мир чтения через игры с буквами. Пусть в Ваших играх оживают интересные истории, в которых буквы встречаются и расстаются, ходят на встречу друг другу. Ребенок может сам соединить разбежавшиеся буквы, нарисовать их на песке, снегу или стекле. Найти и назвать знакомые буквы на афишах, вывесках магазинов. Если игры будут веселы и интересны, то поиграть 10-15 минут в день не откажется ни один ребенок.   Играйте с буквами ровно столько времени, сколько это будет интересно ребенку.

  - Знакомить ребенка с буквами можно при помощи карточек, на каждой из которых нарисована определенная буква, с помощью букв-магнитов, с помощью книг, кубиков и т.д.

- Если вы решили, что пришла пора познакомить вашего ребёнка с буквами, не забудьте, что буква и звук – это разные понятия. Буква – это графическое изображение звука, а звук – это то, что произносит человек, когда общается с другими людьми. При знакомстве с буквой целесообразно называть ребёнку звук, который она обозначает. Если с гласными буквами  все просто -  они как пишутся, так и произносятся – «а», «о», «у» ; то с согласными несколько сложнее. Показывая ребенку согласную букву, называйте звук, который она обозначает. Например, показывая ребенку букву «Г», называйте ее не «гэ», а [г];  букву  «Д» - не «дэ» [д], «Л» -не «эль», а [л] и т.д. Это в дальнейшем поможет ребенку правильно соединять звуки в слова. Слово мама он не прочитает, как «ЭМАЭМА», а мяч, как «ЭМЯЧ». В то время как дети, привыкшие называть букву «М» как [эм], только так и читают.

-Не учите сразу же все буквы алфавита. Лучше выучите с ребенком несколько букв, а затем пробуйте из них складывать слоги и короткие слова. Например, выучив буквы «а,у,м», можно уже читать слова «ам», «ау»,  «мама» . Выучив еще «с» и «о» - можно уже читать «оса», «сама», «сам», «сом» и так далее. Изучение букв, а затем применение своих знаний на практике, с одной стороны позволит ребенку более прочно усвоить знания, а с другой – вызовет чувство успеха. Ведь малыш выучил пока только три – пять букв, а вот уже сколько много слов смог прочитать! И ребенок с интересом приступит к дальнейшему знакомству с буквами.

 - Начинайте читать со слогов, состоящих из двух гласных букв: «ау» (зовут в лесу), «уа» (плачет ребенок). Затем переходите к чтению закрытых слогов, типа «ам», «ом» и т.д. Ребенок протяжно называет гласную, а затем, как бы приставляет к ней согласную букву. Как только он освоил такие слоги,  переходите к чтению открытых: «ма», «па».

 - Постоянно контролируйте, осмысленно ребенок читает слова или нет.  Например, ребенок прочитал слово «стул».  Поинтересуйтесь у него, о чем он сейчас прочитал. Попросите показать на этот предмет либо нарисовать его.  Если ребенок не соотносит графическое обозначение слова с его смысловым значением, то пусть прочитает его еще раз. Важно показать малышу, что каждое слово что-то обозначает. Можете рассказать историю, что слово - это своеобразная загадка, которая прячет за собой предмет. Задача малыша эту загадку разгадать.

-  После того, как вы показали ребёнку букву, назвали соответствующий ей звук, предложите сыну или дочери вылепить букву, украсить её бусинами, раскрасить, выложить из палочек и т.д. Будет очень хорошо, если вы отведёте в детской комнате специальное место, где будут жить буквы (можно натянуть леску и вывешивать изученные буквы на прищепки, формировать из них слова, играть в игры). Очень интересный ход: заведите альбом и собирайте туда буквы. Каждой букве отведите страницу. Теперь, если вы встретите эту букву в газете, журнале, или просто нарисуете красиво и раскрасите, нужно вырезать её и вклеить в альбом. Так ребёнок убедиться в том, что одна и та же буква может изображаться по-разному (но с соблюдением закономерности написания). Хороший приём для запоминания буквы – выделение её в тексте. Подберите соответствующий текст с крупными буквами и предложите внимательно просмотреть и обвести (подчеркнуть, зачеркнуть) все буквы «Н». Это упражнение тренирует усидчивость, способствует развитию умения распределять и концентрировать внимание.
Если у вас есть специальные карточки с буквами или магнитная азбука, можно играть в игры типа «Какой буквы не стало», «Назови соседей».


- Учите буквы только  в хорошем настроении. Хвалите ребенка за его успехи. И никогда не заставляйте насильно читать.

 - Что касается возраста, с которого следует начинать ребенка учить читать, то здесь однозначного ответа нет. Одни дети успешно осваивают чтение с трех лет, другие  - с пяти, третьи -  с шести. Главное, на что следует обращать внимание при выборе возраста для изучения букв и обучения чтению,  – это устная речь ребенка. Она должна обладать достаточно богатым словарным запасом и быть без речевых дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и детей "Читать главное. Главное - читать!"

небольшой теоретический материал для родителей как, зачем и почему нужно читать дома. В продолжении презентация-игра для совместного практикума детей и родителей....

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Читаем детям, читаем вместе с детьми....

Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти помет...

Консультация "Читайте детям, читайте с детьми"

Как правильно выбрать книгу для ребёнка? С чего начинается знакомство с литературой? Как воспитать интерес к чтению книг? На эти и другие вопросы Вы получите ответы в данной консультации....

Читаем детям, читаем вместе с детьми!

Консультативный материал для родителей...

Статья "Читаем детям,читаем вместе с детьми"

Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок раннего возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный, чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослому необходимо приложить много усилий,эмоци...