планирование работы по развитию речи 2-4 года
картотека по развитию речи (младшая группа)

Махначева Ольга Викторовна

Материал оформлен в виде картотеки, включены артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, понятийная сторона речи, темп, ритм, развитие слуха, координации, движений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

                           Сентябрь  / третья неделя / 

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного вдоха. Упражнение «Осенние листочки». / «медленно набираем воздух через нос, ах, как приятно пахнет!»/ Следить за тем, чтобы плечи у детей не поднимались.  Затем попросить определить цвет лепестков / «какого цвета лепестки у этого цветочка?» / упражнение повторяется 3 – 5 раз;
  • артикуляционная гимнастика: максимальное открывание и закрывание рта, растягивание губ в улыбочку, в трубочку;
  • развитие мелкой моторики рук: поглаживание мягких игрушек;
  • развитие чувства ритма: ударять в бубен, барабан, по металлофону или ксилофону. / «Послушай и повтори»: один удар по инструменту один хлопок, два удара – два хлопка /;
  • развитие понятийной стороны речи: дети по показу запоминают название игрушки, части тела;
  • работа над темпом и ритмом речи: пальчиковая гимнастика:

  На большом диване в ряд

  Куклы Танины сидят:

  Два медведя, Буратино,

  И веселый Чиполлино,

  И котенок, и слоненок,

      / попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаком об кулак /                                        

                   Раз, два, три, четыре, пять,                                                                                                

                   Помогаем нашей Тане                                                                  

                   Мы игрушки сосчитать.              

          / поочередно сгибают пальцы на обеих руках /    

                                                                                                 

         

         Планирование работы              

            по развитию речи                        

           с детьми 2 - 4 лет.

                        

                                                                                                                                        по материалам журнала

                                                 «Ребенок в детском саду»

                                                2008, 2009 год

                                 

                                     Сентябрь / четвертая неделя /

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного вдоха; упражнение «узнай овощ»: перед детьми блюдо с овощами / лук, чеснок, огурец, укроп / дети их рассматривают и называют их. Затем на них делаются надрезы, укроп растирают в руках, дети их нюхают, запоминают запахи. После этого детям завязывают глаза, ребенок делает плавный вдох, не поднимая плеч, и узнает по запаху предложенный овощ / «что это так пахнет?» /. Если ребенок затрудняется, то можно попробовать овощ на вкус;
  • артикуляционная гимнастика / «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо – влево, снова спрятался в домике» /;  
  • развитие мелкой моторики рук: указательным пальцем правой руки дети выполняют круговые движения по ладони левой руки и хлопают в ладоши.

Ладушки, ладушки,    

Где были? У бабушки.

Ладушки, ладушечки,

Звонкие хлопушечки!

Хлоп, хлоп, хлоп!

  • развитие слуха: взрослый играет на дудочке, барабане, бьет в бубен;

дети узнают звучание барабана среди других инструментов;

  • развитие понятийной стороны речи: дети называют предметы сначала по картинкам, затем без опоры на наглядность;
  • координация слов с движениями, активизация в речи глаголов:

В огород пойдем,                       Щавеля нарвем немножко,

Урожай соберем,                         И вернемся по дорожке.

/ идут по кругу  за руки /                  / идут по кругу за руки /.

Мы морковки натаскаем,

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан  капусты,    

                                 

                                   Октябрь / первая неделя /

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха; упражнение «узнай фрукт»: перед детьми блюдо с фруктами / апельсин, яблоко, лимон / дети их рассматривают, нюхают и называют их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, сделать вдох и узнать по запаху предложенный фрукт, если ребенок не может по запаху угадать, то ему предлагают попробовать фрукты на вкус;  
  • артикуляционная гимнастика / «надуваем щеки: они то толстые, то худые»;
  • массаж рук;
  • развитие понятийной стороны речи: дети называют предметы по показу: трава, дом, машина, вода, земля, солнце; объясняют ощущения при прикосновении к гладкой и шероховатой поверхности, к теплой и холодной воде / «здесь сухо, стол гладкий, здесь мокро, вода холодная, вода теплая» /;      
  • координация речи с движением, активизация в речи глаголов, дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы  глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  • упражнение на развитие чувства ритма;

                               

                                       Октябрь / вторая неделя /

  • развитие дыхания: формирование длительного выдоха: упражнение «ветерок»:                

                                В этот солнечный денечек,

Дуй – подуй, мой ветерочек!

Ветерочек – ветерок,

Дуй – подуй, мой ветерок!

  • артикуляционная гимнастика: упражнение «птенчики»: выставляется сюжетная картинка «гнездо с птенцами»:

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят!

Мама зернышко несет –

Открывай пошире рот!

Дети широко открывают рот, выполняя  «немую» артикуляцию звука  [а], воспитатель кладет на кончик языка витаминку;

  • развитие слуха: в три одинаковые непрозрачные бутылки  насыпаны горох, пуговицы и манная крупа. Воспитатель встряхивает бутылки и дети определяют на слух, что находится в каждой бутылке;
  • развитие понятийной стороны речи: воспитатель называет действия, дети их выполняют спят, стоят, бегают и т.д., а также показывают их на предложенных картинках и называют;
  • развитие мелкой моторики рук:

Прилетели гули – голубочки,

/ машут руками /

На головку сели моей дочке,

/ кладут руки на голову /

Ой! Шу! Улетели!

/ разводят руки в стороны /

  • упражнение на развитие чувства ритма;

                     

 

                        Октябрь / третья неделя /

  • развитие дыхания: формирование длительного выдоха;
  • артикуляционная гимнастика / «язычок гуляет» - язычок вышел погулять: широкий, расслабленный лежит на нижней губе, потом спрятался в домике: в состоянии покоя лежит за нижними резцами;
  • дифференциация кинетических ощущений с использованием различных поверхностей: по руке проводят поочередно ватой, губкой, жесткой щеткой / «хлоп, хлоп» /;
  • развитие понятийной стороны речи, используя знакомые игрушки, дети учатся различать понятия «большой - маленький»;
  • «Узнай по голосу» - взрослый используя кукол или изображения персонажей сказки «Три медведя», говорит за них, дети называют персонажей;
  • развитие мелкой моторики рук:

Будем мы варить компот,                         / указательным пальцем

Фруктов нужно много, вот!                  « мешают», ребром ладони

Будем яблоки крошить,                          «рубят» и «крошат» /

Грушу будем мы рубить,

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

  • упражнение на развитие чувства ритма;  

     

                       

                                   Октябрь  / четвертая неделя /  

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха / «подуйте на шарик для пинг – понга в тазике с водой», «сдуйте с ладони перышко» /;
  • артикуляционная гимнастика / упражнение «лакание молочка»:

Молоко лакает кот,                         / дети выполняют движения  

Котик нас лакать зовет.                  языком /

  • развитие понятийной стороны речи: игры со звучащими игрушками, дети учатся различать понятия «громко» - «тихо»;
  • развитие мелкой моторики рук: побуждать детей удерживать пальцы в кулаке, разгибать и сгибать их;
  • продолжение знакомства с пространственным расположением предметов: предметы находятся на привычных для детей местах – на столе, под столом, в шкафу, на стене;
  • координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи: Капля раз, капля два,                 / прыжки на носочках /

Очень медленно сперва.  

А потом, потом, потом,                / тепм убыстряется /

Все бегом, бегом, бегом.

  • упражнение на развитие чувства ритма;

                      

                                  Ноябрь / первая неделя /

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха,  / дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки: «сдуйте снежинки с белой полянки» /;
  • развитие мелкой моторики рук: дети ловят на удочку магнитных рыбок;
  • артикуляционная гимнастика:

Улыбнулись губки,                         дети раздвигают губы в улыбке,

Показались зубки,                         выполняют «немую» артикуля -

Губки улыбнулись,                         цию звука [и], следить за тем,

К ушкам потянулись.                 чтобы дети улыбались без напря –

жения, показывая верхние и нижние зубки;

  • развитие понятийной стороны речи: на столе выставлены игрушечные кошка, птичка и шарик, дети узнают по описанию / «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы. У нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями. Он круглый, красный, пластмассовый»/.
  • развитие слуха: дети узнают звучание бубна среди других инструментов;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                         

                               Ноябрь /вторая неделя /

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха, / дети сдувают с листа белые бумажные комочки: «чей комочек улетит дальше?» /;
  • развитие мелкой моторики рук с использованием «пальчикового бассейна»: дети опираются рукой в дно «бассейна» и передвигают руки по дну, перебирая пальцами «пальчики побежали»;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Шарик»: дети округляют губы, как будто держат губами маленький шарик и тихонько протянуть [о];
  • развитие слуха: взрослый мнет, рвет бумагу или листает книгу, ребенок стоя спиной, рассказывает, что делает взрослый;
  • развитие понятийной стороны речи: дети учатся отвечать на вопросы: где? куда? откуда? на чем? / «покажи и расскажи, где лежат книги и т. д.»;
  • упражнение на развитие чувства ритма;  

                       

                                    Ноябрь / третья неделя /    

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного выдоха: взрослый дует в пузырек или баночку, чтобы послышался свист, затем предлагает детям сделать тоже, не надувая щек / «Чей паровоз громче и дальше подает сигнал?» /;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Мишка» выполняется с игрушечным медведем:

«Э», как мишка, вы пропойте,

Ротик широко откройте,

Ваня с мишенькой играет

И по комнате гуляет,

Как мишутка напевает:

- Э-э-э-э-э!

Дети выполняют артикуляцию звука [э].

  • развитие мелкой моторики рук с использованием «пальчикового бассейна»: дети ищут на дне геометрические фигуры;
  • развитие слуха: взрослый за ширмой стучит ложкой по ложке, щелкает ножницами и т.д., дети рассказывают, что делает взрослый;
  • развитие понятийной стороны речи: различие форм единственного и множественного числа существительного: «покажи, где нарисован дом / дома / и т.д.» /;
  • формирование представления об основных цветах: дети учатся действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называя его / «ветер сорвал крыши с домиков, надо их поставить на место»;
  • упражнение на развитие чувства ритма;  

                       

                                  Ноябрь / четвертая неделя /

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного носового вдоха: ребенок получает две коробки -  с еловыми иголками и апельсиновыми корками, взрослый предлагает понюхать содержимое каждой коробки и подобрать коробку с аналогичным ароматом его набора;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Слоненок»:

На слоненка погляжу,

Губы хоботком сложу,

На слоненка погляжу,

Губы трубочкой сложу.                                            

 Дети выполняют артикуляцию звука [у].

  • развитие мелкой моторики рук: дети опускают пальцы в миску с крупой и выполняют перетирающие движения большим, указательным и средним пальцами / «солим еду» /;
  • развитие слуха: взрослый переливает воду, щелкает ножницами, дети угадывают и рассказывают, что делает взрослый;
  • развитие понятийной стороны речи: дети учатся ориентироваться в названии действий, сначала работают по сюжетным картинкам: «Покажите, где мальчик катается на велосипеде; где, девочка поливает цветы; где, кошка спит», затем  из вопросов исключаются названия субъектов, вопрос формулируется следующим образом: «Покажи, кто катается; кто поливает цветы; кто спит; кто сидит; кто стоит»;
  • формирование представление об основных цветах: дети учатся действовать инструкции, выделяя заданный цвет и назвать его, взрослый показывает картинку с изображением варежки, раскрашенную в основной цвет, просит назвать картинку и найти пару;
  • упражнение на развитие чувства ритма;    

                     

                     

                                Декабрь / первая неделя /   

  • развитие комбинированного дыхания: вдох носом, выдох ртом, ребенок пробует дуть в трубочку для коктейля, взрослый показывает, как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом - выдох через рот в трубочку, контролировать  силу выдоха, если сильно дуть, то вода выльется из стакана, а при слабом выдохе выходят пузырьки;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение  «Зайка»:

На макушке – ушки,

А зубки – на нижней губке.

Дети выполняют артикуляцию звука [ф]: верхняя губа приподнята, нижняя прижата к краям верхних зубов, между нижней губой и зубами остается узкая щель, по середине  которой проходит воздушная струя;

  • развитие слуха: дети узнают звучание дудочки среди других музыкальных инструментов;
  • развитие  мелкой моторики с использованием «пальчикового бассейна»: упражнение «Повар»:

Вари, варим, варим щи   круговые движения кистью  

                                по часовой стрелке

Щи у Вовы хороши.        круговые движения кистью

                                против часовой стрелки ;

  • развитие понятийной стороны речи: выставляются картинки и взрослый задает вопросы: «Чем мама режет хлеб? Чем мальчик ветер лицо? Чем едим суп? Чем девочка расчесывает волосы?» дети выбирают нужную картинку;
  • формирование представления об основных цветах: упражнение «строим башню», дети действуют по инструкции, выделяя заданный цвет и называя его;
  • упражнение на развитие чувства ритма;    

                       

                                   Декабрь  /вторая неделя /   

  • развитие комбинированного дыхания: вдох носом, выдох ртом; игра «мотылек»: на уровне глаз ребенка прикреплен шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины, соответственно тексту ребенок дует на мотылька данного цвета и размера / «На весеннем на лугу мотыльки летают, красный мотылек взлетел…» /;  
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Ветер»:

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел,

Руку к шее прижимай,

Голосочек подключай: «в-в-в».                  

 Дети выполняют артикуляцию звука [в];

  • развитие слуха: дети определяют на слух  звучание знакомых иг -   рушек;
  • развитие мелкой моторики рук: дети выполняют движения соответственно тексту:          

 Пили, пила, пили, живей!

 Мы строим домик для друзей.

  • развитие понятийной стороны речи: дети отвечают на вопросы, поставленные к сюжетным картинкам: кто совершает действие? Где это происходит? / например, к картине «зимние забавы»: кто лепит снежную бабу? Где дети лепят снежную бабу? /;
  • закрепление знания об основных цветах: упражнение «подбери пару» / «к красной шапке подбери красный шарф» /;
  • упражнение на развитие чувства ритма;  

                         

                                   Декабрь / третья неделя /

  • развитие комбинированного дыхания: вдох носом, выдох ртом: упражнение «Легкие шарики» дети дуют на легкий пластмассовый шарик, чтобы он откатился к игрушке;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Рыбка»:

   Открывает рыбка рот,

   Да не слышно, что поет.                                

      Дети беззвучно размыкают, а затем смыкают плотно , но без напряжения, губы. Затем выполняют упражнение «звук [п]»;

  • развитие слуха: звучит запись пения птиц, когда пение звучит громко, дети машут руками / летают /, тихо – приседают;
  • развитие мелкой моторики рук с использованием «пальчикового бассейна»: ребенок опускает руки в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сгибает и разгибает пальцы;
  • развитие понятийной стороны речи: дети выкладывают предметные картинки в заданной последовательности / «поставьте картинки так, как я назову: корова, машина, кубик..»/;
  • развитие логического мышления: перед ребенком выложена дорожка из блоков Дьенеша из двенадцати звеньев, чередующихся по цвету: красный, синий, красный, синий; четыре звена пропущено, ребенок должен восстановить пропущенные звенья;
  • упражнение на развитие чувств ритма;  

     

                     

                         

                       

                                   Январь / вторая неделя / 

  • развитие дыхания: формирование плавного выдоха: дети дуют в трубочку / из плотной бумаги / направленную на сухую веточку или перышко, лежащее на столе / «двигаем веточку» /;
  • артикуляционная  гимнастика: упражнение «Голосок»:    

  [Б] легко произнеси,

  Голосок свой подключи.                                      

Дети выполняют артикуляцию звука [б], если озвончение происходит с трудом, предложить ребенку приложить  ладонь тыльной стороной к гортани / своей или взрослого /, чтобы почувствовать, как дрожит горло – «домик» голоса;                            

Упражнение «Колыбельная Любе»: дети укачивают куклу и напевают:        Баю – баюшки – баю,

                    Баю Любочку мою!  

  • развитие слуха: на столе две  закрытые коробки, в одной из них колокольчик, взрослый достает его, звонит и убирает обратно в коробку, затем незаметно для ребенка меняют коробки местами и предлагает определить, в какой из них колокольчик, ребенок выполняет задание, встряхивает коробки, затем задание предлагается другому ребенку;
  • расширение и активизация словаря по теме «Украсим елку»: дети рассматривают искусственную елку, взрослый предлагает вспомнить все, что они знают о елке, затем предлагает рассмотреть елочные игрушки, изготовленные из различных материалов, уточняют цвет, все вместе украшают елку;
  • развитие конструктивного мышления: дети выкладывают елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину: сначала по образцу, затем самостоятельно, при необходимости взрослый оказывает помощь;  
  • закрепление знания об основных цветах: составляют гирлянды из флажков красного, желтого и зеленого цвета;

                                   

                                   Январь  / третья неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: упражнение «Одуванчик»:  «Кто больше сдует одуванчиков?»; ИКТ «Игры для Тигры»: блок «дыхание», модуль «одуванчик»;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение « игра с язычком»:

Кто же так стучит: тук, тук?

Язычок – наш верный друг.

Мы тихонько приседаем,

Язычками поиграем.

Той, той, той!                                                            

      Дети выполняют артикуляцию звука [т]: стучат кончиком языка за верхними зубами;  

  • развитие слуха: дети узнают звучание бубна среди других игрушек;
  • развитие мелкой моторики рук: дети прикрепляют прищепки разных цветов к аппликационным шаблонам «Солнышко», «Рыбка», «Петушок» и т.д. / «Прикрепи лучики к солнышку», затем открепляют по инструкции: «Сначала сними красные, затем зеленые, потом желтые лучики»;
  • расширение и активизация словаря по теме «Зима»: дети отвечают на вопрос: «Что бывает зимой?», можно использовать наглядный материал;
  • развитие конструктивного мышления: дети выкладывают снеговиков из трех белых кругов: сначала по образцу, затем самостоятельно;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                             

                                 

                                     Январь  / четвертая неделя / 

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Дыхание», модуль «Кораблики» / «Чей кораблик уплывет дальше?» /;
  • развитие слуха: на столе три банки, в одной – витаминки, в другой – соль, в третьей – бобы; взрослый встряхивает банки, дети определяют, что содержится в каждой;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Строим дом»:

                        Мы построить дом хотим,

                        Работу язычку дадим,

                        Молоточки мы возьмем,

                        Дружно гвоздики забьем,

                        [Д] легко произнесем.

    Дети выполняют артикуляцию звука [д]: стучат кончиком язычка за верхними зубами: [Д] легко произнеси,

                                    Голосок свой подключи!  

     Для ощущения работы голосовых связок ребенок прикладывает ладонь тыльной стороной к гортани / своей или взрослого /;

  • расширение и активизация словаря по теме «Зима»: на прогулке дети рассматривают и берут в руки снег, сосульки, отвечают на вопросы: какого цвета снег? сосулька? какие они на ощупь? Наблюдают, как снег и сосулька в руках тают и превращаются в воду;
  • развитие мелкой моторики рук: дети рисуют сосульки пальцем на запотевшем стекле;
  • развитие конструктивного мышления: дети выкладывают сосульки из трех треугольников разной величины;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                         

                                  Февраль / первая неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: дети надувают щеки;
  • артикуляционная гимнастика: дети выполняют артикуляцию звука [м]: для ощущения работы голосовых связок и движения подбородка взрослый предлагает ребенку приложить ладонь тыльной стороной к гортани / своей или взрослого /;
  • развитие слуха: ИКТ «Игры для Тигры»: блок «лексика», модуль «Домашние животные», тема  «Домашние птицы» / «Покажи, кто как кричит»/;
  • расширение и активизация словаря по теме «Птичий двор»: вместе со взрослым дети строят забор из кирпичиков, ставят на него игрушечного петуха / «На забор взлетел петух и закричал «Ку – ка – ре – ку!» /. Дети отвечают на вопросы: какие части тела у петуха? как он кричит? что умеет делать? Затем на заборе появляется курица / «На забор взлетела курица, она закудахтала: «Ко – ко – ко!» /. Выставляют цыпленка / «А цыпленок запищал «Пи – пи – пи!» / Побуждать детей к звукоподражанию;
  • развитие конструктивного мышления: знакомство со сказкой «Курочка Ряба» дети отвечают на вопросы: кто снес яичко? какое яичко?, затем предлагает детям собрать яйцо из частей, чтобы получилось целое;
  • развитие мелкой моторики рук: дети накладывают на листок бумаги заготовку и обводят ее по контуру и затем раскрашивают его, при необходимости взрослый помогает;
  • упражнение на развитие чувства ритма;  

                     

                                  Февраль / вторая неделя /   

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания» / «Сдуй колобка с пенька, помоги убежать от лисы»;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «ворота»: дети выполняют артикуляцию звука [н]: с силой упираются языком в передние верхние зубы, затем расслабляют язык / «Закроем ворота, откроем ворота» /. Для ощущения работы  голосовых связок и выдыхаемой воздушной струи логопед предлагает ребенку приложить ладонь тыльной стороной к гортани / своей или взрослого /;
  • развитие слуха: взрослый предлагает ребенку, рассказать  плюшевому мишке какими игрушками ты любишь играть, но слова нужно произносить громко и внятно;
  • расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»: взрослый беседует с ребенком : какие части тела есть у кошки? что она ест? какие звуки произносит? где живет? как  называется детеныш кошки?;
  • закрепление основных цветов: взрослый предлагает банты желтого, зеленого, красного цвета, ребенку предлагается выбрать один бант и назвать его цвет / «Какой бантик завяжем кошке?»;
  • развитие конструктивного мышления: дети с помощью взрослого собирают пирамидки из 3 – 6 колец;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

               

                                           Февраль /третья неделя / 

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха, используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания»: «Сдуй бабочку с цветка»;
  • артикуляционная гимнастика: дети выполняют артикуляцию звука [н], используется прием «подражание», взрослый осуществляет тактильный контроль своей ладонью или ладонью ребенка;
  • развитие слухового внимания: упражнение «Подскажи словечко»: взрослый читает стихотворение «Наша Таня громко ……, уронила в речку …..,»;
  • развитие речи и памяти: дети разучивают стихотворение  про  кошку;
  • развитие конструктивного мышления: взрослый выставляет игрушечную машинку и предлагает из брусков построить забор и ворота, через которые она проедет;
  • развитие мелкой моторики рук: дети сжимают пальцы обеих рук в кулаки и разжимают, повторяют 3 – 5 раз;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                       

                                  Февраль / четвертая неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания»: «Сдуй зайку и его друзей с одного облачка на другое»;
  • артикуляционная гимнастика: дети учатся узнавать гласные звуки по положению губ, переключаться с артикуляции одного звука на другой: [о] – губы кружочком, [у] – губы трубочкой, [и] – губы растянуты в улыбочку, и т.д. ;
  • развитие слуха: : ИКТ «Игры  для Тигры»: блок  «фонетика»: модуль «гласные звуки»: «Узнай звук [а] среди других звуков [а], [о], [и], [у]»;
  • расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»: взрослый выставляет игрушечную свинью и беседует с детьми «кто это? Какие части тела есть у свиньи? Чем она питается? Какие звуки издает? Где живет? Что делает? Как называется детеныш свиньи?»;
  • закрепление знаний об основных цветах: детям предлагаются игрушки трех цветов / кубики, палочки /, дети выкладывают в определенной последовательности: красная, желтая, зеленая;
  • развитие мелкой моторики рук: упражнение «Пальчики здороваются»: дети касаются пальцами правой руки одноименных пальцев левой руки;
  • упражнение на развитие чувства ритма;  

                             

                                    Март / первая неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: используется пособие Васильевой С.А. «Развитие речевого дыхания» / «помоги слоненку загнать мяч в ворота» /;
  • артикуляционная гимнастика / см. 4 неделю февраля /;
  • развитие слуха: использование ИКТ «Игры для тигры»: блок «фонетика», модуль «гласные звуки» / «Узнай звук [у] среди звуков [о], [а], [и], [у]» /;
  • расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»: взрослый выставляет игрушечную корову и беседует с ребенком: «кто это?, какие части есть у коровы?, чем питается корова?, где она живет?, что делает?, как называется детеныш коровы?»;
  • развитие зрительного восприятия: дети узнают домашних животных по контурным изображениям, которые демонстрирует воспитатель;
  • развитие мелкой моторики рук: упражнение «пальчики здороваются»: дети касаются каждым пальцем правой / левой / руки большого пальца левой / правой / руки;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                 

                                  Март /вторая неделя /

  • развитие дыхания: формирование длительного выдоха: дети выдувают пузыри через трубочку: «У кого пузырей больше?»;
  • артикуляционная гимнастика: закреплять знания детей о гласных звуках, умение различать их по положению губ при артикуляции;
  • развитие слухового восприятия и внимания: игра «солнышко и дождик»: воспитатель напоминает правила игры: если бубен звенит – погода хорошая, светит солнце и надо идти гулять; если бубен стучит – погода плохая, идет дождь и надо прятаться от дождя под зонтик или на стульчики;
  • расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»: беседа о игрушечной собаке: кто это? какие части тела есть у собаки?  покажи хвост, голову, уши, спинку, лапки? какого цвета шерсть у собаки?  чем она питается? что умеет делать? как она разговаривает? где  живет? как называется детеныш собаки?
  • развитие зрительного восприятия: детям предлагается собрать разрезную  картинку из трех частей с изображением домашнего животного, дети составляют картинку по образцу и самостоятельно;
  • развитие мелкой моторики рук: дети накладывают на изображение домашнего животного пластинку из прозрачного оргстекла и обводят их фломастером по контуру, при необходимости взрослый помогает;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                               

                                    Март / третья неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: дети дуют на «свечу» - палочку с перышком или ленточкой;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Язычок отдыхает»:  

                      Язычок наш отдыхает,

                      Он спокойно отдыхает

                      И тихонько напевает  «и –и – и».

Упражнение «Насос»:

                      Губки улыбаются,

                      Зубки появляются,

                      Воздух ртом вдыхаем,

                      Через зубки выдыхаем.

                      Мы в насос сейчас играем!

Воспитатель обращает внимание на то, что свист воздуха, напоминает звук [с], чтобы это почувствовать, дети используют тыльную сторону  своей ладони;

  • развитие слуха: игра «Кто внимательный?»: взрослый садится в 2 – 3 метрах от ребенка, рядом с ним разложены игрушки; взрослый предупреждает, что он будет говорить очень тихо, поэтому надо быть очень внимательным, затем дает краткие и понятные ребенку команды, произнося их тихо и четко: «Возьми мишку и посади его  машинку, вынь мишку из машины, посади в машину куклу», ребенок должен услышать  и выполнить эти команды;
  • активизация словаря по теме «Домашние животные»: игра «помоги маме найти детенышей»: на столе выложены картинки с изображением детенышей домашних животных, взрослый показывает ребенку картинку с изображением взрослого животного, н-р собаки, и говорит: «собачка плачет, она потеряла своих детей, помоги ей, кто ее детки?»; ребенок называет детенышей собаки и ищет подходящую картинку, при необходимости взрослый помогает;
  • упражнение на развитие чувства ритма;      

                                 

                                   Март  /четвертая неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: дети дуют на султанчики;
  • артикуляционная гимнастика:

                                Теплый воздух выдыхай,

                                Свои ручки согревай.

Дети выполняют артикуляцию звука [х], они должны ощутить теплую струю воздуха, используя тыльную сторону своей ладони;

  • развитие слуха: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блоки «Лексика», «Фонетика»: взрослый подражает голосам животных и просит угадать, кто придет к ним в гости;
  • активизация словаря по теме «Домашние животные»: дети выполняют задание «назови ласково»: /собака – собачка, хвост – хвостик /;
  • работа по развитию мелкой моторики рук: дети накладывают на изображение собаки пластинку из оргстекла и обводят его фломастером по контуру, затем раскрашивают;
  • развитие зрительного восприятия: детям предлагается сложить картинку из трех частей с изображением собаки, дети складывают картинку по образцу и самостоятельно;
  • упражнение на развитие чувства ритма;  

                               

                                   Апрель /первая неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного выдоха: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Дыхание», модуль «Мельница» / «чья мельница вертится быстрее?»;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Потеряли мы кота»:

                              Язык книзу та – та – та,

                              Потеряли мы кота.

                              Язык книзу та – та – та,

                              Где же нам найти кота?

В начале произнесения получается слог «тя», затем «кя» и наконец «ка», выполняется артикуляция звука [к];

  • развитие слуха: ребенок закрывает глаза, взрослый отходит от него и звенит в колокольчик, ребенок должен повернуть голову в ту сторону, откуда слышен звук;
  • активизация словаря по теме «Домашние животные»: закрепление понятий «один - много», работа над использованием в речи предлогов «под», «за», «в», «на» / «кто где спрятался?»;
  • развитие зрительного восприятия: детям предлагается составить картинку разрезанную на три – четыре части, дети составляют картинки из по образцу и самостоятельно;
  • развитие мелкой моторики рук: дети обводят контурное изображение домашних животных по шаблонам;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                             

                                   Апрель /вторая неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания» / «загони мяч в ворота» /;
  • развитие слуха: игра «Угадай, кто идет?»: взрослый показывает картинки с изображением цапли и воробья, объясняет и показывает, как важно и медленно ходит цапля и как быстро прыгает воробей, затем объясняет правила игры: если взрослый стучит в бубен в медленном темпе, надо идти как цапля, если в быстром – надо прыгать как воробей;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Молоточки стучат»:

                                Молоточки стучат:

                                Да – да – да – да.

                                Строят домик для ребят:

                                Да – да – да – да.

В начале произнесения у ребенка получается слог  [да], затем «гя» и наконец  «га», выполняется артикуляция звука [г];

  • расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные», использование ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Лексика», тема «Домашние животные»;
  • развитие мелкой моторики рук: дети разбирают и собирают матрешку;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                             

                                    Апрель / третья неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания» / «сдуй шмеля с цветка» /;
  • развитие слуха: игра «Так ли это звучит?»: взрослый выставляет две карточки с изображением мишки и лягушки и набор картинок с изображением предметов, названия которых похожи по звучанию   на слова «мишка» и  «лягушка» / шишка, мышка, кукушка, хлопушка, катушка /, дети сначала выкладывают картинки с изображением предметов, названия которых похожи по звучанию на слово «мишка», затем  на слово «лягушка»;  
  • артикуляционная гимнастика: взрослый читает сказку про котенка, который хотел научится говорить; упражнение «качели»: ребенок тянется поочередно к носу и подбородку, одновременно вытягивая руки вверх – вниз;
  • развитие фонематического слуха: взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены, протягивая гласные звуки / ма – а – ак, су – у – ук, ра – а – ак, сто – о – ол и т.д. /, детям предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [а];
  • расширение и активизация словаря по теме «Весна»: использование ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Лексика», дети отвечают на вопросы, что происходит в природе весной; игра «Оденем куклу на прогулку»;
  • развитие мелкой моторики рук: использование методики Е.А. Стребелевой «Желобок»: ребенок ловит катящиеся по желобку шарики разного размера и цвета;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                               

                                      Апрель /четвертая неделя /

  • развитие дыхания: формирование сильного длительного выдоха: используется пособие С.А. Васильевой «Развитие речевого дыхания» / «Сдуй стрекозу» /;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «футбол»: напряженным языком дети упираются то в одну, то другую щеку;
  • развитие фонематического слуха: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блок «фонетика»: взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены, протягивая гласные звуки / ма – а – ак, су – у – ук, со – о –ок,  ра – а – ак, сто – о – ол и т.д. /, детям предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [о];
  • активизация словаря по теме «Весна»: проводится беседа по сюжетным картинкам с изображением игр весной и наблюдения за жизнью растений весной;
  • развитие моторики: игра «Попади в цель»;
  • закрепление знания об основных цветах: дети располагают цветы, соблюдая последовательность: красный – желтый – зеленый / «Сплетем венок» /;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                       

                        Май  / вторая неделя /

  • развитие дыхания: формирование плавного длительного вдоха: дети «вдыхают» аромат цветка / «Ах, как вкусно пахнет» /;
  • артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Иголочка»;
  • развитие фонематического слуха: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блок «фонетика»: взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены, протягивая гласные звуки / ма – а – ак, су – у – ук, со – о –ок,  ра – а – ак, сто – о – ол  лу – у – ук и т.д. /, детям предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [у];
  • расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Лексика», работа по теме «Заяц» аналогична работе по теме «Домашние животные»: проводится беседа «Кто это?» и игра «Помоги маме найти своих детенышей», закрепление  грамматических форм «заяц – зайцы, заяц –    зайчик»;  
  • развитие мелкой моторики рук: упражнение «Ушки»: дети вытягивают и сгибают указательный и средний пальцы;
  • закрепление знаний об основных цветах: дети выкладывают бумажные цветочки в виде клумбы / «цветы красные, желтые; листочки зеленые» /;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                   

                       Май  / третья неделя /

  • развитие дыхания: формирование длительного плавного вдоха: дети «вдыхают» аромат яблони / «Ах, какой аромат» /;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Барабан»: дети поднимают вверх широкий язык, не опуская кончика языка, громко и отрывисто произносят: «Д – д – д – д – д»;
  • развитие фонематического слуха: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Фонетика»: взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены, протягивая гласные звуки / ма – а – ак , ки – и – ит, су – у – ук, сто – о – л, ши – и – ина / и предлагает отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [и];
  • расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Лексика»: работа по теме «Лиса» аналогична работе по теме «Заяц», закрепление грамматических форм «лиса - лисы», «лиса - лисонька»;
  • развитие мелкой моторики рук: упражнение «Солнечные лучики»: дети выпрямляют и раздвигают пальчики  на обеих руках, затем сжимают их в кулак;
  • закрепление знаний об основных цветах: дети составляют бумажные коврики из трех частей / полосок /;
  • упражнение на развитие чувства ритма;

                                   

                                    Май / четвертая неделя /

  • развитие дыхания: формирование длительного плавного вдоха: дети «нюхают» цветы одуванчика / «Ах, какой запах» /;
  • артикуляционная гимнастика: упражнение «Лошадка»: используется прием «подражание»;
  • развитие фонематического слуха: см. работу, которая проводилась в мае / третья неделя /;
  • расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»: используется ИКТ «Игры для Тигры»: блок «Лексика»: работа по теме «Белка» аналогична работе по теме «Заяц», закрепление грамматических форм «белка - белки» «белка – белочка»;
  • развитие мелкой моторики рук: дети лепят орешки для белочки;
  • закрепление знаний об основных цветах: дети раскрашивают бумажные прямоугольники – «конфетные обертки»;
  • упражнение на развитие чувства ритма;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы по развитию речи детей младшего возраста

Тематическое планирование рабоы с безречевыми детьми младшего дошкольного возраста...

Планирование работы по развитию речи у детей по возрастам

Актуальные задачи развития речи детей дошкольного возраста....

Перспективное планирование работы по развитию речи на тему "Работа со сказкой с средней, старшей и подготовительной группе"

Перспективное планирование разработано на основе  русских народных  и литературных сказок. В планировании представлена работа со сказкой на месяц, как в первую, так и во вторую  половин...

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.

Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....

Примерное планирование работы по развитию речи детей 6-7 лет в утренние часы

Практический материал для начинающих воспитателей! ШПАРГАЛКА: какие виды деятельности с детьми можно выбрать в день по теме :"Мамин день". Подбор игр, бесед, образовательной деятельности, индивид...

«Основные требования к планированию работы по развитию речи»

Презентация «Основные требования к планированию работы по развитию речи»...