Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми старшей возрастной группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Баркина Наталья Ивановна

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности по заданию логопеда с детьми старшей возрастной группы. Тема: "Подготовка к постановке звука "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r_.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ

СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

ТЕМА: Подготовка к постановке звука «Р».


ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ:

«Речевое развитие»

Создавать условия для подготовки речевой моторики и фонематического слуха к постановке звука «Р».

Осуществлять поддержку при дифференциации на слух  звука «Р» из ряда других звуков, слогов, слов.

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.

Упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.

Развивать внимание, память, общую моторику.

Вызывать стремление овладеть правильным звукопроизношением.

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ИНТЕГРАЦИИ

«Физическое развитие»: способствовать развитию моторики кистей и пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»: Мотивировать ребенка на самостоятельный выбор материалов и способов изображения животных

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ребенок овладевает правильным артикуляционным укладом звука «Р»; дифференцирует на слух  звук «Р» из ряда других звуков, слогов, слов; плавно переключаясь, с одного движения на другое, выполняет динамические движения кистями и пальцами рук; дает правильную артикуляционную и акустическую характеристику звука «Р»; правильно подает целенаправленную воздушную струю.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: индивидуальная. 

ФОРМА РАБОТЫ: образовательная деятельность (по заданию учителя-логопеда).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, карточки для характеристики звука, зонд с шариком на конце (или закругленная палочка);  предметные картинки с изображением, моторной лодки, дятла, рак, сом, щука, карась, лещ, ракушки), сюжетная картинка с изображением животных зайца, белки, лисы, лося, волка).

         МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность): Какое сейчас время года? Правильно - весна! А это значит, что все животные, которые впадали в спячку, сейчас пробуждаются. Я загадаю тебе загадку, а ты угадай о каком животном идет речь:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Сегодня на прогулку в лес тебя приглашает маленький медвежонок. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап):

Содержание ОД

Формы работы (вид деят-ти)

Наличие

средства

у детей

Образ-ые

задачи

  1. Характеристика звука «Р»:

Послушай сначала, как рычит мой язычок. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а широкий язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами и сильно на него подула. Давай порычим вместе. Дрррррр- РРрррр).

Голос у нас (работает)

Вот у нас получился звук «Р». Когда мы произносим у нас:

- язык вверху, широкий кончик прижат к бугоркам (альвеолам);

- язык плотно прижимается к бугоркам;

- губы разомкнуты, зубы тоже. 

Звук «Р» у нас согласный, звонкий, твердый. Мы его обозначим синим квадратиком.

Куда мы ставим язык при произнесении звука Р? В каком положении губы и зубы? Давай пропоем песенку Ра-ра-ра, ар-ар-ар.

  1. Дифференциация звука на слух:

Давай поиграем в игру «Поймай звук», когда услышишь звук Р, то хлопай в ладоши, а на другие звуки руки «отдыхают»

С-М-Р-У-В-З-Г-Н-Р-И-Н-Р-З-В-Р-У-Р-Э-Ж-Р.

  1. Физкультминутка:

Мишка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает.
Мишка гири поднимает. (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)

  1. Артикуляционная гимнастика:

А сейчас нам нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи, какие упражнения для этого нужно выполнить.

Упражнения для подвижности кончика языка:

«Маляр»

Красить комнаты пора-

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

«Барабан»

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д!»

  1. Формирование воздушной струи:

Я расскажу тебе одну интересную историю, произошедшую с Медвежонком.

Он любит гулять по своему лесу и вот однажды он

захотел пить и пришел к реке. По реке плыла моторная лодка и громко-громко тарахтела. Покажи, как работает мотор у лодки, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой. (дует через палочку в стаканчик с водой)

Наш мишка хотел узнать, кто живет в реке? Покажи только те картинки, в названии которых слышится звук [р].

Ходил медвежонок по полянке, животных рассматривает. Постоял около лося, посмотрел на белку, потрогал зайца, подумал о волке, подбежал к лисе.

Мишку хвосты интересуют. У него хвост медвежий, а у лисы, зайца, волка, чей хвост?

Ребенок образует притяжательные прилагательные.

Тут раздалось в лесу сердитое рычание мамы медвежонка. Как ее зовут? (медведица).

И от неожиданности мишка тоже зарычал. Покажи, как он это сделал? Обрадовался медвежонок, что теперь сам может рычать, и побежал похвастать перед мамой. Вот такая забавная история произошла с Медвежонком.

Повторяет характеристику звука

Играют в игру, хлопая, когда услышат звук «р»

Выполняет физкультминутку

Выполняют артикуляционные упражнения

Выполняет упражнение в игровой форме

Показывает картинки, в названии которых есть звук «р»

Образуют притяжательные прилагательные

Зеркало

Трубочка и стакан с водой или другая посуда с жидкостью

Картинки с изображениями различных животных

Создавать условия для подготовки речевой моторики и фонематического слуха к постановке звука «Р».

Осуществлять поддержку при дифференциации на слух  звука «Р» из ряда других звуков, слогов, слов.

Создавать условия для подготовки речевой моторики и фонематического слуха к постановке звука «Р».

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

 Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.

Упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.

Какая замечательная история произошла с нашим Медвежонком! Давай отставим о ней  воспоминание. Смотри, у меня есть изображение леса, но его нужно раскрасить и, по-моему, здесь кого-то не хватает. Дорисуй Медвежонка и его маму, а еще можно и других жителей леса.

Ребенку предлагаются мелки, карандаши, пастель, краски.

Ребенок плавно входит в самостоятельную продуктивную деятельность.

Изобразительная деятельность

Лист бумаги

Мотивировать ребенка на самостоятельный выбор материалов и способов изображения животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно коррекционно – образовательной деятельности для детей с ФФН в старшей логопедической группе

Конспект непосредственно коррекционно – образовательной деятельности для детей с ФФН в старшей логопедической группе...

Нетрадиционная техника рисования "Рисуем солью". Конспект непосредственно-образовательной деятельности “Тарелка для кота”. Для детей старшей возрастной группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности “Тарелка для кота”.Цель:Декорирование бумажной тарелки, используя нетрадиционные техники рисования.Задачи: Образовательные: познакомить с новым сп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Как мы отдыхаем?» (старшая возрастная группа)

способствовать расширению знаний об отдыхе и его необходимости для организма....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА (подготовительная группа)

Конспект для индвидуальной работы с ребенком с НР по заданию логопеда "Автоматизация звука "Л"...

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: Автоматизация звука «Л»

Способствовать закреплению правильного произношения звука «Л» в слогах со стечением согласных, словах предложениях, фразовой речи; развитию навыка звукового анализа в ходе определения мест...