Подготовка детей к успешному обучению в школе
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Маслова Марина Николаевна

Консультация для родителей по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 « Ручеек»

Готовим детей к успешному обучению в школе.

(Речевое развитие)

Подготовила: воспитатель группы

общеразвивающей направленности № 7

Маслова М.Н.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. Вам хочется, чтобы он учился с
интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы
ребёнок был готов к этому?
Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении
предметов школьной программы.
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько
быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям
школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения и
познания.
Успеваемость будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы
определенные предпосылки в дошкольном возрасте: развитый физический
слух, нормальное физического развитие будущего школьника, развитая
общая и мелкая моторика; нормальная работа центральной нервной системы,
любознательность, познавательная активность, правильные представления об
окружающем мире (понимание времени, пространства, умение считать)
 готовность ребенка обучаться в коллективе и т.д.

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он
будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного
обучения.

Значение речевого развития при подготовке к школе.

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном
развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно
формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и
интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего
процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении
родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его
словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он
должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая
есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую
социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и
сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто
становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и
уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи
с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это
обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе?
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него
должны быть сформированы следующие определенные компоненты речи.


1.Умение слушать и слышать других.
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут
серьезные проблемы в понимании учебного материала, который
рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы
ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он

Что означает речевая готовность к школе?
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него
должны быть сформированы следующие определенные компоненты речи.
1.Умение слушать и слышать других.
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут
серьезные проблемы в понимании учебного материала, который
рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы
ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи.
Будущий первоклассник должен уметь четко и внятно произносить все звуки
речи, изменять интонацию и темп с учетом смыслового содержания, уметь
говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на
успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.


3. Умение различать звуки речи на слух.
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук,
который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если
какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его
письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то
вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза.
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять
их последовательность.
Формами звукового анализа являются:
Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»).
Задача ребенка – определить наличие звука в слове;
Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается
слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»);

определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит
звук [н] – в начале, середине или конце?»);
Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ);
умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и
синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги,
определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из
представленных ему слогов.

5. Словарный запас

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным
запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов.
При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а
понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать
тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять
рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в
процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные
слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве
присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка
словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в
семье в большей степени формируется запас слов ребенка. Поэтому среди
рекомендаций, которые даются родителям, часто называется употребление
ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор.
Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

Умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава –
зеленая);

Умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка –
мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
Умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа –
класс, парта, учебники, коридор);
Понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой –
маленький, сладкий – горький);
Понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный,
доблестный);
Понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной гвоздя, гриба);

Умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас
скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание
прочитанного им материала.

Например: Кот какой ? Не просто красивый, он еще пушистый, усатый, быстрый, ласковый ,и т.д.

6. Грамматический строй речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования,
уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является
словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям
(по падежу, числу, роду и т.д.)
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:
Использование развернутой фразовой речи;

Работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи
слов в предложении и т.д. Умение находить ошибки в предложении и
исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным
словам; пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

7. Связная речь.
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые
использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим
возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне
затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
Поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
умение развернуто описывать окружающие предметы; внятный пересказ
пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там
говорилось);
Умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную
деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.

Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития
ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает
общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои
желания и мысли.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей - залог успешного обучения в школе

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и  успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...

Речевое развитие детей - залог успешного обучения в школе

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и  успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...

Консультация для педагогов. Презентация "Развитие мыслительной деятельности у детей для успешного обучения в школе".

Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок. Это в первую очередь социально-психологические перемены в жизни...

Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Статья о подготовке дошкольников к успешному обучению в школе в плане обучения грамоте...

Подготовка дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и ЭВС

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребенка, к этому времени необходимо, чтобы у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деят...