НОД "Маша идет в школу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Демина Галина Евгеньевна

Конспект

образовательной деятельности

«Маша идёт в школу»

(старшая группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Конспект

образовательной деятельности

«Маша идёт в школу»

(старшая группа)

Воспитатель: Демина Галина Евгеньевна

Г.Камень – на – Оби,2022г.

Развитие речи «Маша идёт в школу».

Цель: выявления качества усвоения знании и умении у детей, полученных в течений года

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение составлять предложения, рассказ по картине;

  • Активизировать в употреблении в речи синонимов и антонимов;

  • Упражнять в определении первого и последнего звука в словах;

  • Упражнять в умении правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей

  • Продолжать развивать умение связно, последовательно и логично передавать текст придуманного рассказа

  • Закрепить знания детей о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, также птиц, зверей, насекомых.

  • Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о месяцах  временах года.

Развивающие:

  • Развивать связную выразительную речь
  • Продолжать развивать фонематический слух
  • Расширить представления о дальнейшем обучении в школе

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие

Виды детской деятельности

Приемы работы

Игровая

Дидактическая игра: «Назови, одним словом»

Игра с предметом «Скажи наоборот», «Какая Маша?», «Опиши предмет»

Коммуникативная

Ситуативная беседа о погоде, о школе; словесная игра «Придумай предложение»; звуковой анализ слова «ШКОЛА»; придумывание творческого рассказа;

Познавательно-исследовательская

Рассматривание иллюстрации «Лиса», «Речка», «Дощечка», «Поляна с грибами и ягодами», «Школа»;

Вопросы поискового характера

Двигательная

Физкультминутка «Если есть хороший друг…»

Количество детей: подгруппа 11 человек

Материал и оборудование:

Оборудование: 22  стула, 6 парт, звоночек, указка, магниты, магнитофон, интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Демонстрационный материал: кукла Маша, мячик, зелёная скатерть,иллюстрации (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые), портфель со школьными принадлежностями (книга, ручка, альбом, ластик, тетрадь, карандаш, точилка), презентация.

Раздаточный материал:фишки и схемы для звукового анализа слов, медали первоклассника.

Ход

Дети заходят в группу, встают в круг, у воспитателя в руках звоночек

Воспитатель: Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Д: Доброе утро!

В: Слушаем дежурных по уголку природы.

Д: Сегодня 27 апреля, понедельник, утро. Погода…

В: Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите, с какого она мультфильма.

(Звучит аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь»)

В: Вы узнали, откуда эта музыка?

Д: Эта музыка из мультфильма «Маша и медведь».

В: А вот и наша героиня.

(Воспитатель показывает куклу Машу)

В: Передаём Машу по кругу и говорим, какая она по характеру. Маша озорная…

(передаёт её по кругу, каждый ребёнок называет черту характера Маши)

Д: Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…

В: Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествовала помногим детским садам. Нам нужно Маше помочь добраться до Мишкиного домика и выполнить задания Миши, так как Маша одна не справится с заданиями. Миша думает, что она не совсем ещё готова к школе. Поможем?

Д: Да

В: Итак, первое задание. Миша хочет, чтобы мы поиграли в игру «Цепочка слов», а Маша будет учиться, как правильно играть в эту игру.

(дети стоят в кругу, первой начинает игру воспитатель со слова «БИБЛИОТЕКА»)

В: А ещё Маша не знает сколько месяцев в году. Подскажите ей, ребята

Д: В году 12 месяцев.

В: Передаём по кругу красивые подсолнухи и называем по порядку все месяца. Январь….

(Дети по очереди называют все месяца в году и передают подсолнухи)

В: А ещё Миша вам предлагает игру «Скажи наоборот». Я кидаю мяч, называю слово, а вы называете противоположное слово, а мяч кидаете обратно мне.

Радостный – грустный, печальный

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Часто – редко

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Храбрый – трусливый

Умный - глупый

Жадный - щедрый

Вязать - распускать

В: Идём дальше. Перед вами полянка, а на поляне все звери, млекопитающие, земноводные, птицы, насекомые перепутались, Миша хочет, чтобы вы Маше помогли навести порядок и поделить их по группам.

(Игра «Назови одним словом», на поляне (на столе) лежат картинки вперемешку, дети их классифицируют)

В: Ваня, назови одним словом вот этих животных. (Кукушка, ястреб, трясогузка, клёст, свиристель)

Д: Птицы

В: Соболь, кабан, ёж, куница, рысь

Д: Звери

В: Ящерица, уж, гадюка, черепаха, крокодил.

Д: Пресмыкающиеся

В: Лягушка, жаба, тритон

Д: Земноводные

В: гусеница, бабочка, пчела, стрекоза, майский жук

Д: Насекомые

В: Чем земноводные отличаются от пресмыкающихся

Д: ответы детей

В: Молодцы!

(Воспитатель зовёт всех детей встать в круг)

Следующее задание, нужно сделать звуковой анализ слова «ШКОЛА». Для начала давайте Маше расскажем из чего состоят слова.

Р: Слова состоят из звуков и букв.

В: Чем отличаются звуки от букв?

Д: Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются.

В: На какие две группы делятся все звуки русского языка?

Д: На гласные и согласные.

В: Как произносятся гласные звуки?

Д: Легко, свободно, поются, тянутся.

В: А согласные?

Д: Не тянутся, не поются.

В: А какие бывают согласные звуки?

Д: Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

В: Итак,присаживайтесь за столы, спинки выпрямили, ноги поставили вместе.

(Слово «ШКОЛА» дети работают за столами)

В: Из скольки звуков и слогов состоит слово «ШКОЛА» и на какой слог падает ударение?

Д: Слово «ШКОЛА» состоит из 5 звуков, из 2-х слогов, ударение падает на первый слог ШКО-, на звук «О».

В: Какой первый звук в слове «ШКОЛА»?

Р: 1-ый звук в слове «ШКОЛА», зв. «Ш» - он всегда твёрдый, шипящий, глухой согласный и обозначаем его синей фишкой (Ребёнок берёт зелёную фишку и выходит к доске)

2-ой зв. «К» - он глухой, твёрдый согласный и обозначаем его синей фишкой(Ребёнок берёт красную фишку и выходит к доске)

3-ой зв. «О» - он гласный и обозначаем его красной фишкой(Ребёнок берёт синюю фишку и выходит к доске)

4-ий зв. «Л» - он звонкий, твёрдый согласный и обозначаем его синей фишкой (Ребёнок берёт синюю фишку и выходит к доске)

5-ой зв. «А» - он гласный и обозначаем его красной фишкой (Ребёнок берёт красную фишку и выходит к доске)

В: Молодцы! Загрустила наша Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весёлой. Встаньте парами друг к дружке лицом, возьмитесь за руки.

Физ.мин. «Если есть хороший друг…»

Настроение упало (Стоят лицом друг к другу, руки вверх)

Дело валится из рук (Бросают руки вниз…)

Но ещё не всё пропало (Грозят указательным пальчиком)

Если есть хороший друг (Хлопают в ладоши)

С делом справимся вдвоём, (Берутся за руки)

С облегчением вздохнём, (Вздыхают)

Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх)

И от пыли отряхнём! (Отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу)

В: Теперь настроение у всех будет хорошее. А вот мы и пришли к домику Мишки.

(воспитатель показывает картинку домика на интерактивной доске)

Посмотрите, он, кажется, собрал портфель для Маши.Давайте посмотрим, что он в него положил. Присаживайтесь на стулья.

(Игра «Опиши предмет»)

По-очереди, будем вытаскивать по-одному предмету из портфеля, называть его и описывать: какая у предмета форма, цвет величина, из каких частей состоит из какого материала изготовлена, назначение предмета.

(В портфеле книга, ручка, альбом, ластик, тетрадь, карандаш, точилка)

Д: По-очереди выходят к воспитателю и описывают предмет

В: Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Д: школьные принадлежности.

В: Взяла Маша портфель и отправилась в путь.

(Воспитатель складывает всё в портфель и убирает)

А дорога шла через поля, через леса…ой, ребята, а что было дальше я незнаю. Но Миша оставил картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кира, кто на ней изображён?

(воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску)

Д: На картинке изображена лиса.

В: Составьте предложение к этой картинке.

Д: Составляют предложение.

(воспитатель показывает 2-ю и 3-ю, 4-ю, 5-ю картинку (речка, поляна с грибами и ягодами, дощечка, школа), дети аналогично составляют предложения)

В: А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы и сами придумаем новую серию про Машу и назовём, например, так «Маша идёт в школу». Вы согласны со мной?

Д: Да.

В: Мы вас послушаем и сравним, у кого интересней получится рассказ

(Дети составляют рассказ по картине, прослушать 3-4 ребёнка)

В: Чей рассказ больше всего понравился?

Д: ответы детей

В: За что вам хочется похвалить Влада?

Д: ответы детей

В: Хочется особенно выделить рассказы…..

Рассказ Влада был интересным, ты сумел рассказать о самом главном. Использовал интересные слова. Все дети слушали тебя очень внимательно, так как речь была четкая, громкая, правильная.

-Даша правильно строила предложения.

В: Молодцы! Вот какая интересная серия у нас получилась.

(Воспитатель приглашает всех встать в круг)

В: А какое упражнение Миши, вам больше всего понравилось?

Д: Ответы детей

В: Какое задание было самым трудным?

Д: Ответы детей

В: Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс?

Д: Да

В: В какое время года Маша пойдёт в школу?

Д: Осенью, 1 сентября.

В: Верно, и вы вместе с Машей пойдёте в школу и будете учиться на пятёрки и четвёрки. За помощь, которую вы оказали Маше, она вам дарит медали первоклассника.

(Воспитатель дарит детям по медальке)

В: А теперь все берёмся за руки  и громко кричим «МОЛОДЦЫ»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы"Буратино идет в школу"

Выпускной праздник для детей подготовительной группы "Буратино идет в школу"...

Занятие в подготовительной к школе группе "Маша идет в школу"

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях.Задачи: Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (внимание, память, мышление), творческих способностей.Раз...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Незнайка идет в школу"

Данный конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп. В нем вы найдете задания для проверки готовности детей к 1 классу....