Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Хлеб – всему голова».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Салмова Людмила Анатольевна

- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.

- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и о пути хлеба от колоса до булки.

- Продолжить формировать умения вести диалог между воспитателем и детьми,

- Учить детей быть корректными и доброжелательными.

- Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, пекарям), бережливое отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hleb_vsemu_golova.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – всему голова».

Задачи:

- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.

- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и о пути хлеба от колоса до булки.

- Продолжить формировать умения вести диалог между воспитателем и детьми,

- Учить детей быть корректными и доброжелательными.

- Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, пекарям), бережливое отношение к хлебу.

Материал: лепбук, картинки ржи и пшеницы, картинки «Выращивание хлеба».

Предварительная работа: беседа о труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций о том, как выращивают хлеб, рассматривание колосьев, отгадывание загадок о хлебе, чтение рассказов М. Глинский «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Словарь: серп, цеп, каравай, колос, пекарь, хлебороб.

Ход занятия:

В.: (загадывает загадку)

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней него на свете нет.

- Что это такое? (хлеб)

-Вы правильно отгадали. А какие слова к загадке, помогли нам отгадать, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый)

Мы уже много говорили о хлебе, и сейчас вспомним, как же выращивают хлеб.

(Воспитатель предлагает детям по серии картин «Выращивание хлеба» составить рассказы об этапах выращивания хлеба (рассказы детей).

В.: ребята, а кто знает стихотворение о хлебе?

(Дети читают стихотворения):

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зерна раннюю весною,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень.

П. Качанов.

РУКИ ЧЕЛОВЕКА.

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земля, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым,

Я помню, как руки трудились упорно,

Что в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам руки, за добрый ваш труд.

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом, от стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Снова по снегом дорогу найду

И колосом стану и к людям пойду.

В.: ребята, как же нужно относиться к хлебу? (бережно, не кидать) Почему? (ответ детей).

В.: я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб:

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на права. Давайте представим, что мы сеятели.

Физкультминутка (дети показывают, как надо разбрасывать зерно).

- А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная)

- Почему? (ветром будет зерна уносить)

- Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру)

- Вот и кликали люди дождик:

Дождик, дождик поливай –

Будет хлеб каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

В.: но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложили много пословиц о хлебе.

В.: а вы знаете пословицы о хлебе?

(Хлеб всему голова. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. Какова земля, таков и хлеб. Земелька черная, а хлебец белый родит.)

- Молодцы! Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора урожай убирать. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле.     Я принесла на занятие картинку серпа, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т.к. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам.

Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.

На Руси хлеб назвали – каравай.

Наше занятие подошло к концу, теперь вы знаете, как выращивали хлеб в старину. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

1.Уточнитьзнания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.2.Закрепить умение драматизировать художественное произведение последовательно и точно.3.Совершенствовать ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема занятия: «Коли хорош, не хвастай: тебя и так заметят»

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого....