Комплекс игр, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей 4-5 лет
методическая разработка по развитию речи

Воспитание звуковой культуры речи – является важной задачей развития речи в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети активно усваивают разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igr.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей 4-5 лет

Игры на воспитание четкой и правильной артикуляции 

Цель. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата.

  1. «Покажи, как Витя радуется и как он сердится».  

Содержание. Педагог рассказывает детям, что, когда Витя бывает счастлив, он улыбается. Воспитатель показывает, как нужно растянуть губы, чтоб были видны верхние и нижние передние зубы, а когда Витя обижен, недоволен, или сердится, он надувает губы– вот так: воспитатель вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой.  

Воспитатель говорит: «А сейчас, я буду вам рассказывать про Витю. Когда он будет сердит, вы надувайте губы, а когда Витя будет радоваться, вы будете улыбаться...  

Подарила бабушка Вите трактор. Витя доволен, он улыбается. Вышел Витя с трактором гулять, а на улице дождь идет, не знает Витя, что ему делать. Рассердился Витя и надул губы. На улицу вышел Вася. Обрадовался ему Витя, заулыбался. Попросил Вася у Вити поиграть его трактором. Жалко стало Вите трактор, надул он губы. А здесь и тучки разбежались, выглянуло солнышко. Улыбнулся Витя и говорит Васе: «Давай играть вместе трактором».

  1. «Язычок на прогулке».

Содержание. Педагог рассказывает, обращаясь к малышам: «Надоело нашему язычку дома сидеть, и решил он погулять. Открыл он свой домик (Воспитатель показывает детям, что нужно делать: открывает рот), посмотрел направо, затем налево, потом опять направо, снова налево, никого не нашел, и решил язычок погреться на солнышке и лег на забор возле своего домика (Педагог кладет на нижние зубы широкий язык)». В течение всего рассказа дети повторяют действия за взрослым.

  1. «Вкусное варенье».

Содержание. Воспитатель рассказывает детям: «Ела Света малиновое варенье и испачкала всю верхнюю губу. Света слизала варенье с верхней губы широким языком вот так (взрослый показывает детям, как нужно сделать)». Затем педагог предлагает детям чуть-чуть приоткрыть рот и сделать движения сверху вниз широким передним краем языка, облизывая верхнюю губу.

  1. «Вот так грибок!» 

Содержание. Педагог вместе с детьми вспоминают, как выглядит гриб, что у него есть шляпка и ножка. Воспитатель напоминает детям, что шляпка у него широкая, большая, а ножки бывают толстые или тонкие. После этого он предлагает детям придать своему язычку форму грибка. Воспитатель объясняет, для того, чтоб получился гриб, что нужно язычок поднять и прижать его спинкой к нёбу, тогда будет хорошо видна тоненькая ножка нашего грибочка - подъязычная уздечка. Для того, чтобы у детей правильно получилось упражнение, педагог просит их сначала растянуть рот в улыбке, приоткрыть его и приклеить свой язычок к нёбу.  

  1. «Качели».

Содержание. Дети вспоминают, как они качались летом на качелях. Потом воспитатель им предлагает «покачать на качелях» их язычок. Для этого нужно приоткрыть рот, (по указанию воспитателя – «вниз») широкий язык опускается за нижние зубы, затем (по указанию воспитателя – «вверх») поднимается за верхние зубы. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, а движения вверх-вниз выполняются только языком, губы растянуты в улыбке, зубы – обнажены.

  1. «Болтушка». 

Содержание. Педагог, показывает детям игрушку (картинку) с изображением индюка, и говорит: «Когда индюк сердится, он «болбочет» («хлопает» языком по верхней губе и произносит звуки бл, бл). Затем предлагает детям попробовать показать, как индюк «болбочет». Дети производят сначала медленные «хлопки» широким языком по верхней губе вперед и назад. Затем постепенно темп движения увеличивается и добавляется голос, пока не послышатся звуки бл, бл.

Игры на развитие длительного ротового выдоха

Цель. Отрабатывать длительный, плавный ротовой выдох.

  1. «Летят листочки».

Содержание. Детям раздаются «листочки», вырезанные из бумаги и подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на «листочки».

  1. «Насос».

Содержание. Воспитатель говорит: «Решил как-то Максим покататься на велосипеде, а у него спущены колеса, весь воздух вышел. Взял он насос и стал накачивать шины. Воздух со свистом выходит из насоса: сссс..., сссс... Поможем Максиму накачать все колеса». Малыши имитируют движения при накачивании шин насосом, и все вместе длительно произносят звук сссс.

  1. «Цветочек»

Содержание. Воспитатель говорит: «Мы с вами пришли на красивую полянку, где растет много цветов. Давайте понюхаем эти красивые цветочки.

Вдохнули и задержали дыхание. Ах, как они приятно пахнут».

  1. «Физкультурные свистки»

Содержание. Воспитатель говорит: «У меня сегодня для вас сюрприз. Отгадайте, что это за звук». Отворачивается и свистит в свисток. Дети отвечают. Затем всем раздаются свистки. Дети свистят на одном длинном выдохе.  

  1. «Пузырь» 

Содержание. Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем медленно поднимая головы и постепенно отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут медленно к центру круга, произнося звук [ф] и подражая выходящему воздуху.

  1. Упражнение «Ныряльщики»

Содержание. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки малыши. Дети, подражая пловцам, разводят руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз.

  1. Игра «Кто лучше надует игрушку?» 

Содержание. Воспитатель раздает каждому ребенку маленькую надувную игрушку, такую, чтобы ее можно было надуть за 3-4 выдоха. Он показывает детям, как нужно надувать игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

  1. «Подул ветерок».  

Содержание. Воспитатель рассказывает детям: «Наступило жаркое лето, выросла на полянке зеленая, высокая травка. Вот подул легкий ветерок, и травка начала колыхаться». Педагог раздает детям зеленые «султанчики» со словами: «У нас тоже есть травка. Когда, я скажу: «Дует ветерок!» вы будете дуть на «травку». Когда, я скажу: «Ветерок дует по дорожке», вы сделаете дорожку из языка. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу». Взрослый показывает, как это нужно сделать. Проследив за тем, чтобы дети положили широкий язык на нижнюю губу, воспитатель дает команду:

«Подул ветерок!»

Игры на развитие слухового внимания

Цель – приучать детей слушать внимательно речь окружающих и правильно воспринимать ее, развивать у них слуховое внимание и память, воспитывать точность выполнения данного игрового поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; тихо или громко воспроизводить звукоподражания, различать близкие по звучанию звукосочетания на слух.

  1. «Угадай, что звучит»

Используемый материал. барабан, молоточек, колокольчик и ширма.  

Содержание. Педагог показывает детям приготовленные предметы, спрашивает детей, что это за предмет. Если дети затрудняются ответить, то называет сам и просит детей повторить. После того, как малыши запомнят названия всех предметов, воспитатель предлагает послушать их звук: он звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком, бьет в барабан. Дети еще раз говорят названия игрушек. Потом взрослый за ширмой воспроизводит звучание указанных предметов и спрашивает детей, какой из инструментов звучал. Дети отвечают на вопрос. Воспитатель снова звенит колокольчиком, бьет в барабан, стучит молоточком и т. д. нужно следить, чтоб дети правильно и отчетливо называли нужный предмет.

  1. «Назови животных и скажи, кто как кричит»

Наглядный материал. Коробка с игрушечными животными и птицами:

собакой, щенком, лошадкой, гусем и др.  

Содержание. Воспитатель достает из коробки одну игрушку и спрашивает у детей, что это за животное (птица). После того как они назовут игрушку, взрослый просит их изобразить, как оно кричит. Так малыши узнают щенка и «тявкают» (тяв-тяв), узнают собаку и «лают» (гав-гав), изображают лягушку (ква-ква), лошадку (и-го-го), гуся (га-га-га), кукушку (ку-ку). Необходимо добиваться, чтобы дети правильно называли животных и в звукоподражаниях четко произносили все звуки.

  1. «Угадай, кто (что) это» 

Наглядный материал. Игрушки: коза, овечка, мышка, машина.  

Содержание. Сначала педагог показывает детям животных: овечку и козу. Он напоминает малышам, какие звуки они издают: овечка – беее, коза – меее. После этого воспитатель предлагает детям угадать на слух, кто из животных кричит, и произносит: «Беее». Дети отвечают, что это овечка. Воспитатель показывает нужную игрушку. «А это кто?»– спрашивает он и произносит: «Меее»… Дети отвечают: «Коза». Педагог показывает козу.  

Затем воспитатель показывает мышку и машину. Он напоминает детям, как пищит мышка (пи-пи-пи) и какие звуки издает машина (гудит – би-би-би). После повторения дошкольники определяют на слух, пищит мышка или гудит машина. Нужно следить, чтобы дети точно различали на слух указанные звукосочетания, правильно их произносили и соотносили с соответствующей игрушкой.

  1. Игра «Угадай, как надо делать»

Подготовительная работа. Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе. На музыкальных занятиях дети учились выполнять движения соответственно темпу музыки.

Краткое описание. Воспитатель несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мельница мелет зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит воспитатель. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т.п. Воспитатель должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнять движения.

  1. «К кому пришел, от кого ушел волк» 

Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки с волком: волк пришел к своим волчатам, волк уходит от волчат, волк пришел к домикам поросят, волк уходит от домиков поросят, волк приходит к охотнику, волк убегает от охотников.

Содержание. Педагог ставит на доску три картинки, на которых изображен волк, пришедший к волчатам, поросятам, охотнику. Затем взрослый произносит фразу «Волк пришел» с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить кто из представленных героев это сказал. Такая же работа проводится по трем другим картинкам. Фраза «Волк ушел» произносится с сожалением, радостью или досадой. Дети должны внимательно слушать педагога. Нужно активизировать их вопросами «Как ты догадался, что это сказали волчата?» Игры на правильное произнесение изолированного звука

Цель. Уточнять движения органов артикуляционного аппарата, учить правильно произносить изолированный звук. Развивать речевой слух, силу голоса, длительный ротовой выдох.  

  1. «Угадай, кто жужжит».

Содержание. Педагог рассказывает детям: «Пошли как-то дети на прогулку. Пришли они к полянке, на которой было много цветов. Над цветочками кружилась и жужжала большая пчела». Воспитатель громко, длительно произносит звук жжжж. «Пошли ребята дальше, и увидели, что в кустах сидит большой паук и плетет паутину. В эту паутину попала муха, и очень хочет выбраться, из сил выбивается и жужжит». Взрослый тихо и менее длительно произносит звук жжж. «А теперь послушайте и скажите, кто жужжит – пчела или муха» Затем взрослый произносит звук жжж то громко и длительно, то тихо и недолго. Дети определяют и называют того, кто жужжит.  

Потом дети делятся на две группы. Одни изображают пчел на полянке, другие муху, попавшую в паутину, и соответственно этому произносят звук ж. При повторении игры дети меняются ролями. Необходимо следить, чтобы дети четко и правильно произносили звук ж с соответствующей громкостью голоса.

  1. «Погудим, как самолеты».

Содержание. Педагог рассказывает малышам, что когда самолет летит высоко над землей, то его совсем не видно, а только слышно, как он гудит. Воспитатель длительно, на низких нотах произносит звук лллл. После этого говорит, что сначала самолет летит далеко, и его почти не слышно, но он приближается и звук его становится все громче, потом он снова улетает в даль и звук его постепенно исчезает. Взрослый сначала предлагает погудеть детям вместе, а после этого подгруппами. Воспитатель просит показать, как гудит самолет сначала детей, которые правильно произносят звук л, а затем (по одному, по два) тех, которые произносят звук л недостаточно четко. При этом он следит, чтобы язык прижимался плотно к нёбу за верхние зубы.

  1. «В зоопарке».

Содержание. Воспитатель вспоминает вместе с детьми, какие животные живут в зоопарке. После этого говорит: «Сейчас я покажу вам зверей и птиц, которые тоже живут в зоопарке». Показывает картинки с изображением животных, называет их и говорит, как они кричат: лев рычит – ррр... ежик фыркает – фрр, фрр, ворона каркает – каррр-каррр..., сорока трещит – тр, тр. Затем педагог предлагает детям воспроизвести звукоподражания («Кто как кричит?»).

После этого воспитатель, произнося то или иное звукоподражание, предлагает детям угадать, к клетке какого животного они подошли. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук р. При повторении игры можно ввести новых животных.

  1. «Кто как кричит?»

Наглядный материал: картинки или игрушки: курочка, петушок, воробей, кукушка, лягушка.

Содержание. Педагог рассказывает детям историю, как ребята ходили в лес в деревне. «Собрались ребята в лес гулять. Вышли во двор, а им навстречу идет курочка и кричит: «Ко-ко-ко…». Он достает игрушку и ставит на стол. Затем спрашивает детей «Как она кричит?». Дети повторяют. Взрослый продолжает свой рассказ «Пошли они дальше, а курочка кудахчет: «Куд-куда». Как она кудахчет?». Малыши подражают курочке. «В лес», - ответили ребята и пошли дальше. На заборе сидит красивый петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Как кричит петух?». Дети повторяют. Воспитатель достает петуха. «Пошли ребята дальше мимо огорода по дороге. Видят, а воробьи у подсолнухов семечки клюют. Прогнали их дети: «Кыш-кыш». Как прогнали воробьев?». Дети повторяют. Воспитатель достает воробья. «Наконец, пришли они в лес. В лесу хорошо, тихо. Стали собирать ягоды, вдруг слышат кукушка кукует: «Ку-ку». Дети повторяют звуки, воспитатель достает кукушку. «Набрали путешественники ягод, пошли обратно. Слышат лягушки квакают «Ква-ква». Воспитатель показывает лягушек. Дети произносят звукоподражания. «Погуляли ребята в лесу и вернулись к себе домой».

  1. «Пароход»

Подготовительная работа. Найти картинку с изображением парохода и лодки, плывущих по реке.

Содержание. Педагог показывает картинку с пароходом, плывущим по реке, и рассказывает детям: «Стоял теплый летний денек. Дети поехали на речную прогулку на пароходе. Перед тем как отплыть, пароход дал сигнал: «ыыы…» воспитатель спрашивает у детей: «Как гудит пароход?». Дети произносят звук ыыы. «Поплыли они по реке, а на встречу им лодка для того, чтоб с ней не столкнуться, пароход дает сигнал: «ыыы…». Как пароход дает сигнал? Дети произносят. Причалил пароход к берегу, и дети пошли гулять дальше.

Достоинством предложенного комплекса игр является его вариативность. Тематику игр можно менять с учетом возрастных особенностей детей, их познавательных возможностей и интересов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи детей в семье.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается ...

картотека игр направленных на формирование звуковой культуры речи для детей 2-3лет

Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слухаЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, сл...

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи:

Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи: ...

Игры, направленные на развитие звуковой культуры речи для детей 4 лет

Сборник игр для развития звуковой культуры речи для детей среднего возраста....

Совершенствование звуковой культуры речи детей 4-5 лет через использование чистоговорок

Раскрывается вопрос использования чистоговорок в работе над звуковой культурой речи детей дошкольного возраста....