"По следам осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Костякова Светлана Николаевна

"По следам осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_2021.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска  «Детский сад № 88 комбинированного вида»

_____________________________________________________________

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

для детей подготовительной к школе группе № 5 «Почемучки»

«По следам осени»

Выполнила воспитатель:

Костякова Светлана Николаевна

Октябрь - 2021


Возрастная группа:  Подготовительная к школе группа №5 «Почемучки»

Тема НОД: «По следам осени»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация

Цель:  Закрепление и расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Установление причинно-следственных связей.

Задачи: 

  1. Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

2.Продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно – экспериментальной деятельности (исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях), наблюдать, делать выводы, умозаключения.

3. Развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

4. Обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.

5. Развивать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, умение активно и доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач, умение отстаивать свою точку зрения.

6. Формировать привычку сохранять правильную осанку в разных видах деятельности.

Предварительная работа: 

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

Чтение художественных произведений«Листопадничек» И. Соколов-Микитов,

«Лес осенью» А. Твардовский,

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:

1. Загадка

2. Чтение стихов

3. Компьютерная презентация.

4. Исследования

5. Танец с листьями

Материал:

Колокольчик, листья (или ветки)  для танца, лупы, лупы на каждого ребенка, две коробки (с сухими и свежими листьями); белые салфетки, сложенные пополам; деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,

                                                 Ход НОД:

    1. Мотивация деятельности – 0,5 мин

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается.

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся.

И друг другу улыбнёмся.

2.Постановка цели детьми – 1 мин

Воспитатель: Гуляла я в парке и видела там такие красивые деревья.

Отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, в какое время года бывает такая красота в природе:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Все ответят: «Это…» (осень)

Как  вы думаете,  о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Ответы детей

Объявление темы НОД: правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени и все что с ней связано.

3. Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей – 25 минут

Я сделала фотографии и очень хочу, что бы и вы полюбовались этой красотой.

Презентация «Осень»

Воспитатель: А какое же время года сейчас?

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы так решили? Какие вы знаете приметы осени, которые определяют время года?

Назовите перелетных птиц и зимующих?

Воспитатель: Назовите осенние месяцы?

Воспитатель: Как их называют в народе, почему?

Посмотрев на картинки,  определите, где изображена ранняя и поздняя осень (картинки)

Ответы детей.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Что такое осадки?

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Ответы детей

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру«Какая погода бывает осенью» 

Я читаю предложение, а вы должны ответить, одним словом и передать листок.

Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)

Когда идет дождь - дождливая,

Когда дует ветер – ветреная,

Холодно – холодная,

Пасмурно – пасмурная,

Сыро – сырая,

Хмуро – хмурая,

Ясно – ясная.

Солнечно – солнечная.

А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?

Воспитатель: Давайте изобразим это явление танцем.

Физминутка: Танец с листьями (ветками) под музыку.

Воспитатель: Назовите народные приметы осени, которые определяют погоду?

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Воспитатель: А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист?

Воспитатель: А для того, чтобы получше рассмотреть листья, чем надо пользоваться?

Ответы детей

Дети переходят в лабораторию, надевают халаты и присаживаются к столам.

Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»

Материал: лупа, осенние листья разной формы.

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь обратную поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод?

Ответы детей

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Ответы детей

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Оборудование: зеленые листья, лупа.

(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Ответы детей

Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …

Воспитатель :какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети: Оранжевые, красные, коричневые, зеленые.

Воспитатель: кто мне может обобщить все сказанное, Почему лист зеленый, Почему осенью листья меняют свой цвет? Какой можно сделать вывод?

Ответы детей

Исследование №3«Почему опадают листья?»

Оборудование: листья крупные и мелкие, лупа

Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Какой можно сделать вывод?

Ответы детей

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили? Ответы детей

Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Ответы детей

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Ответы детей

Исследование №4 «Что же случается с опавшими листьями?»

Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?

Ответы детей

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.

Ответы детей

 Сейчас я вам предлагаю встать и немного отдохнуть.

Физминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти стряхнули – так ветер срывает росу.

Крыльями плавно помашем – это так птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

4. Подведение итогов. Оценка. - 0, 5 мин

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный листик». Мы все встанем в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени.

5.Саморефлексия – 1 мин

На разносах лежат смайлики. Подойдите и выберите такой смайлик, который вы считаете. И объясните, почему именно его вы выбрали.

(Смайлики грустный, веселый, нейтральный)

6. Перспектива на будущее – 0,5 мин

Ребята, где вы сможете применить то, что сегодня узнали и чему научились?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По следам осени"

Способствет развитию логического мышления, умению нестандартно мыслить....

Проект "Как мы следы осени искали?".

Сценарий организации проектной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста.Тип проекта: коллективный, творческо-исследовательский. Срок реализации проекта: 1 месяц.Направление: художест...

Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".

Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....

интерактивная игра-викторина "По следам Осени"

Занимательная веселая игра по станциям с элементами соревнования между командами. Участвуют дети старших групп детского сада. Игра проводится как закрепление и обобщение нескольких лексических тем об ...

Конспект НОД "По следам осени"

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста...

Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе

Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания дете...